Развитие просоциального поведения у детей и подростков в контексте детско-родительских и сиблинговых отношений (обзор современных зарубежных исследований)

9

Аннотация

Изучение просоциального поведения достаточно популярная тема современной зарубежной психологии. В отечественной психологии понятие «просоциальное поведение» стало использоваться относительно недавно, хотя есть множество работ, посвященных изучению близких по содержанию феноменов: помогающего поведения, эмпатии, альтруизма. В настоящем обзоре рассматриваются зарубежные исследования, опубликованные за последние десять лет, посвященные формированию и развитию просоциального поведения в детском и подростковом возрастах, а также работы, в которых изучается роль детско-родительских и сиблинговых отношений в развитии просоциального поведения. Отмечена сложность и многогранность феномена просоциального поведения. Проанализированы различные факторы семейных взаимоотношений, способствующие формированию и развитию просоциального поведения у детей и подростков. Показано, что просоциальное поведение развивается постепенно, через интериоризацию норм, ценностей, представлений об ответственности. Необходимым условием развития просоциального поведения у детей являются теплые принимающие отношения в семье. Анализ исследований позволяет подчеркнуть, что сиблинги наряду с родителями создают уникальный семейный контекст для развития просоциальных способностей у детей.

Общая информация

Ключевые слова: просоциальное поведение, братья , сестры, детско-родительские отношения, сиблинговые отношения

Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130312

Получена: 25.07.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Булыгина М.В. Развитие просоциального поведения у детей и подростков в контексте детско-родительских и сиблинговых отношений (обзор современных зарубежных исследований) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2024. Том 13. № 3. С. 123–132. DOI: 10.17759/jmfp.2024130312

Полный текст

Введение

Начиная с 80-х годов ХХ века в зарубежной психологии активно проводятся исследования, посвященные изучению развития просоциального поведения [17; 28; 32; 48]. Просоциальность рассматривается как необходимое качество развития личности, поскольку предполагает различные намеренные добровольные поступки, направленные на благо других людей без извлечения материальной выгоды (помощь, сотрудничество, взаимоотдача, утешение и т. д). Просоциальное поведение играет решающую роль в повышении уровня счастья, улучшении межличностного общения и содействует развитию гармоничного общества [19]. Просоциальность включает в себя множество способов, которыми люди проявляют заботу и действуют на благо других. Забота, по сути, означает помощь другому человеку в росте и реализации [28; 46].
В отечественной психологии понятие «просоциальное поведение» до недавнего времени практически не использовалось, хотя так или иначе к данной теме исследователи (Божович Л.И., Гаврилова Т.П., Петровский А.В., Субботский Е.В., Додонов Б.И., Братусь Б.С. и многие другие) обращались неоднократно, изучались альтруизм, эмпатия, нравственность. В качестве аналога рассматривались помогающее поведение, альтруистическое поведение, гуманные отношения [1; 2; 3; 4].
Несмотря на огромный объем зарубежных работ в области просоциальности, исследователи отмечают, что в научной среде до сих пор нет единства относительно термина «просоциальное поведение». Например, часто просоциальное поведение и альтруизм воспринимаются как синонимы. [36]. Проанализировав существующие концепции просоциального поведения и альтруизма С. Пфатайхер, Ю. Нильсен, И. Тильман (S. Pfattheicher, Y.A. Nielsen, I. Thielmann) уточнили, что в аспектах бескорыстности действий, направленных на благо другого, эти термины совпадают, однако с точки зрения мотивов, которые побуждают то или иное поведение, они различны. Мотивом просоциального поведения является одобрение со стороны общества, а мотивом альтруистического поведения — благосостояние общества или другого индивида. Кроме того, между помогающим и альтруистическим поведением существует разница с точки зрения издержек: помогающее поведение предполагает оказание помощи без потерь и рисков для себя, а альтруистическое поведение основано на ущемлении своих потребностей ради блага другого. Альтруизм не тождественен просоциальному поведению и выступает лишь одной из его форм. Помимо альтруистической (бескорыстной) формы Г. Карло (G. Carlo) выделяет еще пять форм просоциального поведения: эмоциональное (эмпатическое, ориентированное на сопереживание и эмоциональную поддержку), уступчивое (угодливое, в ответ на просьбу о помощи), анонимное (оказание помощи без огласки), публичное (мотивированное необходимостью публичного признания), экстренное (помощь в чрезвычайных и трудных ситуациях).
Феномен просоциального поведения очень емкий. Большинство исследователей считают, что просоциальное поведение охватывает широкий диапазон актов — от небольшой любезности до систематической помощи человеку в тяжелой жизненной ситуации. И в этом оно гораздо шире просто помогающего поведения. Кроме того, понятие просоциального поведения включает в себя не только действия, но и просоциальные эмоции, знания и намерения, приводящие к оказанию помощи; эти интенции основаны как на личностных особенностях, так и на мотивации [28].
Формирование просоциального поведения обусловлено как средовыми факторами, которые предписывают определенные правила поведения и взаимоотношений в обществе, так и личностными, в которые входят эмпатия, уровень эмоционального интеллекта, ориентация на решение проблем и т. д. Так, например, в ряде работ выявлено, что эмпатия и сочувствие мотивируют просоциальное поведение [5; 18; 26; 45]. В исследовании Л. Камас и А. Престон (L. Kamas, A. Preston) показана связь между выраженностью эмпатии по шкале Дэвиса и выраженностью просоциальности. При этом было показано, что, несмотря на то, что у женщин уровень эмпатии выше, нельзя утверждать, что они в большей мере склонны к просоциальному поведению. Мужчины и женщины со схожим уровнем эмпатии демонстрируют схожие уровни просоциальности [24]. По данным Панг И., Сон Си и Ма Си (Y. Pang, C. Song, C. Ma), различные компоненты эмпатии (восприятие перспективы, фантазия, сопереживающее беспокойство и личный дистресс) связаны с просоциальным поведением через благодарность. Чувство благодарности стимулирует людей к помогающему и альтруистическому поведению [31].
Просоциальное поведение формируется в детском возрасте и, как и другие формы поведения, зависит от близких межличностных отношений. Целью настоящей статьи является анализ современных зарубежных исследований, посвященных развитию просоциальных способностей у детей и подростков в контексте семейных (детско-родительских и сиблинговых) отношений.

Развитие просоциального поведения

В исследованиях убедительно показано, что просоциальное поведение формируется достаточно рано. Маленькие дети уже в возрасте 14—18 месяцев надежно демонстрируют просоциальное поведение, основанное на сочувствии. Оно состоит в том, что дети помогают другим, принося что-либо или устраняя препятствия [39]. Причем, помогая, малыши действуют бескорыстно, не ожидают какой-либо благодарности [43]. Около двух лет появляется утешение другого, кроме того, в этом возрасте дети начинают делиться игрушками и едой с другими [50]. К трем годам формируются сложные просоциальные эмоции, такие как благодарность и вина. Благодаря им дети становятся не только способными вступать в просоциальные отношения, но и поддерживать их как с членами семьи, так и с другими людьми [46]. К 2—3 годам дети осознают, когда приносят кому-то вред, испытывают чувство вины за содеянное (что проявляется в вербальных и невербальных признаках) и стремятся исправить нанесенный ущерб. К 4—5 годам дети объективнее оценивают ситуацию в целом и более сочувственно относятся к раскаянию того, кто совершил проступок, готовы поддержать его и утешить [46; 47].
Недавние исследования также показывают роль более сложных эмоций в мотивации просоциального поведения. В частности, получение помощи вызывает у детей чувство благодарности, которое мотивирует их действовать просоциально, проявляя взаимность не только по отношению к человеку, оказавшему помощь, но и, что поразительно, авансом по отношению к другим людям [6; 21; 44; 45].
Межкультурные исследования свидетельствуют о том, что просоциальные действия доставляют маленьким детям эмоциональное удовольствие. Например, раздача угощений делает их счастливыми даже в большей степени, чем само получение угощений [5].
В статье С. Грюнайзена и Ф. Варнекена (S. Grueneisen, F. Warneken) показано, что по мере взросления детская просоциальность развивается от формы, основанной на симпатии, к более сложным формам, разнообразным поведенчески и более мотивационно избирательным. В частности утверждается, что примерно с пяти лет дети постепенно становятся способными к участию в просоциальном поведении по стратегическим причинам (например могут поделиться сегодня чем-то, чтобы завтра получить какую-то выгоду для себя не обязательно материальную; это может быть улучшение репутации, участие в совместной игре и т. п.) [20].
Наблюдения просоциальности в раннем возрасте привело некоторых исследователей к идее о врожденности данного феномена. В последнее время, как замечает С. Браунелл (C.A. Brownell) [7], все более распространенным становится утверждение, что просоциальное поведение в первые три года жизни не подвержено влиянию социализации. Полемизируя с П. Блумом (P. Bloom, 2014), Дж. К. Хемлином (J. K. Hamlin, 2013), Ф. Варнекеном и М. Томассело (F. Warneken, M. Tomasello, 2014), которые полагают, что альтруистическое поведение является врожденным, частью человеческой природы, проявляется независимо от родительского вмешательства или любой другой формы социализации, С. Браунелл обосновывает альтернативную точку зрения (близкую к пониманию развития в культурно-исторической концепции) о том, что просоциальное поведение возникает из человеческого участие младенцев в уникальной социально-эмоциональной среде. Эффекты социализации не ограничиваются поздним детством, а действуют с рождения, формируя просоциальное поведение. Социальное окружение младенца, в первую очередь родители (ухаживающие взрослые), активно поощряет детей к просоциальным действиям, проявляя участие, транслируя ожидания от межличностной заботы и по мере возможности вовлекая их в домашние дела [8; 14; 25; 39]. В исследовании А. Даля (A. Dahl) показано, что практически все матери регулярно поощряют своих 13—24-месячных малышей помогать в повседневных домашних делах [13].
В целом подтверждается связь между родительским воспитанием и просоциальным поведением детей. Родители могут регулировать просоциальные действия детей с помощью дисциплинарных воздействий [49]. Дети, как правило, более просоциальны, когда родители проявляют большую теплоту, поддерживают их автономию [19; 27; 30; 36] и обосновывают свои требования и правила [48]. Дети также становятся более просоциально ориентированными, когда родители поощряют их к участию в просоциальных мероприятиях (например в благотворительной деятельности) или когда родители инициируют беседы, в которых подчеркивается важность проявления сострадания и помощи [48]. Дети, менее ориентированы на помощь другим, если родители проявляют вербальную враждебность (например кричат) [30]. Родительское разочарование, как ни странно это может показаться на первый взгляд, также является эффективной стратегией формирования просоциального поведения детей младшего школьного и подросткового возраста, поскольку возникновение в такой ситуации чувства вины стимулирует у ребенка желание исправиться, показать себя с лучшей стороны [49].
Согласно данным метаанализа, проведенного Т. Вонгом, Ч. Кониши, С. Конгом, (T.K.Y. Wong, C. Konishi, X. Kong) исследователи сходятся во мнении, что авторитетное воспитание положительно связано с общим, публичным, эмоциональным, анонимным, уступчивым и другими специфическими типами просоциального поведения (например желанием делиться), но отрицательно — с альтруистическим просоциальным поведением. Эти результаты могут быть объяснены тем, что, поскольку альтруистическое просоциальное поведение влечет за собой неизбежные издержки для личности, дети и подростки могут быть менее мотивированы к его демонстрации. Авторитарное воспитание детей негативно связано с просоциальным поведением, т. е. дети с меньшей вероятностью будут просоциальными, если родители настроены враждебно или отвергают их. Современные данные свидетельствуют о том, что авторитетное воспитание продолжает играть важную роль в развитии просоциального поведения в детском возрасте независимо от пола ребенка, кроме того, это верно как для индивидуалистических, так и для коллективистских культур [48].
Просоциальное поведение меняется с возрастом и значительно различается в зависимости от семейных отношений. Выявлено, что материнская теплота положительно связана с просоциальным поведением по отношению к членам семьи и матерям, в то время как отцовская теплота положительно связана с просоциальным поведением по отношению к отцам и друзьям [8; 30]. По мере взросления у детей появляются новые агенты просоциального поведения, например друзья. Подростки могут быть более склонны демонстрировать публичное просоциальное поведение по отношению к сверстникам, если они приобретают более популярный статус в своей группе сверстников [8]. В условиях, когда подростки чувствуют поддержку и уважение, это может способствовать позитивному психологическому функционированию, в том числе и просоциальному поведению [8; 19; 27]. Привязанность со стороны братьев и сестер также положительно связана с просоциальным поведением подростков и предсказывает просоциальное поведение подростков в будущем [23; 33; 38].
Лонгитюдное исследование ван М. Миген (M. van Meegen) и др. выявило, что подростки с более высоким уровнем просоциального поведения ощущают большую поддержку со стороны родителей, сиблингов и друзей, которые, в свою очередь, также отличаются более высоким уровнем просоциального поведения. Поддержка автономии и эмоциональная поддержка со стороны членов семьи и друзей были последовательно связаны с просоциальным поведением подростков. Тем не менее, результаты не выявили постоянно действующей линейной связи между изменениями просоциального поведения у членов ближайшего окружения и изменениями просоциального поведения у подростка [27]. Это указывает на то, что просоциальное поведение, изначально формируясь в условиях совместно-разделенных действий и переживаний с членами семьи и друзьями, которые подают примеры просоциальности, постепенно становится внутренним интериоризованным качеством, менее зависимым от других, в том числе и близких людей.
Отмечено, что просоциальное поведение стабилизируется и даже становится менее выраженным при переходе к подростковому возрасту, однако именно в этот период просоциальные мотивы и эмоции становятся более сложными, начинают включать абстрактные понятия (уважение, сострадание и др.), что позднее приводит к таким просоциальным явлениям, как волонтерство, пожертвования, гражданская активность [28].

Сиблинговые отношения и просоциальное поведение

Помимо родителей важную роль в развитии просоциального поведения играют и другие члены семьи, в частности братья и сестры. Родители, братья, сестры, а затем и друзья могут способствовать просоциальному поведению двумя способами: моделируя просоциальное поведение и обеспечивая теплый и поддерживающий контекст отношений [22; 27; 37; 41].
Отношения с братьями, сестрами непроизвольны, в них есть и поддержка, и конфликты, тем не менее они длятся в детском возрасте несмотря на все сложности. Сиблинговые отношения отличаются от отношений с родителями. Они в гораздо большей степени основаны на паритетности, что способствует возникновению особой межличностной ситуации, удобной для наблюдения за просоциальными действиями друг друга и моделирования их. Учитывая, что дети, как правило, проводят время, взаимодействуют со своими братьями, сестрами больше, чем с родителями, исследователи отмечают значимый эффект сиблинговых взаимоотношений для развития просоциального поведения каждого ребенка в семье. Таким образом, взаимодействие как с братьями, сестрами, так и потом с друзьями считается важной тренировочной площадкой для просоциального поведения [9; 11; 42; 22].
Выделяется ряд факторов, которые определяют значимую роль сиблинговых отношений в формировании и развитии просоциального поведения.
Первый фактор связан с проживанием в одной семье, непроизвольностью и продолжительностью сиблинговых отношений. Детство является самым продолжительным периодом времени, который большинство людей проводят, общаясь со своими братьями и сестрами, поскольку они обычно живут в одном доме и даже в одной комнате. Лонгитюдные исследования детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) показывают, что при большом количестве времени, проведенном вместе, отмечается взаимное влияние сиблингов на просоциальные тенденции друг друга [16; 23; 33; 41]. Братья и сестры, родившиеся с разницей в пять лет и игравшие вместе позитивно и дружелюбно, демонстрируют более просоциальное поведение (например умение делиться и сопереживать) независимо от порядка рождения. Это снова указывает на то, что братья и сестры моделируют просоциальное поведение друг для друга и, в свою очередь, поощряют друг друга применять это поведение за пределами своих родственных отношений [23; 33; 41]. В масштабном лонгитюдном исследовании (3436 двудетных британских семей и 1188 трехдетных семей) З. Чи З., Л. Малмберг, Е. Флури (Z.Chi Z., L.-E. Malmberg, E. Flouri) изучалась связь между разными формами поведения (как просоциального, так и проблемного) и порядком рождения ребенка. Среди контролируемых исследователями переменных также были количество детей в семье, возраст детей и разница в возрасте между ними. Замеры проводились, когда самому младшему из детей в семье было три и пять лет. Данное исследование интересно тем, что в нем отмечается неочевидная роль младших сиблингов в развитии просоциальности старших. Авторы установили, что в двухдетных семьях младший ребенок не оказывал влияния на просоциальное поведение старшего, в то время как в семьях с тремя детьми такое воздействие было выявлено. Объяснялось это тем, что в семьях с меньшим количеством детей старший сиблинг проводит больше времени со сверстниками, друзьями, поэтому младший брат или сестра не имеют такого влияния на просоциальное поведение старшего. В семьях с большим количеством детей старший ребенок более включен в общение с братьями/сестрами, поскольку они могут быть ближе к нему по возрасту, что увеличивает возможность проявления просоциальных действий младших детей в отношении старших [9].
Второй фактор определяется эмоциональной заряженностью отношений. Соперничество и ревность сочетаются с эмоциональной близостью, привязанностью, дружбой. Установлено, что роль братьев и сестер в развитии просоциальности зависит от качества их отношений [11; 33; 41]. Лонгитюдные исследования с участием детей дошкольного возраста показали, что более высокий уровень негативности братьев и сестер, с точки зрения конфликта между братьями и сестрами, коррелирует со значительно большим риском возникновения проблем с поведением в будущем. При частых конфликтах как старшие, так и младшие братья и сестры учатся антиобщественному поведению друг от друга, привнося приобретенные негативные качества во внешние отношения. Также было обнаружено, что независимо от порядка рождения или возраста сиблинга, соперничающие друг с другом братья и сестры чаще направляют друг другу просоциальные отказы (т. е. отказывают в помощи) [40]. Как полагают авторы, сиблинговые отношения — более стабильные и не являются добровольными, поэтому дети, не видя долгосрочных последствий просоциальных отказов братьям/сестрам, могут не так сильно бояться их потерять, в отличие от отношений с друзьями, которые являются добровольными и потенциально могут закончиться [33; 40].
Третий фактор связан с разницей в возрасте между сиблингами, из-за которой они различаются по социально-когнитивным навыкам. В результате подражания младших детей старшим активизируется механизм «согласования и заражения». Исследования братьев и сестер, возраст которых был от 18 месяцев до 14 лет, обнаружили, что старшие сиблинги оказывают наибольшее влияние на социальное развитие младших братьев/сестер, выступая в качестве лидеров, инициируя просоциальное поведение у своих младших братьев/сестер [15; 37; 42]. Это связано с возрастом и более высоким уровнем зрелости, благодаря которым старшие дети способны показать пример социально одобряемого поведения младшим братьям и сестрам [15; 37]. Также было установлено, что просоциальные действия в игре старших детей коррелируют с большей вовлеченностью младших сиблингов в просоциальное поведение [23; 33]. Подобно данным об эффектах сиблингового взаимодействия, полученным в других областях развития, это объясняется подражанием младших детей в семье ролевой модели поведения старших [23].
Четвертый фактор основан на заботе старших детей о младших. Во многих культурах старшие братья и сестры нередко выполняют функции опекунов для своих младших сиблингов [42]. Вставая в родительскую позицию, старшие дети напрямую объясняют младшим правила поведения, одобряют или порицают их поступки. Известно, что при большей разнице в возрасте увеличивается вероятность того, что старшие братья и сестры принимают на себя лидерские роли во время взаимодействия с братьями и сестрами, а младшие братья и сестры воспринимают их как образцы для подражания [34].
В работе К. Хьюз, Г. Макхарг, Н. Уайт (C. Hughes, G. McHarg, N. White) также подчеркивается, что сиблинговые отношения важны для просоциального поведения тем, что создают благодатную почву для утешения, обмена и помощи. Также отмечается, что влияние сиблингов на просоциальное поведение друг друга изменяется по мере их взросления [22]. В раннем и дошкольном возрасте младшие дети в силу своей меньшей компетентности чаще побуждают старших братьев, сестер оказывать им помощь в затруднительных ситуациях; в подростковом возрасте просоциальное поведение старших по отношению к младшим может сдвигаться с инструментальной помощи к большей выраженности эмоциональной поддержки или советов [35].
Пятый фактор указывает на системность семейных отношений, подчеркивая, что сиблинговые отношения не изолированы, поэтому в контексте развития просоциальности отношения с братьями/сестрами могут играть компенсаторную роль. В исследованиях [22; 34; 48] показано, что братья и сестры с более теплыми отношениями демонстрировали более просоциальное поведение, когда качество отношений «мать—ребенок» было менее благоприятным. Эти результаты указывают на восполняющую роль сиблинговых отношений и подчеркивают важность системного подхода к семье, который учитывает взаимодействие между отношениями при изучении просоциальности в семье [10]. Исследования А. Даля уточняют, что о компенсаторной роли сиблинговых отношений в формировании просоциального поведения можно с большей уверенностью говорить при вертикальных отношениях между ними (т. е. если разница в возрасте между старшим и младшим сиблингом значительна). Просоциальное поведение между братьями и сестрами, близкими по возрасту, связано с горизонтальными аспектами отношений и включает взаимное удовлетворение потребностей друг друга [12], что может способствовать развитию последующего социального и эмоционального понимания [22]. Исследования также показали, что различное отношение родителей к детям в семье может играть негативную роль в развитии их просоциального поведения [29]. Выделение кого-то из детей в качестве любимчика, может вызывать у другого чувство ревности и способствовать отказу сиблингу в сочувствии и помощи. По мнению С. Пиотровски (C.C. Piotrowski), в будущих исследованиях необходимо изучить, как различная родительская позитивность и негативность по отношению к братьям и сестрам может влиять на их просоциальное взаимодействие [34].

Заключение

Обзор зарубежных исследований за последние 10 лет (2015—2024 гг.) позволяет говорить о том, что тема формирования просоциального поведения в детском возрасте остается актуальной. Открываются и уточняются новые аспекты, связанные с развитием помогающего поведения, сотрудничества, сочувствия и сопереживания у детей и подростков.
Установлено, что просоцильность является интегральным образованием, формирующимся в процессе непрерывного взаимодействия с социальным окружением. Просоциальное поведение развивается постепенно, через интериоризацию норм, ценностей, представлений об ответственности [17]. В процессе регуляции эмоций эмпатия и просоциальное поведение изменяются как качественно (от простых форм к более сложным и зрелым), так и количественно (от одной способности к множеству в каждой области) [28].
В исследованиях показано, что нет единого типа мотивов, побуждающих людей к совершению просоциальных действий. По мере взросления просоциальное поведение становится полимотивированным и может сочетать в себе эгоцентрические и социоцентрические мотивы. Оказывая помощь или поддержку другому, человек может испытывать сострадание, сочувствие, руководствоваться нравственными принципами, но это не исключает наличия у него эгоцентрических мотивов, таких как потребность в признании или стремление избежать чувства вины.
В данном обзоре основной фокус был сосредоточен на роли семьи в формировании просоциального поведения у детей и подростков. Эмоциональный климат в семье, стили родительского воспитания, характер привязанности, отношения между сиблингами связаны с просоциальным развитием в детском возрасте. Необходимым условием развития просоциального поведения, сочувствия другим является эмоциональная включенность в теплые принимающие отношения, в первую очередь с членами семьи, родителями и сиблингами, которые задают уникальный контекст для обучения и практик просоциальных способностей.
Необходимо отметить, что если детско-родительским отношениям в этом контексте всегда уделялось много внимания, то о роли братьев/сестер говорили значительно меньше, в основном как о модели поведения, когда младший ребенок воспроизводит поведение старшего. В последние годы увеличилось количество зарубежных публикаций, в которых уделяется внимание характеру сиблинговых отношений, показаны более сложные связи между отношениями детей в семье и формированием просоциального поведения. Причем отмечается влияние не только старшего ребенка на младшего, но и младшего на старшего. Особенно интересным является направление исследований, изучающих, как теплота и привязанность между братьями и сестрами могут компенсировать отчужденность в детско-родительских отношениях и способствовать формированию чуткого отношения к людям. Подобные исследования важны с точки зрения понимания системных процессов, участвующих в формировании и развитии просоциального поведения в детском возрасте.

Литература

  1. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3—19.
  2. Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб: Питер, 2021. 304 с.
  3. Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Ланцова С.В. Психология просоциального и помогающего поведения: учеб. пособие [Электронный ресурс]. Шуя: Изд-во Шуйского филиала Ивановского государственного университета, 2024. 218 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=60873046 (дата обращения: 17.09.2024).
  4. Профессионализация эмпатии и предикторы выгорания помогающих специалистов / Т.Д. Карягина, Н.В. Кухтова, Н.И. Олифирович, Л.Г. Шермазанян // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 2. С. 39—58. DOI:10.17759/cpp.2017250203
  5. Aknin L.B., Van de Vondervoort J.W., Hamlin J.K. Positive feelings reward and promote prosocial behavior // Current Opinion in Psychology. 2018. Vol. 20. P. 55—59. DOI:10.1016/j.copsyc.2017.08.017
  6. Beeler-Duden S., Vaish A. Paying it forward: The development and underlying mechanisms of upstream reciprocity // Journal of Experimental Child Psychology. 2020. Vol. 192. Article ID 104785. 18 p. DOI:10.1016/j.jecp.2019.104785
  7. Brownell C.A. Prosocial Behavior in Infancy: The Role of Socialization // Child Development Perspectives. 2016. Vol. 10. № 4. P. 222—227. DOI:10.1111/cdep.12189
  8. Carlo G., Padilla-Walker L. Adolescents' Prosocial Behaviors Through a Multidimensional and Multicultural Lens // Child Development Perspectives. 2020. Vol. 14. № 4. P. 265—272. DOI:10.1111/cdep.12391
  9. Chi Z., Malmberg L.-E., Flouri E. Sibling effects on problem and prosocial behavior in childhood: Patterns of intra familial “contagion” by birth order // Child Development. 2024. Vol. 95. № 3. P. 766—779. DOI:10.1111/cdev.14030
  10. Children’s Vulnerability to Interparental Conflict: The Protective Role of Sibling Relationship Quality / P.T. Davies, L.Q. Parry, S.M. Bascoe, M.J. Martin, E.M. Cummings // Child Development. 2019. Vol. 90. № 6. P. 2118—2134. DOI:10.1111/cdev.13078
  11. Cox J.K. The Impacts of Siblings on Development Across the Lifespan [Электронный ресурс] // Modern Psychological Studies. 2023. Vol. 29. № 1. Article ID 11. 23 p. URL: https://scholar.utc.edu/mps/vol29/iss1/11/ (дата обращения: 17.09.2024).
  12. Dahl A. New Beginnings: An Interactionist and Constructivist Approach to Early Moral Development // Human Development. 2018. Vol. 61. № 4—5. P. 232—247. DOI:10.1159/000492801
  13. Dahl A. The Developing Social Context of Infant Helping in Two U.S. Samples // Child Development. 2015. Vol. 86. № 4. P. 1080—1093. DOI:10.1111/cdev.12361
  14. Dahl A., Brownell C.A. The Social Origins of Human Prosociality // Current Directions in Psychological Science. 2019. Vol. 28. № 3. P. 274—279. DOI:10.1177/0963721419830386
  15. Development of externalizing symptoms across the toddler period: The critical role of older siblings / S.L. Olson, K.I. Ip, R. Gonzalez, E.E.A. Beyers-Carlson, B.L. Volling // Journal of Family Psychology. 2020. Vol. 34. № 2. P.165—174. DOI:10.1037/fam0000581
  16. Devine R.T., Hughes C. Family Correlates of False Belief Understanding in Early Childhood: A Meta-Analysis // Child Development. 2018. Vol. 89. № 3. P. 971—987. DOI:10.1111/cdev.12682
  17. Eisenberg N., Spinrad T.L., Knafo-Noam A. Prosocial Development // Handbook of Child Psychology and Developmental Science. Vol. 3. Socioemotional Processes / Ed. M.E. Lamb. 7th ed. Hoboken: John Wiley & Sons, 2015. P. 610—656. DOI:10.1002/9781118963418.childpsy315
  18. Empathy as a predictor of prosocial behavior and the perceived seriousness of delinquent acts: a cross-cultural comparison of Argentina and Spain / L.M. Rodriguez, M. Martí-Vilar, J. Esparza Reig, B. Mesurado // Ethics and Behavior. 2021. Vol. 31. № 2. P. 91—101. DOI:10.1080/10508422.2019.1705159
  19. Family cohesion on prosocial behavior in college students: moderated mediating effect / L. Li, B.J. Ye, L.Y. Ni, Q. Yang // Chinese Journal of Clinical Psychology. 2020. Vol. 28. № 1. P. 178—180. DOI:10.16128/j.cnki.1005-3611.2020.01.037
  20. Grueneisen S., Warneken F. The development of prosocial behavior — from sympathy to strategy // Current Opinion in Psychology. 2022. Vol. 43. P. 323—328 DOI:10.1016/j.copsyc.2021.08.005
  21. Hepach R., Vaish A. The Study of Prosocial Emotions in Early Childhood: Unique Opportunities and Insights // Emotion Review. 2020. Vol. 12. № 4. P. 278—279. DOI:10.1177/1754073920939630
  22. Hughes C., McHarg G., White N. Sibling influences on prosocial behavior // Current Opinion in Psychology. 2018. Vol. 20. P. 96—101. DOI:10.1016/j.copsyc.2017.08.015
  23. It takes two to tango: Preschool siblings' musical play and prosociality in the home / L.K. Cirelli, R. Peiris, N. Tavassoli, H. Recchia, H. Ross // Social Development. 2020. Vol. 29. № 4. P. 964—975. DOI:10.1111/sode/12439
  24. Kamas L., Preston A. Empathy, gender, and prosocial behavior // Journal of Behavioral and Experimental Economics. 2021. Vol. 92. Article ID 101654. 40 p. DOI:10.1016/j.socec.2020.101654
  25. Kartner J., Torrens M.G., Schuhmacher N. Parental structuring during shared chores and the development of helping across the second year // Social Development. 2021. Vol. 30. № 2. P. 374—395. DOI:10.1111/sode.12490
  26. Lee L., Madera J.M. A within-level analysis of the effect of customer-focused perspective-taking on deep acting and customer helping behaviors: The mediating roles of negative affect and empathy // International Journal of Hospitality Management. 2021. Vol. 95. Article ID 102907. 10 p. DOI:10.1016/J.IJHM.2021.102907
  27. Longitudinal Associations Between Support and Prosocial Behavior Across Adolescence: The Roles of Fathers, Mothers, Siblings, and Friends / M. van Meegen, J. Van der Graaf, G. Carlo, W. Meeus, S. Branje // Journal of Youth and Adolescence. 2024. Vol. 53. P. 1134—1154. DOI:10.1007/s10964-023-01885-5
  28. Malti T., Speidel R. Development of prosociality and the effects of adversity // Nature Reviews Psychology. 2024. Vol. 3. P. 524—535. DOI:10.1038/s44159-024-00328-7
  29. Oliver B.R., Pike A. Mother-child positivity and negativity: Family-wide and child-specific main effects and interactions predict child adjustment // Developmental Psychology. 2018. Vol. 54. № 4. P. 744—756. DOI:10.1037/dev0000467
  30. Padilla-Walker L.M., Carlo G., Nielson M.G. Does Helping Keep Teens Protected? Longitudinal Bidirectional Relations Between Prosocial Behavior and Problem Behavior // Child Development. 2015. Vol. 86. № 6. P. 1759—1772. DOI:10.1111/cdev.12411
  31. Pang Y., Song C., Ma C. Effect of Different Types of Empathy on Prosocial Behavior: Gratitude as Mediator // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article ID 768827. 7 p. DOI:10.3389/fpsyg.2022.768827
  32. Pfattheicher S., Nielsen Y.A., Thielmann I. Prosocial behavior and altruism: A review of concepts and definitions // Current Opinion in Psychology. 2022. Vol. 44. P. 124—129. DOI:10.1016/j.copsyc.2021.08.021
  33. Pike A., Oliver B.R. Child behavior and sibling relationship quality: A cross-lagged analysis // Journal of Family Psychology. 2017. Vol. 31. № 2. P. 250—255. DOI:10.1037/fam0000248
  34. Piotrowski C.C. Exploring Linkages Between Mother—Child and Sibling Relationship Quality and Prosocial Behavior Between School-Aged and Adolescent Siblings // Journal of Family Issues. 2024. Vol. 45. № 4. P. 833—851. DOI:10.1177/0192513X231162965
  35. Predicting differentiated developmental trajectories of prosocial behavior: A 12-year longitudinal study of children facing early risks and vulnerabilities / Q. Shi, I. Ettekal, J. Liew, S. Woltering // International Journal of Behavioral Development. 2021. Vol. 45. № 4. P. 327—336. DOI:10.1177/0165025420935630
  36. Prosocial behavior in toddlerhood and early childhood: Consistency across subtypes and over time / Y. Paz, M. Davidov, T. Orlitsky, M. Hayut, R. Roth-Hanania, C. Zahn-Waxler // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. Article ID 950160. 14 p. DOI:10.3389/fpsyg.2023.950160
  37. Sang S.A., Nelson J.A. The effect of siblings on children’s social skills and perspective taking // Infant and Child Development. 2017. Vol. 26. № 6. Article ID e2023. 10 p. DOI:10.1002/icd.2023
  38. Self and sibling care attitudes, personal loss, and stress-related growth among siblings of adults with mental illness / C.H. Stein, S.M. Gonzales, K. Walker, M.F. Benoit, S.E. Russin // American Journal of Orthopsychiatry. 2020. Vol. 90. № 6. P. 799—809. DOI:10.1037/ort0000511
  39. Spinrad T.L., Gal D.E. Fostering prosocial behavior and empathy in young children // Current Opinion in Psychology. 2018. Vol. 20. P. 40—44. DOI:10.1016/j.copsyc.2017.08.004
  40. Tavassoli N., Howe N., DeHart G. Investigating the Development of Prosociality Through the Lens of Refusals: Children’s Prosocial Refusals With Siblings And Friends // Merrill-Palmer Quarterly. 2020. Vol. 66. № 4. P. 421—446. DOI:10.13110/merrpalmquar1982.66.4.0421
  41. Tavassoli N., Recchia H., Ross H. Preschool Children’s Prosocial Responsiveness to Their Siblings’ Needs in Naturalistic Interactions: A Longitudinal Study // Early Education and Development. 2019. Vol. 30. № 6. P. 724—742. DOI:10.1080/10409289.2019.1599095
  42. The development of empathic concern in siblings: A reciprocal influence model / M. Jambon, S. Madigan, A. Plamondon, E. Daniel, J.M. Jenkins // Child Development. 2019. Vol. 90. № 5. P. 1598—1613. DOI:10.1111/cdev.13015
  43. Toddlers Help Anonymously / R. Hepach, K. Haberl, S. Lambert, M. Tomasello // Infancy. 2017. Vol. 22. № 1. P. 130—145. DOI:10.1111/infa.12143
  44. Toddlers’ intrinsic motivation to return help to their benefactor / R. Hepach, A. Vaish, K. Müller, M. Tomasello // Journal of Experimental Child Psychology. 2019. Vol. 188. Article ID 104658. 17 p. DOI:10.1016/j.jecp.2019.06.011
  45. Vaish A. The prosocial functions of early social emotions: The case of guilt // Current Directions in Psychology. 2018. Vol. 20. P. 25—29. DOI:10.1016/j.copsyc.2017.08.008
  46. Vaish A., Grossmann T. Caring for Others: The Early Emergence of Sympathy and Guilt // Evolutionary Perspectives on Infancy / Eds. S.L. Hart, D.F. Bjorklund. Cham: Springer, 2022. P. 349—369. DOI:10.1007/978-3-030-76000-7_16
  47. Vaish A., Hepach R. The Development of Prosocial Emotions View all authors and affiliations // Emotion Review. 2019. Vol. 12. № 4. P. 259—273. DOI:10.1177/1754073919885014
  48. Wong T.K.Y., Konishi C., Kong X. Parenting and prosocial behaviors: A meta-analysis // Social Development. 2021. Vol. 30. № 2. P. 343—373. DOI:10.1111/sode.12481
  49. Yavuz H.M., Dys S., Malti T. Parental Discipline, Child Inhibitory Control and Prosocial Behaviors: The Indirect Relations via Child Sympathy // Journal of Child and Family Studies. 2022. Vol. 31. P. 1276—1289. DOI:10.1007/s10826-021-02224-7
  50. Yazdi H., Heyman G.D, Banner D. Children are sensitive to reputation when giving to both ingroup and outgroup members // Journal of Experimental Child Psychology. 2020. Vol. 194. Article ID 104814. 20 p. DOI:10.31234/osf.io/q84wg

Информация об авторах

Булыгина Мария Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры детской и семейной психотерапии, факультет консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4459-0914, e-mail: buluginamv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 17
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 9
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 9