Адаптация студентов из Индии и арабских стран к образовательному пространству российского вуза

450

Аннотация

Цель исследования. Выявление и анализ особенностей адаптации, доминирующих копинг-стратегий и составляющих антиципационной состоятельности иностранных студентов в связи с принадлежностью к культуре. Контекст и актуальность исследования. Успешность обучения иностранных студентов зависит от социокультурной адаптации в стране пребывания. На фоне существующих исследований проблемы адаптации иностранных студентов к настоящему времени все более явно обозначается противоречие между количеством эмпирических данных об адаптации и отсутствием работ, направленных на изучение особенностей прогнозирования трудных ситуаций в процессе адаптации и копинг-стратегий у иностранных студентов в связи с принадлежностью к культуре. Дизайн исследования. Исследование проводилось с помощью социально-психологического опроса. Для измерения факторов адаптации, копинг-стратегий и составляющих антиципационной состоятельности был разработан и апробирован специальный инструментарий. Для обработки и анализа данных использовались описательные статистики, t-критерий Стьюдента, реализованные в программе SPSS 22.0. Выборка. В качестве респондентов выступили представители полихронной, полиактивной и высококонтекстуальной культуры — студенты из арабских стран (n=64) и представители полихронной культуры с менее выраженным высоким контекстом — студенты из Индии (n=73). Методы. Методика Revised Sociocultural Adaptation Scale (SCAS-R) (J. Wilson, 2013); опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (Strategic Approach to Coping Scale — SACS); «Тест антиципационной состоятельности» (В.Д. Менделевич, 2003). Результаты. Арабские студенты легче адаптируются к учебному процессу, у них более развита групповая вовлеченность, а личностно-ситуативная антиципационная состоятельность проявляется в большей степени, чем у представителей полихронной культуры c менее выраженным высоким контекстом (индусов). В свою очередь, индусы в большей степени стремятся к поиску социальной поддержки, им крайне сложно прогнозировать трудные ситуации, связанные со временем и межличностным общением. Основные выводы. Результаты исследования вносят вклад в выявление копинг- стратегий, особенностей адаптации и антиципационных механизмов в зависимости от принадлежности студентов к той или иной культуре

Общая информация

Ключевые слова: адаптация, культура, копинг-стратегии, антиципационная состоятельность, шкалы социокультурной адаптации

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2020110206

Для цитаты: Федотова В.А., Жданова С.Ю. Адаптация студентов из Индии и арабских стран к образовательному пространству российского вуза // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 2. С. 93–106. DOI: 10.17759/sps.2020110206

Литература

 

1.                   Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2009. 189 c.

2.                   Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурнойкоммуникации. М.: Юнити-Дана. 2002. 352 с.

3.                   Даниленко О.И. Антиципационная состоятельность в системе личностных предикторов академической успеваемости студентов // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 61. С. 9—18.

4.                   Дибраев А.Д. Этническая культура и становление гражданской идентичности // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2015. № 2 (43). С. 406—410.

5.                   Жданова С.Ю., Федотова В.А. Копинг-стратегии как механизмы адаптации иностранных студентов к условиям российской образовательной среды // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2018. № 4. С. 89—105.

6.                   Краюшкина Н.А. Социально-психологическая адаптация к менеджерской деятельности и копинг-стратегии у студентов в период прохождения практики // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2014. Вып. 16(702). C. 88—96.

7.                   Менделевич В.Д. Тест антиципационной состоятельности — экспериментально- психологическая методика для оценки готовности к невротическим расстройствам // Cоциальная и клиническая психиатрия. 2003. Т. 13. № 1. С. 35—40.

8.                   Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. М.: МЕДпресс-информ, 2002. 104 с.

9.                   Менделевич Г.Д., Хафизова Г.Д. Взаимосвязь антиципационной состоятельности и волевой деятельности у пациентов с личностными расстройствами // Практическая медицина. 2007. Т. 22. № 3. С. 52—54.

10.               Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М.: Логос, 2011. 224 с.

11.               Тарасова Л.Е. Выбор копинг-стратегий как механизм преодолевающей адаптации // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение. Материалы V Международной научной конференции (г. Саратов, 08 апреля 2016 г.). 2016. С. 940—945.

12.               Федотова В.А., Жданова С.Ю. Некоторые теоретические предпосылки изучения адаптации иностранных студентов в связи с принадлежностью к культуре: к постановке проблемы // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 9. № 1. С. 47—50.

13.               Юаньян В. Эмоциональный интеллект и социально-психологическая адаптация иностранных студентов в российских ВУЗах // Педагогическая психология. 2018. № 2. С. 65—71.

14.               Abramova I.E., Ageeva N.A., Shapovalov G.N., Lysenko K.N., Samofalova M.V. Russia-India: Indian students’ adaptation in Russian universities in the context of the dialogue of civilizations and cultures // Periodico Tche Quimica. 2018. Vol. 15 (30). P. 87—94.

15.               Cao C., Men Q., Shang L. How can Chinese international students’ host-national contact contribute to social connectedness, social support and reduced prejudice in the mainstream society? Testing a moderated mediation model // International Journal of Intercultural Relations. 2018. № 63. Р. 43—52.

16.               Cao C., Zhu C., Meng Q. Predicting Chinese international students’ acculturation strategies from socio-demographic variables and social ties // Asian Journal of Social Psychology. 2017. № 20. Р. 85—96.

17.               Hall E., Hall M. Understanding cultural differences: Germans, French and Americans. Yarmouth: Intercultural Press, 1990. 317 р.

18.               Hofstede G. Culture’s Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations across Nations. Thousand Oaks, CA: Sage, 2001. 198 р.

19.               Khawaja N., Stallman H. Understanding the coping strategies of international students: a qualita- tive approach // Australian Journal of Guidance and Counselling. 2011. № 2. P. 203—224.

20.               Lewis R. When culture collide: leading across cultures. WS Bookwell, 2016. 590 p.

21.               Merc A., Subası G. Classroom Management Problems and Coping Strategies of Turkish Student EFL Teachers // Turkish Online Journal of Qualitative Inquiry. 2015. Vol. 6 (1). P. 39—51.

22.               Natovova L., Chylova H. Coping Strategies Adopted by University Students — Part II: Role Con ict and Age // Journal on Effciency and Responsibility in Education and Science. 2012. Vol. 4. P. 226—238. DOI: 10.7160/eriesj.2012.050405

23.               Nishimura S., Nevgi A., Tella S. Communication style and cultural features in high/low context communication cultures: A case study of Finland, Japan and India // Proceedings of a subject-didactic symposium in Helsinki. 2008. P. 783—796.

24.               Sen A. The Argumentative Indian: Writings on Indian History, Culture and Identity. Penguin Books, 2005. 96 p.

25.               Suraj K., Baldwin J., Blue J. The relationship of individualism—collectivism and self-construals to communication styles in India and the United States // International Journal of Intercultural Relations. 2003. Vol. 27. P. 683—700. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2003.08.002.

26.               Wilson J. Exploring the past, present and future of cultural competency research: The revision and expansion of the sociocultural adaptation construct. Unpublished Doctoral Dissertation. Victoria University of Wellington, 2013. 252 p.

27.               Zaidman N. Cultural codes and language strategies in business communication: Interactions between Israeli and Indian businesspeople // Management Communication Quarterly. 2001. Vol. 14 (3). P. 408—441.

Информация об авторах

Федотова Вера Александровна, старший преподаватель департамента менеджмента, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», аспирант кафедры психологии развития ПГНИУ, Пермь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2189-9791, e-mail: vera_goldyreva@mail.ru

Жданова Светлана Юрьевна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии развития, философско-социологический факультет, ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (ФГБОУ ВО ПГНИУ), Пермь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5496-0531, e-mail: svetlanaur@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 716
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 450
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 0