Социальная психология и общество
2019. Том 10. № 4. С. 112–130
doi:10.17759/sps.2019100408
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Использование профессиональных фотографий для самопрезентации в социальных медиа как показатель личностного перфекционизма
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: перфекционизм, самопрезентация, социальные медиа
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100408
Финансирование. Работа выполнена при поддержке Национального технического университета «Харьковский политехнический институт».
Для цитаты: Подбуцкая Н.В., Кныш А.Е., Богдан Ж.Б. Использование профессиональных фотографий для самопрезентации в социальных медиа как показатель личностного перфекционизма // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 4. С. 112–130. DOI: 10.17759/sps.2019100408
Полный текст
Введение
В последнее десятилетие наблюдаются глубокие изменения норм социальной перцепции [1; 4]. Вследствие появления и быстрого распространения социальных медиа миллионы жителей планеты получили возможность создания идеального образа себя в виртуальном пространстве [3]. Через короткие заметки, цитаты, музыку, фотографии и видео пользователи социальных сетей рассказывают истории о себе, делая акцент на самых интересных и неординарных моментах своей жизни, тем самым формируя у своих подписчиков искаженное представление о своей личности [4; 13; 39].
Особое значение в процессе создания виртуального образа имеют фотографии. Последние технические достижения привнесли множество доступных новшеств в процесс обработки фотографий [25]. Если раньше фотографы добивались совершенного изображения путем работы с объективом, фокусом, передержкой кадра, светом и тенью, то сейчас эти классические приемы сочетаются со специальными инструментами компьютерной ретуши, которая позволяет изменить изначальный снимок до неузнаваемости [21]. Профессия фотографа обрела колоссальную популярность, а тысячи пользователей социальных сетей получили возможность сотрудничать с профессиональными фотографами для создания с помощью фотографий «перфектного» образа себя [33].
Отдельную роль в процессе популяризации профессиональной фотографии сыграли такие интернет-ресурсы, как Instagram и Snapchat, которые, в первую очередь, позволяют людям делиться 113 фотографиями [31]. Безусловно, пользователи могут делать и ретушировать фотографии самостоятельно, чему способствует распространение различных фотофильтров, позволяющих корректировать изображение без специальных технических навыков. Тем не менее тысячи людей по всему миру предпочитают пользоваться услугами профессиональных фотографов не только в дни торжественных мероприятий, но и в повседневной жизни, и даже во время путешествий [38]. Дороговизна услуг востребованных профессиональных фотографов не останавливает охотников за идеальным образом себя.
Через профессиональные фотографии человек демонстрирует не только свое собственное внешнее превосходство, но и свое место в мире [8]. При этом образы на фотографии и в реальной жизни могут кардинально расходиться. Нежелание мириться с реальным фотоизображением себя и потребность в регулярном фотофиксировании своего улучшенного образа являются прямым доказательством неготовности принимать себя таким, как есть, и желания казаться лучше в глазах других людей. Такая самопре- зентация позволяет воплощать мечты и идеализированные представления, недоступные в реальной жизни. Через такие фотографии человек получает внимание и восхищение, которые недоступны для него в реальной жизни [19].
Особенности самопрезентаций пользователей социальных медиа в последние годы привлекают все больше внимания ученых. Относительно исследованным является феномен одержимости «сэлфи», который выражается в навязчивом и повторяющемся представлении себя в социальных медиа через серии автопортретов, сделанных с помощью фотокамеры смартфона. Ряд отечественных и зарубежных ученых, исследовавших личностные особенности людей, одержимых «сэлфи», связывают такое стремление к идеализации себя через автопортреты с нарциссизмом (В. Барбоса, К. Барри, М. Игнатова) [11; 20; 26]. На наш взгляд, феномен одержимости профессиональной фотографией является не менее интересным и даже более сложным и комплексным.
«Сэлфи»-мания связана с доступностью таких технических средств, как смартфоны с фотокамерами. Фактически любой обладатель такого девайса способен делать «сэлфи» без дополнительных затрат. Профессиональная фотография, напротив, требует материальных и временных затрат, а также организационных усилий. Продумывание образа, подбор одежды, макияжа, необходимого интерьера превращают профессиональную фотосессию в сложный многоступенчатый процесс, требующий концентрации, аккуратности и внимания к деталям. Одержимость профессиональными фотосессиями требует определенной личностной направленности.
На наш взгляд, такая одержимость участием в профессиональных фотосессиях является одним из проявлений личностного перфекционизма, который, в свою очередь, может быть индикатором различных психологических нарушений. Долгие годы перфекционизм рассматривался как одно из проявлений нарциссизма [12; 15], но исследования конца 1990-х—начала 2000-х годов убедительно показывают, что перфекционизм представляет собой характеристику, присущую не только нарциссическим личностям, имеющую множество видов и проявлений [36], выполняющую конструктивную адаптивную функцию [29].
Цель данной статьи — идентификация феномена повторяющегося участия в профессиональных фотосессиях как проявления личностного перфекционизма и изучение личностных факторов его возникновения.
Самопрезентация через
профессиональные фотографии
в социальных медиа как проявление
перфекционизма
Эмпирическое изучение перфекционизма как черты личности берет свое начало в 60-х годах ХХ века и продолжается до сих пор. Источники, особенности проявления, измерения, связь с расстройствами личности, структура перфекционизма — все эти темы активно исследуются представителями различных психологических школ и направлений. В самом общем виде под перфекционизмом понимают следование высоким стандартам и предъявление самых высоких требований к себе и окружающим [6]. Среди основных проявлений перфекционизма принято выделять: 1) завышенные личностные стандарты; 2) одержимость порядком; 3) проблемы с поддержанием межличностных отношений; 4) высокую тревогу при выполнении заданий; 5) откладывание работы на потом из-за страха совершить ошибку [37].
Изначально перфекционизм был описан в работах психоаналитиков (Х. Ко- хут, К. Хорни) как одно из самых ярких проявлений нарциссической личности [12; 15]. Перфекционизм рассматривался как условие формирования грандиозного Я, за которым нарцисс пытается скрыть свою слабость и беспомощность. Именно перфекционизм обеспечивает создание безупречного внешнего образа, способного скрыть внутреннюю пустоту и стыд [34]. В работах упомянутых психоаналитиков перфекционизм описывается как патологическое проявление личности.
Существенно расширили представления о природе и источниках проявления перфекционизма когнитивисты, обнаружившие не только патологические, но и адаптивные его формы (Б. Кокс, М. Эннс, И. Клара) [22]. Особую ценность имеют исследования Р. Фроста, показавшего, что за стремлением к совершенству могут скрываться два разнонаправленных импульса: стремление к достижению через развитие и озабоченность оценкой окружающих [23].
Наибольшее распространение получила модель перфекционизма Хьюитта-Флетта, прошедшая эмпирическую проверку в работах Б. МакКреари с коллегами [27]. С помощью факторного анализа исследователи выделили три вида перфекционизма:
— социально предписанный перфекционизм — дезадаптивный вид экс- тернального перфекционизма, который проявляется в стремлении личности следовать завышенным стандартам, сформированным социумом;
— личностный критический перфекционизм — дезадаптивный вид интер- нального перфекционизма, который проявляется в системе завышенных стандартов, блокирующих способность человека к нормальной активности;
— личностный перфекционизм, ориентированный на достижение — адаптивный вид интернального перфекционизма, который позволяет сочетать высокие внутренние требования к себе и эффективность жизнедеятельности.
Особого внимания в контексте темы исследования заслуживает модель Р. Слейни [37], которая была эмпирически апробирована В. Ясной с коллегами [2]. Согласно этой модели перфекционизм как комплексный феномен включает в себя три центральные характеристики: стандарты (стремление к достижению, высокие ожидания от результатов собственной работы), несоответствие (болезненное переживание из-за разрыва между реальным представлением о себе и завышенными ожиданиями), порядок (направленность на четкую организацию деятельности).
Рассмотрим более подробно признаки перфекционизма, которые можно выделить в поведении людей, использующих для самопрезентации в социальных медиа профессиональные фотоснимки.
Первым признаком являются высокие стандарты. Работа с профессиональным фотографом дает возможность перфекционисту не только создать улучшенный образ себя с учетом собственных представлений о прекрасном, но и верифицировать валидность этих представлений через одобрение фотографа. Таким образом, профессиональный фотограф является не только мастером, создающим художественные изображения с учетом пожеланий перфекциониста, но и первым зрителем, подтверждающим высокое качество полученных изображений. Фотограф выполняет функцию объекта, «отзеркалива- ющего» совершенство перфекциониста, и тем самым снижает уровень тревожности последнего. Таким образом, участие в профессиональных фотосессиях позволяет перфекционисту удовлетворять потребность в соответствии высоким стандартам внешнего совершенства.
Вторым признаком является потребность в преодолении несоответствия между реальным и желаемым представлениями о себе. Одним из основных преимуществ профессиональной фотографии является возможность создания идеального образа через использование совершенных студийных интерьеров или особенных пейзажей, привлечение профессиональных стилистов, парикмахеров и визажистов. Результатом двухчасовой фотосессии становятся сотни снимков, из которых только несколько десятков войдут в финальную подборку и будут переданы клиенту. Соответственно, все несовершенные изображения, выставляющие перфекциониста в невыгодном свете, отбраковываются еще фотографом.
С помощью участия в профессиональной съемке перфекционист формирует у своих «зрителей» представление о себе как более совершенном, более благополучном, более счастливом и т.д. Добиться такого результата с помощью любительской фотографии в случайных интерьерах не представляется для перфекциониста возможным. Часто такие «случайные» фотографии вызывают у него разочарование и желание прибегнуть к новой фотосессии для того, чтобы уменьшить разрыв между реальным и желаемым образом себя.
Третьим признаком перфекционизма является потребность в соблюдении порядка. Профессиональная фотосессия — это достаточно сложный и многошаговый процесс, который включает в себя множество элементов, требующих длительной подготовки. Среди наиболее общих этапов:
1) выбор профессионального фотографа (знакомство с портфолио нескольких профессиональных фотографов для выбора наиболее подходящего);
2) подбор локации или студии (осмотр нескольких вариантов);
3) разработка идеи (подбор аксессуаров, продумывание образа, подбор костюмов);
4) согласование графиков фотографа, парикмахера, визажиста;
5) проведение фотосессии;
6) предварительный и финальный просмотр отобранных изображений;
7) размещение снимков в социальной сети.
Каждый из этих этапов требует внимания и организованности, учета деталей и предупреждения возможных неожиданностей во время фотосессии. Перфекционист, участвующий в подготовке к профессиональной фотосессии, получает широкое поле для проявления своей потребности в порядке и организации.
Теоретический анализ поведенческих проявлений человека, регулярно участвующего в фотосессиях и выкладывающего профессиональные фотоснимки в социальных медиа, указывает на его склонность к перфекционизму. Какие же личностные факторы или проблемы лежат в основе такого перфекционизма?
Многолетние исследования перфекционизма показывают, что его адаптивные формы чаще всего связаны со стремлением к достижению и самосовершенствованию [28], а дезадаптивные формы связаны с тревожностью, депрессией [7; 30], прокрастинацией, нарциссизмом, макиавеллизмом и психопатией [35], межличностными проблемами [24], низкой удовлетворенностью жизнью [32]. Причем связи дезадаптивных проявлений перфекционизма с негативными личностными образованиями оказались более крепкими, чем связи адаптивных проявлений с позитивными.
Для эмпирической проверки наличия личностных признаков перфекционизма у людей, использующих профессиональные фотографии для самопрезентации в социальных медиа, было проведено исследование, представленное ниже.
Программа исследования
Цель исследования — изучить личностные особенности и факторы возникновения перфекционизма людей, использующих для самопрезентации в социальных медиа профессиональные фотографии для создания идеализированного образа себя.
Гипотезы исследования:
1. Люди, использующие исключительно профессиональные фотографии в социальных медиа, характеризуются наличием выраженной склонности к перфекционистской самопрезентации, а также проблемами в межличностном общении.
2. Существует несколько личностных факторов проявления перфекционизма в социальных сетях через использование профессиональной фотографии, которые связаны с показателями Темной Триады (макиавеллизм, нарциссизм, психопатия) и проблемами в межличностных отношениях.
Задачи исследования:
— выявить личностные особенности людей, проявляющих перфекционизм в социальных медиа через использование профессиональных фотографий для презентации себя;
— определить личностные факторы проявления перфекционизма в социальных медиа.
Участники исследования:
В исследовании приняли участие 100 человек в возрасте от 22 до 39 лет (SD=2,88). 68% респондентов составили женщины, 32% — мужчины.
Критериями отбора испытуемых были:
— наличие персональных профилей в трех и более социальных медиа;
— регулярное посещение персональных профилей в социальных медиа (не реже одного раза в день);
— длительность пребывания в социальных медиа (не менее 5 лет);
— опыт участия в профессиональных фотосессиях и размещения профессиональных фотографий в профилях социальных медиа.
Из общей выборки респондентов на основании анализа содержания публичных профилей в социальных медиа были сформированы две группы исследования (группа № 1, группа № 2).
Группу № 1 составили 50 человек (64% — женщины, 36% — мужчины), которые используют для самопрезентации в профилях социальных медиа исключительно профессиональные фотографии.
Группу № 2 составили 50 человек (70% — женщины, 30% — мужчины), в персональных профилях которых профессиональные снимки составляют не более 15% всех фотографий. Соотношение профессиональных фотографий и их общего количества вычислялось с помощью анализа публичных профилей участников исследования в социальных медиа.
Методики исследования
Психодиагностический аппарат исследования составили следующие методики:
— шкала перфекционистской само- презентации П. Хьюитта (в адаптации А. Золотаревой) [10];
— опросник «Нарциссические черты личности» (в адаптации О. Шамшико- вой, Н. Клепиковой) [17];
— тест «Интерперсональная диагностика личности» Т. Лири [14];
— пятифакторный опросник личности «Большая пятерка» Р. МакКрае, П. Коста (в адаптации А. Хромова) [16];
— короткий опросник Темной Триады (в адаптации М. Егоровой, М. Ситниковой, О. Паршикова) [9].
Методы анализа данных
Для проверки нормальности распределения данных использовался критерий Колмогорова-Смирнова. Сравнение данных в группах исследования проводилось с использованием Т-критерия Стьюдента. Для выявления личностных факторов проявления перфекционизма использовался факторный анализ (метод главных компонент с вращением Varimax).
Результаты исследования
Сравнение распределений всех переменных исследования с нормальным распределением показало отсутствие значимых различий (р>0,05, критерий Колмогорова-Смирнова), что подтвердило возможность использования параметрических методов при статистической обработке данных.
В табл. 1 представлены те психологические переменные, при сравнении которых были обнаружены значимые различия.
Таблица 1
Личностные характеристики респондентов, использующих профессиональные
фотографии для самопрезентации в социальных медиа (группа № 1),
в сравнении с не использующими их (группа № 2)
Примечание: р≤0,01, р≤0,05
Результаты статистического сравнения данных, полученных с помощью шкалы перфекционистской самопрезентации П. Хьюитта, указывают на наличие достоверных различий по всем трем шкалам: демонстрация совершенства (Т=5,93, р<0,01), поведенческое не- проявление несовершенства (Т=5,65, р<0,01), вербальное непроявление несовершенства (Т=5,20, р<0,01). Респонденты группы № 1 показали более высокие результаты по всем трем шкалам. Это свидетельствует о том, что перфекционизм является неотъемлемой чертой их личности не только при формировании образа в социальных медиа, но и в реальной жизни. Полученные различия доказывают первую гипотезу исследования о существовании выраженной склонности к личностному перфекционизму у людей, использующих профессиональные фотографии для самопрезентации в социальных медиа.
Сравнение результатов тестирования респондентов двух групп с помощью методики «Интерперсональная диагностика личности» Т. Лири позволило выявить статистически вероятные различия по шкалам: авторитарности (Т=6,72, р<0,01), агрессивности (Т=4,63, р<0,01), подозрительности (Т=8,46, р<0,01) и под- чиняемости (Т=2,132, р<0,05). По всем перечисленным шкалам результаты испытуемых группы № 1 оказались выше. Преобладание у респондентов-перфекционистов именно этих шкал указывает на их склонность к использованию полярных позиций в межличностных отношениях. Высокий уровень подозрительности свидетельствует о базовой неспособности доверять окружающим, что провоцирует поиск наиболее эффективной стратегии общения с собеседником. Если собеседник кажется перфекционисту слабым, он использует агрессию и авторитарность для отстаивания своей точки зрения. Если собеседник, напротив, кажется гораздо более сильным, то перфекционист с готовностью подчиняется, не веря в возможность смены расклада сил. Такой подход к общению делает перфекциониста ригидным и неестественным, блокируя возможность установления конструктивных отношений с окружающими.
При сравнении результатов «Большой пятерки» значимые различия были обнаружены по шкалам экстраверсии (Т=5,09, р<0,01) и контролирования (Т=8,31, р<0,01). По обеим шкалам результаты испытуемых группы № 1 оказались достоверно более высокими. Это указывает на центрированность сознания перфекциониста на внешних взаимодействиях. Именно контакты с окружающими обеспечивают поддержку представлений перфекциониста о совершенном «Я». Без «зрителей» перфекционист чувствует себя недооцененным. Высокие баллы по шкале контролирования указывают на особую аккуратность, точность, организованность испытуемых группы № 1, их любовь к порядку, что является одним из трех базовых признаков перфекционизма.
Анализ результатов опросника Темной Триады показал статистически достоверные различия по всем трем шкалам: макиавеллизму (Т=6,043, р<0,01), нарциссизму (Т=5,922, р<0,01) и психопатии (Т=6,814, р<0,01). У респондентов группы № 1 были выявлены достоверно более высокие баллы по всем трем показателям. Это указывает на неспособность респондентов группы № 1 к естественной позитивной коммуникации с окружающими. В общении они демонстрируют претенциозность, высокомерие, самовлюбленность, эгоизм. Они также не испытывают уважения к другим людям и достаточно цинично используют манипуляцию для достижения своих целей.
Опросник «Нарциссические черты личности» был использован нами, т.к. перфекционизм традиционно тесно связывают именно с нарциссизмом, что не всегда подтверждается эмпирически. Как мы и предполагали, далеко не все признаки нарциссизма оказались более выраженными у испытуемых группы № 1. Значимые различия были обнаружены по шкалам:
— поглощенность фантазиями (Т=8,12, р<0,01), что выражается у перфекционистов в неготовности воспринимать себя и окружающий мир без приукрашивания;
— потребность во внимании (Т=6,91, р<0,01), как правило, вызвана необходимостью в идеалистическом «отзеркаливании»;
— манипуляция в межличностных отношениях (Т=7,23, р<0,01), вызванная базовым недоверием к окружающим;
— отсутствие эмпатии (Т=6,93, р<0,01) как неспособность сопереживать другому человеку и воспринимать его как равного или подобного себе.
Таким образом, людям, использующим профессиональные фотографии для самопрезентации в социальных сетях, присущи не все черты нарциссической личности, а в основном те, которые указывают на неспособность к объективному восприятию себя и наличие проблем в межличностных отношениях.
Описанные психологические особенности респондентов группы №1 явно свидетельствуют о выраженности у них личностного перфекционизма и целого ряда характеристик, усложняющих их взаимодействие с окружающим миром. С целью выделения личностных факторов, которые могут лежать в основе проявления личностного перфекционизма при самопрезентации в социальных медиа, был проведен факторный анализ с вращением Varimax (табл. 2).
Таблица 2
Личностные факторы перфекционизма (группа № 1)
Анализ взаимосвязей между рассматриваемыми показателями позволил выявить ряд латентных переменных, отображающих потенциальные личностные детерминанты проявления перфекционизма в социальных медиа. В результате факторного анализа было выделено 6 факторов, которые описали 63,39% общей дисперсии и позволили составить картину о потенциальных причинах проявления личностного перфекционизма испытуемых.
Первый фактор «Ложь ради восхищения» (14,32% дисперсии) включил в себя переменные: зависимость, экстраверсия, контролирование, психопатия и демонстрация внешнего превосходства. Данный фактор описывает сочетание личностной пустоты, хладнокровия и неуважения к другим людям с потребностью в постоянном восхищении от окружающих. Такое восхищение перфекционист получает путем создания ложного образа себя, манипуляции и обмана.
Второй фактор «Полярность в межличностном взаимодействии» (12,9% дисперсии) включил в себя переменные: агрессивный, дружелюбный, поведенческое непроявление несовершенства, вербальное непроявление несовершенства.
Этот фактор описывает чрезмерную гибкость поведенческой самопрезентации личности, когда внешнее совершенство достигается через использование подходящей для ситуации стратегии, от агрессии до приятельства и дружелюбия.
Третий фактор «Ригидная демонстрация превосходства» (10,29% дисперсии) включил в себя переменные: авторитарный, поведенческое непроявление несовершенства, заносчивое поведение. Этот фактор описывает стремление к внешнему совершенству через демонстрацию силы и превосходства над другими.
Четвертый фактор «Потребность во внимании» (9,08% дисперсии) включил в себя переменные: демонстрация совершенства и потребность во внимании. Фактор описывает потребность во внешнем одобрении и восхищении, которая удовлетворяется через формирование идеального внешнего образа «Я».
Пятый фактор «Нарциссизм» (8,93% дисперсии) включил в себя переменные: нарциссизм, вербальное непроявление несовершенства, отсутствие эмпатии, сверхзанятость чувством зависти. Этот фактор включает в себя показатели, традиционно присущие личности с выраженными нарциссическими чертами.
Шестой фактор «Подчинение ради принятия» (7,95% дисперсии) включил в себя переменные: подчиняемый, привязанность и поведенческое непроявление несовершенства. Данный фактор описывает внешнее проявление послушания ради получения позитивного внимания от объекта привязанности через последовательную демонстрацию поведенческого совершенства.
Стоит отметить, что абсолютно все факторы включили в себя хотя бы одну из переменных, указывающих на перфекционистскую самопрезентацию. Это позволяет нам утверждать, что именно перфекционизм как личностная черта лежит в основе стремления к созданию идеализированного образа в социальных медиа через использование профессиональных фотографий.
Статистическое сравнение результатов и факторный анализ также позволили подтвердить, что испытуемые, использующие профессиональные фотографии для самопрезентации в социальных медиа, характеризуются личностными чертами и используют стратегии в поведении, которые усложняют их отношения с окружающими. Проблемы в межличностных отношениях являются одним из типичных проявлений перфекционизма.
Таким образом, эмпирическое исследование позволило нам доказать обозначенные гипотезы и подтвердить теоретические выводы о личностном перфекционизме людей, использующих профессиональные фотографии для са- мопрезентации в социальных медиа.
Обсуждение результатов
В ходе теоретического анализа феномена использования профессиональных фотографий для самопрезентации в социальных медиа и эмпирического исследования личностных характеристик людей, использующих профессиональные фотографии, была установлена его связь с личностными проявлениями перфекционизма. И если люди, использующие для представления себя «сэлфи»-фото, характеризуются, в первую очередь, высокими показателями по шкале нарциссизма (К. Барри с коллегами) [26], то респонденты, рассматриваемые в нашем исследовании, показали склонность не только к нарциссизму, но и к целому ряду других деструктивных черт: агрессии, авторитарности, макиавеллизму, психопатии, манипулятивности, отсутствию эмпатии и т.п.
Это указывает на то, что феномен использования профессиональных фотографий в социальных медиа более сложный и многосторонний. Судя по полученным эмпирическим данным, люди этого типа делятся на несколько групп, которые объединяются выраженной склонностью к перфекционизму и проблемами в межличностных отношениях. Связь между этими двумя феноменами была ранее показана в исследованиях В. Ясной, С. Ени- колопова [18], Р. Гилмана, Р. Адамса [24]. Исследователи указывают на то, что проблемы в межличностных отношениях, как правило, присущи дезадаптивным проявлениям перфекционизма.
Факторный анализ показал, что в один и тот же фактор, наряду с перфекционизмом, входят противоположные друг другу характеристики, связанные со сферой межличностного общения (например, агрессия и дружелюбие), что указывает на полярность мышления, наличие которой у перфекционистов доказал Н. Гаранян [6].
Проведенное исследование существенно обогащает научные представления о людях, использующих для самопрезентации в социальных медиа исключительно профессиональные фото. Факторный анализ продемонстрировал дезадаптивность перфекционизма испытуемых, о чем свидетельствует отсутствие факторов, указывающих на адаптивные формы его проявления. Напротив, перфекционизм респондентов связан с демонстративностью, манипу- лятивностью и даже психопатией. Анализ социальных профилей таких людей может использоваться в качестве дополнительного инструмента при профотборе, особенно если должность, на которую рассматривается кандидат, связана с социальным взаимодействием.
Идентификация феномена перфекционизма в самопрезентации в социальных медиа открывает новые горизонты и ставит новые исследовательские вопросы. Первостепенный интерес представляют социальные источники формирования такого рода перфекционизма: стили родительского воспитания, стратегии взаимодействия с окружающими, опыт межличностного общения. Отдельного внимания заслуживают возрастные и гендерные особенности проявления перфекционизма в социальных медиа, что позволило бы уточнить стадии становления личностного перфекционизма и лучше понять его источники. Дальнейшей разработки требует исследование взаимосвязи между перфекционизмом в социальных сетях и поведением на рабочем месте. Социальные профили сегодня представляют собой легкодоступный и иногда более «говорящий» источник информации для анализа личности кандидата, чем психологические методики.
Выводы
1. Теоретический анализ феномена использования профессиональных фотографий для самопрезентации в социальных медиа позволил выделить черты, указывающие на его связь с личностным перфекционизмом (высокие стандарты, несоответствие, организованность).
2. Эмпирическое исследование показало, что людям, использующим профессиональные фотографии для самопрезентации в социальных сетях, присущи повышенный уровень перфекционистской самопрезентации, авторитарности, агрессии, подозрительности, подчиняемости, экстраверсии, контролирования, нарциссизма, макиавеллизма, психопатии. Все эти характеристики указывают на неспособность испытуемых рассматриваемой группы к установлению естественных конструктивных отношений с окружающими.
3. Анализ склонности испытуемых к нарциссизму показал, что у них выражены лишь некоторые его проявления, а именно: поглощенность фантазиями, потребность во внимании, манипуляции в межличностных отношениях и отсутствие эмпатии. Т.е. в основном те характеристики, которые описывают неспособность к объективному восприятию себя и выстраиванию конструктивных отношений с другими людьми.
4. В результате факторного анализа были выделены шесть личностных факторов перфекционизма, которые были названы: «Ложь ради восхищения», «Полярность в межличностном взаимодействии», «Ригидная демонстрация превосходства», «Потребность во внимании», «Нарциссизм», «Подчинение ради принятия».
Финансирование
Работа выполнена при поддержке Национального технического университета «Харьковский политехнический институт».
Литература
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1144
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 612
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 3