Социальная психология и общество
2020. Том 11. № 2. С. 209–213
doi:10.17759/sps.2020110214
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Конференция памяти М.Ю. Кондратьева: психологическая наука и практика о социальных изменениях и новых вызовах современности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: конференция, социальная психология, этнопсихология, организационная психология, семья, интернет, киберпространство, дорожный трафик, психологический тренинг, психологическое консультирование
Рубрика издания: Научная жизнь
Тип материала: материалы конференции
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2020110214
Для цитаты: Крушельницкая О.Б. Конференция памяти М.Ю. Кондратьева: психологическая наука и практика о социальных изменениях и новых вызовах современности // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 2. С. 209–213. DOI: 10.17759/sps.2020110214
Подкаст
Полный текст
12—13 мая 2020 года в Московском государственном психолого-педагогическом университете (ФГБОУ ВО МГППУ) состоялась V Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики». В ней приняли участие свыше двухсот российских и зарубежных специалистов, преподавателей психологии, студентов и аспирантов, многие из них выступили на заседаниях секций и круглых столов, участвовали в работе мастер-класса.
В приветственном обращении к участникам конференции декан факультета социальной психологии МГППУ, профессор Т.Ю. Маринова отметила важность подобных встреч для сотрудничества, обсуждения актуальных вопросов социальной психологии, обмена опытом научно-практической работы. Современные средства связи позволяют единомышленникам продуктивно взаимодействовать вне зависимости от границ и расстояний.
Нынешняя конференция, как и четыре предшествующих (2016—2019 гг.), была посвящена памяти первого декана факультета социальной психологии МГППУ, профессора, доктора психологических наук, члена-корреспондента Российской академии образования М.Ю. Кондратьева. Михаил Юрьевич был ученым с широкими интересами, выдающимся преподавателем и организатором науки. Он стал инициатором создания журнала «Социальная психология и общество», размышлял об организации Всероссийского научного социальнопсихологического общества.
Среди мероприятий первого дня конференции необходимо отметить заседание круглого стола «Читая Кондратьева...» (ведущая — О.Б. Крушельницкая), на котором обсуждались актуальные направления развития и практического приложения научных идей М.Ю. Кондратьева, изложенных в его книге «Слагаемые авторитета». Несмотря на то, что книга впервые была издана более 20 лет назад, описанная в ней оригинальная авторская концепция становления авторитета педагога не только сохраняет свою актуальность в наши дни, но и развивается в новых практико-ориентированных исследованиях. За круглым столом обсуждались особенности развития представлений об авторитете в социальной психологии, рассматривалась специфика авторитета личности в современном обществе. Особое внимание было уделено психологическим факторам авторитета школьного учителя как личности профессионала, способного сформировать у обучающихся компетенции, необходимые для достижения социальной успешности. В частности, отмечено, что идеальный учитель, с точки зрения сегодняшних школьников, это прежде всего современный и гармонично развитый человек. Также на круглом столе обсуждалась специфика роли авторитетного мнения как средства информационных войн в современном мире.
Работа конференции проходила по семи направлениям, посвященным различным социально-психологическим вопросам, включая тенденции развития организационной психологии, применение современных технологий в психологии и образовании, специфику консультативно-тренинговой работы в социальной сфере, проблемы практической этнопсихологии, психологии дорожного трафика и киберпсихологии.
Большой интерес вызвал у участников конференции доклад доцента кафедры социальной психологии СПбГУ В.А. Чикер «Социально-психологический тренинг: итоги развития концепции М. Форверга в России», сделанный в первый день в рамках направления «Психологический тренинг и консультирование в социальной сфере» (руководитель — профессор Н.Н. Толстых). Вера Александровна отметила, что, несмотря на более чем сорокалетнюю историю развития предложенного М. Форвергом (M. Forwerg) метода практической социальной психологии — социально-психологического тренинга, который стал базой для разработки множества идей по совершенствованию компетенций, необходимых буквально во всех областях жизни, до сих пор не проведены четкие границы между различными подходами к групповой работе. В результате словом «тренинг» обозначаются практически любые групповые обучающие процедуры, что не соответствует базовым идеям М. Форверга.
Тема социальной идентичности прозвучала в докладах и молодых ученых, и опытных исследователей, выступивших в рамках направления «Практическая этнопсихология» (руководитель — профессор О.Е. Хухлаев). Так, например, большой интерес был проявлен к докладу студента магистратуры факультета социальной психологии МГППУ Д.А. Закаряна «Этническая идентичность и межкультурное взаимодействие русских Кабардино-Балкарии» об исследовании, проведенном совместно с доцентом О.С. Павловой с целью конструктивного решения проблем, возникающих в рамках межкультурных контактов.
Не меньший интерес у слушателей вызвал доклад «Метаанализ теоретических подходов исследования национальной идентичности», который сделал ведущий научный сотрудник лаборатории методологии психосоциальных и политико-психологических исследований Института социальной и политической психологии НАПН Украины, профессор А.Н. Плющ. Анализируя различные теоретические конструкты нации и идентичности, он пришел к выводу, что в многонациональных государствах гражданская идентичность является новым измерением конструктивной сложности национальной идентичности.
Направление «Современное состояние и тенденции развития организационной психологии» (руководитель — профессор А.В. Погодина) затронуло широкий спектр психологических проблем управленческой деятельности, включая личностные характеристики лидеров нового типа (доклад В.В. Денисова и А.В. Погодиной), особенности взаимодействия наставника и наставляемого (С.Д. Крикун, ассистент кафедры общей и социальной психологии Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского), исследование «долгового менталитета» современного человека (М.А. Гагарина, доцент ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»).
Ответом на сложившуюся в мире сложную общественно значимую ситуацию стал доклад старшего преподавателя РАНХиГС М.Д. Кондратьева «Динамика социальных представлений студентов о враче в условиях пандемии COVID-19». Изучение динамики структуры и содержания социальных представлений о враче с февраля по апрель 2020 года показало, что за период принципиальной смены эпидемиологической обстановки в обществе значимость роли врача повысилась, а сам врач в глазах студентов стал добрее, внимательнее, полезнее и привлекательнее.
Также в первый день конференции успешно прошел мастер-класс «Мультипликация как психологическая техника в работе с детьми» Е.А. Верченовой, студентки магистратуры «Психология Востока» МГППУ. Новая техника вызвала большой интерес у участников мастер- класса.
Во второй день конференции, на секции «Актуальные проблемы современной социальной психологии» (руководитель — профессор М.Е. Сачкова) большой интерес вызвал доклад профессора кафедры социальной психологии Московского государственного областного университета, профессора Т.И. Шульги «Особенности формирования группы воспитанников в организации для детей-сирот». Доклад вызвал живой отклик, поскольку речь шла о психологической помощи детям и подросткам, которые испытывают в силу своего сложного жизненного пути затруднения в проявлении эмоциональных положительных переживаний, что препятствует выстраиванию эффективных межличностных отношений.
В ходе работы направления «Киберпсихология и общество» (руководители — Н.В. Кочетков и Т.Ю. Маринова) живой интерес вызвал доклад Д.О. Бессонова о результатах проведенного совместно с Е.А. Александровой исследования особенностей понимания специфических мемов различными группами людей.
Большое количество участников собрал круглый стол «Социально-психологические условия и последствия пандемии» (ведущая — Т.Ю. Маринова). На нем обсуждались психологические проблемы, порожденные социальными изменениями во время и после пандемии коронавируса: влияние социальной изоляции и состояния неопределенности на психическое здоровье личности, плюсы и минусы вынужденной «виртуализации» межличностных отношений, слухи и паника как следствие массовой тревоги.
Майская конференция-2020 стала еще одной привлекательной площадкой для обмена опытом и идеями, продвижения новых разработок и обсуждения актуальных тенденций развития науки, а значит — и ценным ресурсом психологического знания. Она объединила и молодых ученых, и опытных специалистов, в том числе живущих и работающих в разных регионах России и за рубежом.
Свыше двухсот сообщений о результатах социально-психологических исследований вошли в сборник материалов конференции [1]. В нем нашли отражение результаты новейших социально-психологических и психолого-педагогических разработок, выполненных отечественными и зарубежными специалистами- практиками, методологами, известными учеными и начинающими исследователями. Сборник опубликован на портале психологических изданий Psyjournals.ru, свободный доступ к нему — по ссылке: https://psyjournals.ru/sptp_2020/
Литература
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 464
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 304
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1