Автономия и привязанность в отношениях с родителями в контексте реального самоопределения у студентов

528

Аннотация

Цель. Изучение взаимосвязи автономии и привязанности в отношениях с родителями с реальным самоопределением у студентов. Контекст и актуальность. Нарастающая мировая глобализация, межкультурные противоречия, конфронтация внутри общества серьезно усложняют путь самоопределения современной молодежи. Одновременно с этим в связи с техническим прогрессом и цифровизацией среды общения и образования наблюдаются существенные преобразования во взаимодействии людей практически во всех сферах, в том числе в семье. Поэтому особенно остро встает вопрос исследования наиболее важных для реального самоопределения аспектов во взаимоотношениях молодых людей с родителями. Дизайн исследования. В работе изучались показатели реального самоопределения, привязанности к родителям и автономии у студентов. Наличие взаимосвязи между данными параметрами устанавливалось через подсчет коэффициента корреляции Спирмена. Участники. 60 студентов колледжа в возрасте от 18 лет до 21 года. Методы (инструменты). Методика «Шкала взрослой привязанности для близких отношений»; опросник автономии (авторы О.А. Карабанова и Н.Н. Поскребышева); опросник «ОРС» (автор Д.А. Красило). Результаты. Установлена обратная взаимосвязь показателей реального самоопределения студентов с уровнем близости и уровнем тревожности (шкалами привязанности к родителям). Выявлена прямая взаимосвязь между показателями реального самоопределения и уровнем автономии. Выводы. Близость и тревожность (компоненты привязанности) имеют значимую обратную взаимосвязь с уровнем реального самоопределения у студентов. Между надежностью (компонентом привязанности) и реальным самоопределением значимые связи в исследуемой выборке отсутствуют. Эмоциональная автономия, когнитивная автономия, поведенческая автономия и ценностная автономия имеют значимые положительные корреляционные связи с уровнем реального самоопределения у студентов.

Общая информация

Ключевые слова: привязанность, автономия, реальное самоопределение, детско-родительские отношения, период кризиса вхождения во взрослость

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2021120108

Для цитаты: Красило Д.А., Красило Т.А., Залипаева А.Н. Автономия и привязанность в отношениях с родителями в контексте реального самоопределения у студентов // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 1. С. 113–125. DOI: 10.17759/sps.2021120108

Литература

1.        Авдеева Н.Н., Хоффман Б.Э. Актуальные направления исследований взаимоотношений подростков с родителями [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 69—78.

2.       Аликин И.А., Аликин М.И., Лукьянченко Н.В. Связь жизнестойкости студентов с отношением к ним родителей // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. С. 75—89. DOI:10.17759/pse.2020250307

3.        Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 08.12.2020).

4.        Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. тр. М., 1995. 350 с.

5.        Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2004. 232 с.

6.        Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Проблема возраста. М., 1984. С. 244—265.

7.        Залипаева А.Н. Взаимосвязь детско-родительских отношений с особенностями реального самоопределения у студентов: выпускная квалификационная работа. М., 2020. 68 с.

8.        Карабанова О.А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2012. № 4. С. 73—82.

9.        Красило Д.А. Ориентирующий образ наставника в период вхождения во взрослость // Психологическая наука и образование. 2006. № 1. C. 50—62.

10.    Красило Д.А. Методика исследования реального самоопределения подростков и молодежи // Психологическая диагностика. 2017. Т. 14. № 1. С. 59—77.

11.    Красило Д.А. Наставник в семье в контексте современной социальной ситуации развития молодежи // Материалы Международной научно-практической конференции «Семья в социально-культурном пространстве России» (Москва, 28-29 мая 2018 г.). М.: МПСУ, 2018. С. 274—279.

12.    Красило Т.А., Кежватова Е.А. Взаимосвязь между типом привязанности и уровнем конфликтности у студентов // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 2. С. 85—100.

13.    Красило Т.А., Московенко И.В. Особенности самоотношения студентов при разных типах привязанности к родителям // Материалы XI Межвузовской научно-практической конференции «Образование на разных возрастных этапах: новые задачи и горизонты» (Москва, 18 апреля 2017 г.) / Под ред. Шнейдер Л.Б. M.: МПСУ, 2017. С. 124—130.

14.    Лихи Р. Ревность. Как с ней жить и сохранить отношения. СПб.: Питер, 2019. 250 с.

15.    Новгородцева А.П. Внутренние конфликты подросткового возраста // Культурно- историческая психология. 2006. № 3. С. 38—50.

16.    Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности. М., 2010. 232 с.

17.    Поскребышева Н.Н., Карабанова О.А. Исследование личностной автономии подростка в контексте социальной ситуации развития // Национальный психологический журнал. 2014. № 4(16). С. 34—41.

18.    Психология раннего студенческого возраста / Под ред. Е.Л. Бережковской. М.: Проспект, 2014. 192 с.

19.    Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие. М.: ПСТГУ, 2013. 400 с.

20.    Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4. С. 7—24.

21.    Фельдштейн Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: МПСИ, 1999. 672 с.

22.    Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. 340 c.

23.    Яремчук М.В. Особенности привязанности в детско-родительских отношениях и отношениях любви у старших подростков // Психологическая наука и образование. 2005. № 3. С. 86—94.

24.    Bevan J.L., Tidgewell K.D. Relational Uncertainty as a Consequence of Partner Jealousy Expressions // Communication Studies. 2009. Vol. 60. № 3. Р. 305—323. DOI:10.1080/10510970902956057

25.    Collins N.L. Working Models of Attachment: Implications for Explanation, Emotion, and Behavior // Journal of Personality and Social Psychology. 1996. Vol. 71. № 4. Р. 810—832. DOI:10.1037//0022-3514.71.4.810

26.    Khanchandani L., Durham T.W. Jealousy During Dating Among Female College Students // College Student Journal. 2009. Vol. 43. № 4. Р. 1272—1278.

27.    Levinson D. A conception of adult development // American psychologist. 1986. № 41. P. 3—13.

Информация об авторах

Красило Дарья Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени проф. Л.Ф. Обуховой, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3759-7560, e-mail: krasiloda@mgppu.ru

Красило Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии развития, факультет социальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4801-1791, e-mail: t-krassilo@rambler.ru

Залипаева Анастасия Николаевна, студент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1288-8823, e-mail: zalipaevaan@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 951
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 528
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 0