Социальная психология и общество
2018. Том 9. № 4. С. 74–86
doi:10.17759/sps.2018090407
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Взаимосвязи водительских навыков слушателей автошколы с их индивидуально-психологическими особенностями
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: водительские навыки, индивидуально-психологические особенности, стиль вождения, дорожное движение, корреляционные связи
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090407
Для цитаты: Бебинов С.Е., Сальников В.А., Кривощекова О.Н. Взаимосвязи водительских навыков слушателей автошколы с их индивидуально-психологическими особенностями // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 4. С. 74–86. DOI: 10.17759/sps.2018090407
Полный текст
Введение
Современные условия деятельности водителей при все возрастающем количестве транспортных средств требуют новых инновационных подходов к обучению управлению транспортными средствами. Поведение обучаемого водителя за рулем автомобиля определяется важнейшим и наиболее разработанным направлением анализа человека как субъекта деятельности — диагностикой индивидуальных различий, изучением становления профессиональной пригодности как формирования ансамбля профессионально важных качеств [3]. В качестве высшего регулятора профессиональной деятельности выступают личностные особенности. Надежность управления автомобилем рассматривается как трехуровневая структура взаимодействия психических особенностей, состояний и эмоционального тонуса водителя. Проявление этих особенностей в управлении автомобилем обусловливает разные стили восприятия получаемой информации: полезависимый и поленезависимый [13].
В рамках интегративного подхода к исследованию деятельности человека рассматривается феномен индивидуальных особенностей саморегуляции, которые находят отражение в планировании цели деятельности, определяют пути, способы и структуру действий, формируют критерии оценки достигнутых результатов. При этом индивидуальные особенности человека определенным образом соотносятся со стилем саморегуляции [11]. В целом исследования человеческого фактора в области безопасности дорожного движения концентрируются вокруг двух полюсов, на одном из которых изучаются индивидуальные качества субъекта, а на другом — его особенности управления автомобилем. Принятая в современной психологии концепция активного субъекта деятельности требует сближения этих двух направлений исследований, при котором может быть обнаружено многообразие проявлений индивидуально-психологических особенностей водителя и его поведения за рулем автомобиля. Возможно, именно поэтому прикладные исследования человеческого фактора в области безопасности дорожного движения необходимо сосредоточивать на прямом наблюдении за стилем управления автомобилем в естественных условиях.
Наиболее общим и основным признаком стиля является соотношение ориентировочных, исполнительных и контролирующих действий. Характер связей между свойствами нервной системы, мотивацией, направленностью личности в деятельности находит отражение в усвоении и проявлении индивидуального стиля. Как отмечал В.С. Мерлин, системообразующая роль стиля деятельности заключается в образовании связей между разноуровневыми свойствами индивидуальности [10].
В отношении деятельности водителей выделено два обобщенных стиля: в одном предпочтение отдается ориентировочному, планирующему аспекту деятельности (контролю за ситуацией и ее разносторонней оценке), в другом — исполнительскому, импульсивному стилю (стремлению скорее выполнить тот или иной маневр) [1; 8].
Современными исследованиями в большей степени рассматриваются факторы, способствующие формированию агрессивного управления автомобилем [2; 5; 18; 19]. Однако отмечается, что для более объективной оценки дорожного поведения необходимо изучать не отдельные аспекты, а многомерные характеристики стилей вождения [9; 20].
Вместе с тем в исследованиях индивидуального стиля деятельности водителей различные его иерархические уровни, отличающиеся и по элементам, и по характеру детерминации, чаще всего не учитываются. Как правило, анализируются качественные характеристики стиля, при этом выпадает из внимания структура управляющих автомобилем действий.
Эмпирическое исследование
Цель исследования заключается в изучении взаимосвязей водительских навыков, формируемых в процессе обучения управлению транспортным средством, с индивидуально-психологическими особенностями слушателей автошколы, проявляющими различные индивидуальные стили управления автомобилем.
В качестве гипотезы было сформулировано предположение, что люди с различными способностями, базирующимися на разных индивидуально-психологических особенностях, имеют различные достижения в формировании водительских навыков.
Организация исследования. Навыки вождения участников эксперимента оценивались в условиях транспортного потока во время проведения итоговой аттестации автомобильной школой. Тестирование каждого обучаемого длилось 90 минут. Движение автомобиля осуществлялось по утвержденному учебному маршруту. Индивидуально-психологические особенности слушателей автошколы определялись в условиях учебного класса. Все тесты проводились индивидуально.
Изучаемая выборка состояла из 11 девушек и 18 юношей, проходивших профессиональное обучение водителей транспортных средств категории В. Возраст испытуемых — от 18 лет до 21 года. Подготовка проводилась в соответствии с действующими программными требованиями [15].
В нашем исследовании для определения ориентировочного или исполнительского стиля вождения у обучаемых использовался метод экспертных оценок. Наблюдения осуществлялись тремя экспертами, имеющими соответствующую квалификацию инженеров по безопасности движения.
Изучаемые навыки были распределены на две группы: осведомительно-коммуникативные и динамические (табл. 1).
Таблица 1
Классификация водительских навыков
№ навыка |
Водительские навыки |
Структура и единицы измерения |
Осведомительно-коммуникативные навыки |
||
1 |
Подготовка рабочего места водителя |
Продолжительность, с |
2 |
Пользование зеркалами заднего вида |
Количество раз |
3 |
Использование указателей поворотов* |
Баллы от 1 до 4 |
Динамические навыки |
||
4 |
Начало движения на регулируемом перекрестке |
время от включения 1-й передачи до начала движения, с; время от начала движения до включения 2-й передачи, с |
5 |
Остановка у края проезжей части |
время от включения указателя поворота до начала торможения, с; время от начала торможения до полной остановки, с; время от полной остановки до включения стояночного тормоза, с |
6 |
Торможение автомобиля* |
Баллы от 1 до 7 |
7 |
Обеспечение безопасной дистанции* |
Баллы от 1 до 7 |
8 |
Выбор оптимального скоростного режима движения в транспортном потоке* |
Баллы от 1 до 7 |
9 |
Выбор оптимального скоростного режима при маневрировании* |
Баллы от 1 до 7 |
10 |
Выбор оптимальной траектории движения при маневрировании* |
Баллы от 1 до 4 |
11 |
Своевременность переключения передач* |
Баллы от 1 до 2 |
* 1 балл — минимальный уровень развития навыка.
На протяжении тестирования экспертами осуществлялась оценка стиля вождения и хронометрирование деятельности каждого испытуемого.
Методики. Для изучения типологических особенностей проявления свойств
нервной системы (сила, подвижность возбуждения и торможения, внутренний и внешний балансы возбуждения и торможения) использовались произвольные двигательные методики (по Е.П. Ильину) [6]. Уровень экстраверсии и нейро- тизма у слушателей автошколы оценивался с помощью личностного опросника Г. Айзенка (форма А) [14], тревожность измерялась по шкале ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга в адаптации Ю.Л. Ханина [4].
Для определения взаимосвязей между показателями водительских навыков и индивидуально-психологических особенностей использовался корреляционный анализ. Для имеющегося количества испытуемых истинными считались связи с достоверностью на уровне р <0,05 и р <0,01 [12].
Результаты и их интерпретация
Следует отметить, что экспериментальные данные рассматриваются в отношении двух стилей (ориентировочного и исполнительского), в то время как в литературе их описывается значительно больше. Часто, говоря об индивидуаль
ном стиле деятельности, исследователи, как замечает Е.П. Ильин [7], изучали стили, присущие не индивидуальности, а группе людей со сходными типологическими особенностями (стиль подвижных или инертных, слабых по силе нервной системы или сильных и т. д.).
Так, у слушателей автошколы, придерживающихся ориентировочного стиля, сила нервной системы (СНС) отрицательно связана с оптимальностью выбора траектории движения при маневрировании (r = -0,52; р <0,05) и безопасным торможением в транспортном потоке (r = -0,51; р <0,05) (табл. 2). То есть лица с более слабой нервной системой имеют более сформированные указанные навыки вождения.
Таблица 2
Корреляционные связи (r) водительских навыков с индивидуально-психологическими особенностями слушателей автошколы, проявляющих ориентировочный стиль вождения
№ показателя |
Индивидуально-психологические особенности |
||||||||
СТ |
ЛТ |
Э |
Н |
СНС |
Б1 |
Б2 |
ПВ |
ПТ |
|
1 |
-0,16 |
-0,01 |
0,61* |
0,19 |
-0,02 |
0,51* |
0,02 |
-0,25 |
-0,59* |
2 |
0,21 |
-0,10 |
-0,12 |
-0,09 |
-0,22 |
-0,40 |
0,81** |
0,01 |
0,07 |
3 |
-0,19 |
0,02 |
-0,22 |
-0,29 |
-0,23 |
-0,15 |
0,16 |
-0,11 |
-0,08 |
4 |
-0,24 |
-0,61* |
0,58* |
-0,72** |
-0,44 |
0,43 |
0,11 |
0,07 |
-0,59* |
5 |
-0,29 |
-0,51* |
0,54* |
-0,12 |
-0,52* |
0,42 |
-0,01 |
0,16 |
-0,15 |
6 |
-0,15 |
-0,53* |
0,65** |
-0,26 |
-0,51* |
0,32 |
0,43 |
0,00 |
-0,37 |
7 |
-0,43 |
-0,23 |
-0,44 |
-0,23 |
-0,11 |
-0,43 |
-0,04 |
-0,10 |
0,26 |
8 |
-0,06 |
-0,26 |
0,01 |
-0,05 |
-0,31 |
-0,41 |
0,57* |
0,22 |
0,16 |
9 |
-0,10 |
-0,16 |
0,26 |
-0,18 |
-0,13 |
-0,23 |
0,30 |
0,15 |
-0,40 |
10 |
0,00 |
0,16 |
-0,33 |
0,17 |
-0,28 |
-0,54* |
0,04 |
-0,03 |
0,42 |
11 |
0,30 |
0,04 |
-0,27 |
-0,16 |
0,29 |
-0,39 |
-0,16 |
0,05 |
0,19 |
12 |
0,51* |
0,59* |
0,04 |
0,77** |
0,32 |
-0,35 |
0,51* |
0,35 |
0,28 |
13 |
0,14 |
-0,34 |
0,56* |
-0,28 |
-0,24 |
0,22 |
0,22 |
0,33 |
-0,24 |
Примечание: 1 — время подготовки рабочего места; 2 — количество использований зеркал заднего вида; 3 — использование указателей поворотов; 4 — своевременность переключения передач; 5 — выбор оптимальной траектории движения при маневрировании; 6 — безопасность торможения в транспортном потоке; 7 — обеспечение безопасной дистанции в транспортном потоке; 8 — время между включением указателя поворота и началом торможения перед остановкой; 9 — время между началом торможения и полной остановкой; 10 — время между полной остановкой и включением стояночного тормоза; 11 — время подготовки к началу движения на регулируемом перекрестке; 12 — время от начала движения до включения 2-й передачи; 13 — обеспечение оптимальной скорости движения в транспортном потоке; «*» — связь на уровне р <0,05; «**» — связь на уровне р <0,01.
Внешний баланс между возбуждением и торможением (Б1) положительно связан с навыком подготовки рабочего места к началу движения (r = 0,51; р <0,05) и отрицательно коррелирует со временем между полной остановкой и включением стояночного тормоза (r = -0,54; р <0,05). В результате лица с преобладанием возбуждения по внешнему балансу уделяют большое внимание организации своего рабочего места и быстрее фиксируют автомобиль в неподвижном состоянии после постановки на стоянку, повышая тем самым безопасность дорожного движения, в то время как навыки у водителей, имеющих преобладание торможения, более опасны.
Внутренний баланс (Б2) положительно коррелирует с частотой использования зеркал заднего вида (r = 0,81; р <0,01), временем переключения на 2-ю передачу после начала движения на перекрестке (r = 0,51; р <0,05) и временем между включением указателя поворота и началом торможения перед остановкой (r = 0,57; р <0,05). Это дает основание отметить, что лица с преобладанием внутреннего возбуждения более внимательны при выполнении торможения в транспортном потоке, чаще пользуются зеркалами заднего вида. У них больше времени, чем у лиц с преобладанием внутреннего торможения, затрачивается на подготовительные действия перед остановкой у края проезжей части и несколько позже переключаются передачи при выполнении разгона автомобиля. Преобладание внутреннего возбуждения позволяет более оптимально реагировать на изменение дорожной обстановки, обеспечивая безопасность торможения и осведомленность об изменении дорожной ситуации. Такие водители более осторожны при подготовке к маневру остановки, устойчивы к монотонной деятельности [17], но несколько занижают интенсивность разгона на перекрестках.
Подвижность торможения (ПТ) связана с такими навыками, как подготовка рабочего места водителя (r = -0,59; р <0,05) и своевременность переключения передач (r = -0,59; р <0,05). Более подвижные по торможению хуже владеют навыком своевременного переключения передач и уделяют меньше внимания подготовке рабочего места к управлению автомобилем.
Определенные связи выявлены между управляющими действиями водителей, предпочитающих ориентировочный стиль, и свойствами темперамента и тревожностью (см. табл. 2). Более тесные корреляции характерны в отношении экстраверсии (Э) с такими профессиональными навыками, как подготовка рабочего места водителя (r = 0,61; р <0,05), своевременность переключения передач (r = 0,58; р <0,05), оптимальность выбора траектории движения при маневрировании (r = 0,54; р <0,05), безопасность торможения в транспортном потоке (r = 0,65; р <0,01), обеспечение оптимальной скорости движения в транспортном потоке (r = 0,56; р <0,05). Экстраверты имеют более безопасные навыки движения в транспортном потоке.
Уровень нейротизма (Н) коррелирует со временем переключения 1-й передачи на 2-ю после начала движения на перекрестке (r = 0,77; р <0,01) и своевременностью переключения передач во время движения автомобиля (r = -0,72; р <0,01). Обучающиеся с высоким уровнем нейро- тизма допускают ошибки в выборе необходимой передачи.
Личностная тревожность (ЛТ) имеет отрицательные связи с такими действиями водителя, как своевременность переключения передач (r = -0,61; р <0,05), оптимальность выбора траектории движения при маневрировании (r = -0,51; р <0,05), безопасность торможения в транспортном потоке (r = -0,53; р <0,05), и положительно связана со временем переключения с 1-й передачи на 2-ю после начала движения на перекрестке (r = 0,59;
р <0,05). С последним показателем положительно взаимосвязан уровень ситуационной тревожности (r = 0,51; р <0,05).
В отношении водителей, предпочитающих исполнительский стиль в управлении транспортным средством, характерна несколько другая структура корреляционных связей (табл. 3). В частности, выявлено, что внешний баланс отрицательно коррелирует со временем подготовки рабочего места (r = -0,73; р <0,01) и временем переключения 1-й передачи на 2-ю после начала движения на перекрестке (r = -0,63; р <0,05). Внутренний баланс положительно коррелирует с количеством использований зеркал заднего вида (r = 0,60; р <0,05). Таким образом, лицам с преобладанием возбуждения по внешнему балансу свойственен более высокий темп действий в управлении автомобилем после начала движения на перекрестке. Лица с преобладанием возбуждения по внутреннему балансу больше внимания уделяют контролю за дорожной ситуацией через зеркала заднего вида.
Таблица 3
Корреляционные связи (r) водительских навыков с индивидуально-психологическими особенностями слушателей автошколы, проявляющих исполнительский стиль вождения
№ показателя |
Индивидуально-психологические особенности |
||||||||
СТ |
ЛТ |
Э |
Н |
СНС |
Б1 |
Б2 |
ПВ |
ПТ |
|
1 |
-0,11 |
0,15 |
-0,20 |
0,14 |
0,37 |
-0,73** |
-0,18 |
0,19 |
0,37 |
2 |
-0,18 |
-0,06 |
0,61* |
0,03 |
-0,31 |
0,32 |
0,60* |
-0,09 |
0,08 |
3 |
-0,17 |
-0,60* |
0,02 |
0,07 |
-0,25 |
0,27 |
0,12 |
0,19 |
-0,36 |
4 |
-0,23 |
-0,60* |
-0,12 |
0,05 |
-0,18 |
-0,14 |
-0,37 |
0,26 |
-0,29 |
5 |
-0,21 |
-0,51 |
-0,04 |
0,03 |
0,27 |
-0,26 |
-0,03 |
0,05 |
-0,19 |
6 |
-0,60* |
-0,23 |
0,44 |
-0,23 |
-0,41 |
0,35 |
0,14 |
0,68* |
0,08 |
7 |
-0,02 |
0,68* |
0,44 |
0,22 |
0,22 |
-0,26 |
0,47 |
-0,30 |
0,45 |
8 |
0,31 |
0,39 |
-0,22 |
0,77** |
0,41 |
-0,52 |
-0,51 |
0,09 |
-0,19 |
9 |
-0,27 |
-0,14 |
0,23 |
0,02 |
-0,20 |
0,08 |
-0,13 |
0,73** |
-0,24 |
10 |
-0,31 |
0,39 |
0,47 |
0,23 |
-0,07 |
-0,31 |
0,17 |
0,35 |
0,36 |
11 |
-0,38 |
-0,19 |
-0,05 |
-0,18 |
0,27 |
-0,47 |
-0,36 |
0,62* |
0,19 |
12 |
-0,09 |
-0,02 |
-0,44 |
0,07 |
0,33 |
-0,63* |
-0,38 |
0,31 |
0,28 |
13 |
-0,11 |
-0,60* |
-0,23 |
0,14 |
0,08 |
-0,12 |
-0,05 |
-0,01 |
-0,25 |
Примечание: Обозначения те же, что и в табл. 2.
Подвижность возбуждения (ПВ) связана со временем подготовки к началу движения на регулируемом перекрестке (r = 0,62; р <0,05), безопасностью торможения в транспортном потоке (r = 0,68; p <0,05) и временем от начала торможения до полной остановки (r = 0,73; р <0,01). В целом водители, предпочитающие исполнительский стиль управления транспортным средством и имеющие инертность возбуждения и преобладание возбуждения по внешнему балансу, способны поддерживать оптимальный темп управления автомобилем в условиях транспортного потока. Но обучающиеся, обладающие подвижностью возбуждения, более безопасны при снижении скорости в транспортном потоке.
У слушателей автошколы с преимущественным исполнительским стилем вождения выявлены отрицательные связи личностной тревожности с такими показателями, как обеспечение безопасной скорости движения в транспортном потоке (r = -0,60; р <0,05), своевременность переключения передач (r = -0,60; р <0,05) и использование указателей поворотов при маневрировании (r = -0,60; р <0,05). Личностная тревожность положительно взаимосвязана с показателем безопасной дистанции в транспортном потоке (r = 0,68; р <0,05).
Водители, имеющие более высокий уровень личностной тревожности, в большей степени завышают скорость движения в транспортном потоке, также они несвоевременно переключают передачи, компенсируя опасность движения увеличением дистанции до впереди едущих транспортных средств.
Ситуационная тревожность отрицательно коррелирует с показателем безопасного торможения в транспортном потоке (r = -0,60; р <0,05). То есть более тревожные водители несколько запаздывают с выполнением торможения или тормозят недостаточно эффективно.
У слушателей автошколы с исполнительским стилем вождения уровень экстраверсии положительно взаимосвязан с количеством пользований зеркалами заднего вида (r = 0,61; р <0,05). Такие водители в большей степени отслеживают изменение дорожной ситуации. Нейротизм коррелирует со временем от включения указателей поворота до начала торможения автомобиля при остановке (r = 0,77; р <0,01). Те, у кого более высокий ней- ротизм, затрачивают больше времени на оценку дорожной ситуации перед выполнением остановки автомобиля.
Повышенный уровень тревожности у водителей с исполнительским стилем чаще ведет к возникновению ошибок управления автомобилем, связанных с динамикой движения в транспортном потоке. В то же время обеспечение водителями безопасной дистанции служит фактором предотвращения дорожнотранспортных происшествий. При этом свойства темперамента связаны с оценкой водителями дорожной ситуации. Лица с экстраверсией более тщательно следят за изменениями транспортного потока, а водители с повышенным нейро- тизмом хуже ориентируются в дорожной ситуации.
Существует проблема того, что изучаемые нами стили вождения автомобиля сформировались у слушателей автошколы стихийно, как можно предполагать, под влиянием имеющихся у обучаемых склонностей, способностей (двигательных, психомоторных, умственных) и индивидуальных психофизиологических особенностей. Возможно также формирование стиля деятельности как подражание авторитету, копирование особенностей его деятельности в качестве идеала профессионального мастерства. Как замечают Е.П. Ильин [7] и В.А. То- лочек [16], это не лучший способ, потому что он не учитывает особенности того, кто подражает.
Таким образом, планируя в дальнейшем исследование особенностей формирования стилей вождения и их динамики с учетом социально-психологических переменных, можно существенно расширить представления о влиянии социального фактора на стилистические особенности управления транспортным средством.
Сознательное и целесообразное формирование индивидуального стиля должно базироваться на учете сильных и слабых сторон человека в соответствии с его типологическими и личностными особенностями. Полученные экспериментальные данные открывают дальнейшую перспективу использования дифференцированного подхода к содержанию вариативной части программы профессионального обучения водителей в зависимости от их индивидуально-психологических особенностей.
Выводы
Проявляющиеся у слушателей автошколы характеристики стилей вождения автомобиля имеют свои приоритеты в соответствии с имеющимися индивидуально-психологическими особенностями.
1. Лица с более высокой экстраверсией, предпочитающие ориентировочный стиль вождения, больше внимания обращают на подготовку рабочего места водителя, выбор оптимальных траекторий движения и создание условий для выполнения безопасного торможения автомобиля. У лиц с исполнительским стилем структура корреляционных связей менее интегрирована. Эти начинающие водители предпочитают обеспечивать характеристики движения автомобиля, соответствующие средним характеристикам транспортного потока.
2. У водителей с ориентировочным стилем типологические особенности проявления свойств нервной системы в значительной мере определяют как осведомительно-коммуникативные, так и динамические профессиональные навыки. Свойства темперамента и уровень личностной тревожности в большей степени взаимосвязаны с динамическими навыками, обеспечивающими взаимодействие с другими участниками движения. У слушателей с проявлением исполнительского стиля подвижность возбуждения коррелирует с динамическими навыками, задающими темп управления автомобилем. Уровень личностной тревожности связан с действиями, определяющими движение автомобиля в транспортном потоке.
[*] Бебинов Сергей Евгеньевич — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина», Омск, Россия, bebinov.ru@gmail.com
[†] Сальников Виктор Александрович — доктор педагогических наук, профессор, кафедра физической подготовки, ФГКВОУ ВПО «Омский филиал Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева», Омск, Россия, viktor.salnikov1@yandex.ru
[‡] Кривощекова Ольга Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физического воспитания, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)», Омск, Россия, krivoshokova.ru@gmail.com
Литература
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1270
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 541
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2