Рациональное, прагматичное и конкурирующее: опыт эмпирического исследования стереотипов о поколении «Y»

266

Аннотация

Цель. Изучение социально-психологического портрета так называемого поколения «Y» (1982—1999 г.р.) в части стереотипов и аутостереотипов, касающихся рациональности и прагматичности данного поколения. Контекст и актуальность. Стереотипы, возникающие при взаимодействии с людьми другого поколения, остаются всегда актуальной темой в силу постоянной сменяемости поколенческих когорт. Медийный и популярный образ поколения «Y» в контексте его рациональности и прагматичности обусловлен социализацией большинства представителей данного поколения в новом постсоветском индивидуализированном и «рыночном» российском обществе. Дизайн исследования. Исследование проводилось в 3 этапа и строилось на смешанной качественно-количественной методологии (что может объяснить ограниченный размер выборки). Участники. 100 человек (I этап — 62, II — 18, III — 20), представители так называемых поколений «Y» и «Х» (Россия). Методы (инструменты). На I этапе применялся метод опроса с использованием авторской проективной методики, посвященной восприятию межличностных отношений в художественных фильмах; на II — глубинное интервью на тему романтических отношений, на III — полуструктурированное интервью на тему организационной лояльности. Результаты. Были получены данные, согласно которым поколение «Y» воспринимает себя, а также воспринимается более старшим поколением «Х» как (1) более рациональное в романтических отношениях, (2) отличающееся в части интерпретации наличия конкуренции и кооперации в межличностных отношениях, а также как (3) менее лояльное и более прагматичное в части организационной карьеры поколение. Выводы. Полученные результаты подтверждают рассматриваемые в статье сложившиеся в медийном пространстве стереотипы о поколении «Y», а также способствуют формированию комплексного социально-психологического портрета представителей данной поколенческой когорты.

Общая информация

Ключевые слова: поколение, поколение Y, рациональность, стереотипы

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2020110309

Для цитаты: Рикель А.М. Рациональное, прагматичное и конкурирующее: опыт эмпирического исследования стереотипов о поколении «Y» // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 3. С. 135–148. DOI: 10.17759/sps.2020110309

Литература

 

1.                   Абрамова Ю.В. Управление культурой в организациях на стыке поколений Х и Y // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек и общество». 2017. № 1. C. 64— 68.

2.                   Алпатова К.А., Семенихина Т.А. Роль ценностейв формировании смыслового поля социализации «Я» и «другого» (на примере теории поколений) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 6. С. 238-—243.

3.                   Андрющенко О.В. Организационная лояльность в предметном поле социологии: перспективы интерпретации и программные направления исследования // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2009. № 1 (18). С. 171—176.

4.                   Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2009. 363 с.

5.                   Аникеева О.А., Маленова А.Ю. Представления о потенциальном брачном партнере у одиноких людей с разными социально-демографическими характеристиками // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2017. С. 32—41.

6.                   Антонова Н.Л., Щербакова М.В. Брачный выбор: поворот к рационализации // Дискуссия. 2017. № 8. С. 44—47.

7.                   Будущее рынка труда: конфликт поколений [Электронный ресурс]. URL: http:// neohr.ru/issledovaniya/article_post/budushcheye-rynka-truda-konflikt-pokoleniy?utm_ campaign=2081855&utm_source=SendPulse&utm_medium=push (дата обращения: 01.09.2019).

8.                   Гутыра В.И. «Потерянное поколение»: мир детства в условиях социальных катаклизмов 1990-х годов // Вестник Омского Университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 1 (9). С. 79—83.

9.                   Доминяк В.И. Организационная лояльность: основные подходы // Менеджер по персоналу. 2006. № 4. С. 34—40.

10.                Дробышева Е.Э. Поколение развлечений: к вопросу о ценностных основаниях поколенческой идентификации // Вестник ТвГУ. Серия «Философия». 2016. № 1. С. 50—59.

11.                Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. От лицемерия к рационализации: дискурсивная трансформации в сфере сексуальных отношений // Гендерные исследования. 2004. № 11. С. 176—186.

12.                Исаева М.А. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 290-—295.

13.                Козлова Н.А. Управление лояльностью персонала современной компании в контексте различий ценностей поколений: проблемы и пути решения // Практический маркетинг, 2017. № 2. С. 38—46.

14.                Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. 175 с.

15.                Левада Ю.А. Сочинения: избранное: социологические очерки, 2000-2005 / Сост. Т.В. Левада. М.: Издатель Карпов Е.В., 2011. 507 с.

16.                Левинсон А. Счастливое детство // Неприкосновенный запас. 2008. № 58. С. 142—144.

17.                Мангейм К. Проблема поколений[Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение. 1998. № 30. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/1998/2 (дата обращения: 01.07.2020).

18.                Марцинковская Т.Д., Полева Н.С. Поколения эпохи транзитивности: ценности, идентичность, общение // Мир Психологии. 2017. № 1 (89). С. 24—37.

19.                Мохова С.Ю. Иерархия в системе жизненных целейу представителейX, Y и Z-поколений[Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. № 2. URL: http://mir-nauki. com/PDF/69PSMN217.pdf (дата обращения: 01.07.2020).

20.                Пищик В.И. Поколения: социально-психологическийанализ ментальности // Социальная психология и общество. 2011. № 2. C. 80-—88.

21.                Постникова М.И. Концептуальная модель межпоколенных отношений в современном российском обществе // Мир науки, культуры и образования. 2010. № 2 (21). С. 78—82.

22.                Пущина Л.Ю. Габитус как атрибут поколенческой общности // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2012. № 2. С. 184—187.

23.                Рикель А.М. Поколение как объект изучения социальнойпсихологии: исследование на «своем поле» или на «ничьейземле»? // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 2. С. 9—18. DOI:10.17759/ sps.2019100202

24.                Рикель А.М., Когель Д.Д. Представления о взаимосвязи успешности карьеры и романтических отношений // Национальный психологический журнал. 2015. Том 1. № 17. С. 111—118.

25.                Рикель А.М., Тычинина М.И. Межпоколенные различия стратегий межличностных отношений [Электронный ресурс] // Психологические исследования (электронный журнал). 2017. Том 10. № 51. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n51/1384-rikel51.html. (дата обращения: 01.07.2020).

26.                Сапоровская М.В. Поколения в семье: методология, теория и практика исследования // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2012. Том. 18. С. 170—174.

27.                Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71—80. DOI:10.17759/sps.2018090308

28.                Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. СПб: Питер, 2010. 320 с.

29.                Теплиц К.Т. Все для всех. Массовая культура и современныйчеловек // Человек: образ и сущность: ежегодник ИНИОН РАН. М.: ИНИОН РАН, 2000. C. 241—284.

30.                Толстых А.В. Опыт конкретно-историческойпсихологии личности. СПб.: «Алетейя», 2000. 288 с.

31.                Ушкарев А.А. Человек развлекающийся, или закономерности досугового поведения: доклад в г. Саров 18 сентября 2015 г. [Электронныйресурс]. URL: http://artsarov.ru/wp-content/uploads/Ushkarev.pdf. (дата обращения: 01.07.2020).

32.                Хренов Н.А. Зрелища в эпоху восстания масс. М.: Наука, 2006. 646 c.

33.                Хриптович В.А. Поколение инфантильных: обзор проблемы // Исторические и психолого- педагогические науки: сб. науч. cтатей. Научные труды Республиканского института высшей школы. Минск, 2015. Вып. 15, ч. 2. C. 206—213.

34.                Цветаева Н.Н. Ценности в биографическом дискурсе: от романтизма к прагматизму // Социологические исследования. 2005. № 9. С. 116—122.

35.                Шурбе В.З. Поколение как субъект формирования и объект взаимодействия // Сибирский психологический журнал. 2012. № 8. С. 155—160.

36.                Bristow J. Baby Boomers and Generational Conflict, Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2015. 211 p.

37.                Edmund J., Turne B.S. Global Generations: Social Change in the Twentieth Century // The British Journal of Sociology. 2005. Vol. 56 (4). P. 559—577. DOI:10.1111/j.1468-4446.2005.00083.x

38.                Gilleard C., Higgs P. Contexts of Ageing: Class, cohort and community, Cambridge: Polity Press, 2005. 224 p.

39.                Johnson B., Onwuegbuzie A., Turner L. Toward a Defenition of Mixed Methods Research // Journal of Mixed Methods Research. 2007. Vol. 2 (1). P. 112—133.

40.                Pedro F. The New Millenium Learners: Challenging our Views on ICT and Learning / F. Pedro. OECD-CERI. May, 2006. 17 p.

41.                Porta D. Conflict, Citizenship and Civil Society: How Emerging Social Conflicts Challenge Social Science Approaches // Paper given at the 8th Conference of the European Sociological Association. Conflict, Citizenship and Civil Society, Glasgow, 3—6 September 2007. P. 32—34.

42.                Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: An American Prophecy What the Cycles of History Tell Us About America’s Next Rendezvous with Destiny. N.Y.: Broadway Books, 1997. 400 p.

43.                Twenge J.M., Campbell S.M. Birth cohort differences in the Monitoring the Future dataset and elsewhere: Further evidence for Generation Me — Commentary on Trzesniewski and Donnellan // Perspectives on Psychological Science. 2010. Vol. 5 (1). P. 81—88. DOI: 10.1177/1745691609357015

44.                Urban T. Why Generation Y Yuppies Are Unhappy [Электронный ресурс]. URL: https:// waitbutwhy.com/2013/09/why-generation-y-yuppies-are-unhappy.html/ (дата обращения: 01.07.2020).

45.                White J. Thinking Generations // British Journal of Sociology. 2013. Vol. 64 (2). P. 21—47.

Информация об авторах

Рикель Александр Маркович, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6940-4244, e-mail: a.m.rikel@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 576
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 266
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0