Взаимосвязи водительских навыков слушателей автошколы с их индивидуально-психологическими особенностями

523

Аннотация

Представлены экспериментальные данные изучения дорожного поведения слушателей автошкол. Проверена гипотеза, что индивидуально-психологические различия обучающихся находят отражение в управлении автомобилем. Исследование реализовано на базе учебного центра «Технопарк СибАДИ» г. Омска. Объем выборки составил 29 человек (11 девушек и 18 юношей) в возрасте от 18 лет до 21 года. Начальный уровень подготовленности участников эксперимента и условия обучения были одинаковы. Методом экспертных оценок установлено, что лица, проявляющие ориентировочный и исполнительский стили управления автомобилем, выбирают различные приемы вождения в транспортном потоке. В зависимости от характера корреляций между водительскими навыками и индивидуально-психологическими особенностями меняется проявляемый стиль вождения. Экспериментально выявлено, что в зависимости от имеющихся типологических особенностей проявления свойств нервной системы, свойств темперамента и уровня личностной тревожности начинающие водители имеют разные приоритеты в управлении автомобилем. В заключение обосновывается необходимость проведения дальнейших исследований с учетом социально-психологических переменных, которые помогут расширить представления о влиянии социальных факторов на стилистические особенности управления транспортным средством.

Общая информация

Ключевые слова: водительские навыки, индивидуально-психологические особенности, стиль вождения, дорожное движение, корреляционные связи

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090407

Для цитаты: Бебинов С.Е., Сальников В.А., Кривощекова О.Н. Взаимосвязи водительских навыков слушателей автошколы с их индивидуально-психологическими особенностями // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 4. С. 74–86. DOI: 10.17759/sps.2018090407

Литература

 

  1. Бебинов С.Е., Сальников В.А. Особенности формирования профессиональных водительских навыков: монография. Омск: СибАДИ, 2016. 174 с.
  2. Булыгина В.Г., Дубинский А.А., Шпорт С.В., Калинкин Д.С. Психология высокорискового вождения (обзор зарубежных исследований) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 2. С. 72—92. doi: 10.17759/psylaw.2016060206
  3. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика: избранные труды. СПб: Питер, 2008. 336 с.
  4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 2-е изд., доп. и перераб. СПб: Питер, 2007. 512 с.
  5. Ефремов С.Б. Модель распознавания стилистических особенностей управления транспортным средством и классификация стратегий взаимодействия в условиях дорожного трафика // Социальная психология и общество. 2017. Том. 8. № 4. С. 123—133. doi: 10.17759/sps.2017080409
  6. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. СПб: Питер, 2003. 384 с.
  7. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб: Питер, 2004. 701 с.
  8. Лобанова Ю.И. Планирующий стиль деятельности: описание, диагностика, компенсационные возможности // Вестник гражданских инженеров. 2014. № 4(45). С. 140—147.
  9. Лобанова Ю.И. Стиль вождения: структурный подход к диагностике. Оценка отдельных характеристик // Вестник гражданских инженеров. 2014. № 6(47). С. 284—292.
  10. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.
  11. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 1. С. 36—45.
  12. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб: Речь, 2004. 392 с.
  13. Обознов А.А., Петрович Д.Л. Оценивание приборной информации: когнитивно- стилевые характеристики // Экспериментальная психология. 2009. Том. 2. № 4. С. 74—80.
  14. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. 2-е изд., доп. и перераб. СПб: Питер, 2006. 560 с.
  15. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (Зарегистрирован в Минюсте России 09.07.2014 № 33026) [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/70695708/#ixzz3nfuhgRkq (дата обращения: 11.10.2018).
  16. Толочек В.А. Проблема стилей в психологии: историко-теоретический анализ. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 320 с.
  17. Фетискин Н.П. Системное исследование монотонии в профессиональной деятельности: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб, 1993. 43 с.
  18. Четверикова А.И., Ермолаев В.В., Ткаченко О.Н. Когнитивные карты в стратегии поведения водителей по материалам опросников «Driving Anger Expression Inventory» («DAX») и «Dula Dangerous Driving Index» («DDDI») на российской выборке // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 4. С. 107—122. doi: 10.17759/sps.2017080408
  19. Baloguna S.K., Shengea N.A., Samuel S.E. Psychosocial factors influencing aggressive driving among commercial and private automobile drivers in Lagos metropolis // The Social Science Journal. 2012. Vol. 49. P. 83—89. doi: 10.1016 / j.soscij.2011.07.004.
  20. Taubman Ben-Ari O., Skvirsky V. The multidimensional driving style inventory a decade later: Review of the literature and re-evaluation of the scale // Accident; analysis and prevention. 2016. Vol. 93. P. 179—188. doi: 10.1016/j.aap.2016.04.038

 

Информация об авторах

Бебинов Сергей Евгеньевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры организации и безопасности движения,, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (ФГБОУ ВО СибАДИ), Омск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6044-4744, e-mail: bebinov.ru@gmail.com

Сальников Виктор Александрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры физической подготовки, Омский филиал Военной академии материально-технического обеспечения (ФГКВОУ ВПО Омский филиал ВА МТО), Омск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2984-4226, e-mail: viktor.salnikov1@yandex.ru

Кривощекова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)», Омск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3515-1784, e-mail: krivoshokova.ru@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1199
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 523
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0