Предисловие главного редактора

144

Аннотация

Редакция журнала «Социальная психология и общество» приняла решение посвятить современной российской молодежи отдельный тематический выпуск, в котором собраны статьи, представляющие эмпирические исследования разных проблем молодых людей, большую часть которых по статистике представляет собой студенчество. Именно в своей совокупности такие исследования позволяют создать некий «фасеточный» портрет современной российской, преимущественно студенческой, молодежи.

Общая информация

Рубрика издания: Колонка редактора

Тип материала: редакторская заметка

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2021120101

Для цитаты: Толстых Н.Н. Предисловие главного редактора // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 1. С. 5–9. DOI: 10.17759/sps.2021120101

Полный текст

 

Рассказывают, что в одном из американских университетов установлен памятник студенту как главному участнику психологических исследований (испытуемому). Проверить не могу, но верю охотно. А если это и не так, то справедливо было бы такой памятник поставить. Потому что действительно многие психологические и социально-психологические факты и закономерности, касающиеся взрослых людей, были установлены именно на студентах как самых удобных и самых легкодоступных испытуемых. В свете сказанного понятно, почему многие серьезные научные журналы предпочитают избегать публикации материалов исследований, выполненных на такой выборке.

В подавляющем числе случаев в исследованиях «на студентах» специфика студенческой молодежи как особой большой социальной группы или даже как представителей достаточно определенной возрастной группы не учитывалась. Возраст людей 20—25 лет долгое время относили то к ранней взрослости, то к поздней юности, что было в конце концов не так уж и важно. Ситуация стала заметно меняться с наступлением XXI века, особенно после публикаций Дж. Арнетта и его единомышленников, в центре внимания которых оказались совершенно новые по сравнению с прошедшим ХХ веком проблемы жизни, становления личности и идентичности людей 20—30 лет, в возрасте, который Дж. Ар­нетт назвал emerging adulthood— «нарождающаяся взрослость» (встречаются и другие переводы на русский). Третий десяток жизни стал проблемой — проблемой, по-разному себя проявляющей в разных странах.

Редакция журнала «Социальная психология и общество» приняла решение посвятить современной российской молодежи отдельный тематический выпуск, в котором собраны статьи, представляющие эмпирические исследования разных проблем молодых людей, большую часть которых по статистике представляет собой студенчество. Именно в своей совокупности такие исследования позволяют создать некий «фасеточный» портрет современной российской, преимущественно студенческой, молодежи.

С середины 2020 года в каждом номере в приоритетном порядке журнал публикует статьи, в которых авторы исследуют социально-психологические проблемы, которые либо порождены пандемией COVID-19, либо высвечены ею. Не является исключением и данный выпуск журнала, в котором читатель сможет познакомиться с тремя исследованиями, прямо связанными с пандемией COVID-19, в данном случае касающимися студенческой молодежи. Две статьи открывают журнал (в данном номере — рубрику «Эмпирические исследования»), одна дана в рубрике «Прикладные исследования и практика». На разных выборках, используя разный психологический инструментарий, авторы дают возможность читателям увидеть субъективное отношение молодых людей к самому заболеванию, к изменившейся с приходом пандемии жизни, увидеть меру и характер озабоченности этой ситуацией, способы совладания с ней. Может показаться, что некоторые из приведенных в этих статьях фактов противоречат друг другу, но стоит прочесть статьи повнимательнее, обратив внимание на различия в хронотопе проведенных исследований. Представленные в статьях В.А. Барано­вой с коллегами и О.Б. Крушельницкой с коллегами исследования проведены в московских вузах, причем в обоих случаях респондентами выступили студенты, обучающиеся психологии, но если в первом случае данные были собраны в апреле 2020 года, когда студенты впервые ушли на самоизоляцию, а пандемия в Москве только набирала силу, то во втором — в ноябре-декабре 2020 года, в разгар пандемии, когда дистанционное обучение было введено во второй раз. Ситуация в этот период менялась так стремительно, что исследователи даже зафиксировали изменения в показателях конца ноября и начала декабря. Исследование, представленное в статье С.В. Яремчук с коллегами, проведено далеко от Москвы — в Хабаровском крае с 14 апреля по 16 июня 2020 года, когда пандемия COVID-19 только пришла в регион. Поэтому авторы и назвали этот период «медовым месяцем»: заболевание только начинало восприниматься людьми как опасное. Подчеркнем, что исследователи в данном случае имели возможность сравнить показатели, зафиксированные в «медовый месяц», с аналогичными, полученными в «доковидное» время (в 2019 году). При всем различии хронотопов исследований во всех трех случаях ученые зафиксировали определенные факты и закономерности, которые имели место в период резких изменений жизни людей, включая и людей молодых, поэтому в определенном смысле по материалам этих статей мы можем судить о процессе и характере адаптации студентов к этим во многих других отношениях разным ситуациям, совлада­ния с ними.

Подчеркну, что представленная выше статья О.Б. Крушельницкой с коллегами, помещенная в рубрику «Прикладные исследования и практика», описывает исследование, которое исходно было направлено на решение практической задачи содействовать повышению специфической в условиях пандемии COVID-19 нормативности поведения студентов, а именно соблюдению масочного режима. В статье, соответственно, приведены соображения авторов на этот счет и даже описано конкретное мероприятие, имевшее место в вузе, направленное на решение этой практической задачи.

Три статьи, включая одну из выше названных, посвящены проблеме субъективного благополучия студентов и социально-психологическим факторам, на него влияющим. Подчеркну, что респондентами в описанных исследованиях выступили студенты разных вузов разных городов и регионов России: Хабаровского края, Томска, Санкт-Петербурга и Новосибирска. Субъективное благополучие исследовалось не только в контексте пандемии COVID-19 (статья С.В. Яремчук с коллегами), но также в контексте процесса образовательной миграции (статья Т.Г. Бо­хан с коллегами). Изучалось и ресурсное влияние социальной поддержки на субъективное благополучие молодых людей (статья Е.К. Веселовой с коллегами).

Студенты города Смоленска оказались в центре внимания в исследовании Н.В. Муращенковой эмиграционных намерений и связи этих намерений с ценностными ориентациями молодых людей. Редакция журнала «Социальная психология и общество» достаточно часто получает материалы, связанные с миграционными и эмиграционными намерениями людей из самых разных регионов нашей страны. Чаще всего речь в этих исследованиях идет именно о молодых людях, и есть все основания полагать, что эта большая социальная группа становится все более и более мобильной (это также подтверждается статистикой), поэтому можно думать, что данная черта портрета современного российского студенчества не является случайной и требует глубокого изучения.

Близкая проблема социальной активности и склонности к риску (в конце концов эмиграция — это весьма рискованное дело, проявление социальной активности) рассматривается в статье Р.М. Шамионова на материале изучения студентов еще одного российского города — Саратова. Р.М. Шамионов анализирует указанные феномены в связи с типом субъектной регуляции: автономным или зависимым.

Созвучна с этим и проблематика статьи Д.А. Красило с коллегами, посвященная связи реального самоопределения студентов с характером их автономии и привязанности к родителям. Авторы различают феномены идеального самоопределения (характерного для подрост­ково-юношеского периода развития) и реального самоопределения, с которым мы имеем дело позже, в частности, в студенческие годы. Реальное самоопределение авторы статьи рассматривают не только и не столько как «ценностно-когнитивную проекцию себя в будущем», но в первую очередь как деятельность по активному присвоению и субъективации средств и стратегий, направленных на со­владание с фрустрирующими факторами взрослой жизни и с открывающимися субъекту возрастными задачами этого периода. Роль взаимоотношений с родителями, характер привязанности к ним, как показывают авторы, имеют в этом процессе большое значение.

Изменения взаимоотношений с родителями так же, как и изменения в процессе создания своей собственной семьи, в отношении к браку — яркие черты, характеризующие новую картину «нарождающейся взрослости» современных молодых людей на третьем десятке. Этой проблеме посвящены две статьи — статья Т.П. Емельяновой, Д.А. Шмидт и статья Г.С. Кожухарь. В первой авторы сравнивают социальные представления о брачном партнерстве у представителей разных поколений россиян, приходя к выводу, что ядро социальных представлений о брачном партнере и периферия, близкая к ядру, незначительно изменяются от поколения к поколению, и что наблюдаемые проблемные тенденции в семейно-брачных отношениях современных молодых людей предположительно являются следствием социокультурных изменений, а не социальных представлений о брачном партнере.

В исследовании Г.С. Кожухарь анализируются различные аспекты удовлетворенности брачными отношениями при их сравнении в реальном и гражданском браке, который становится все более распространенным у молодых людей. Проведенное исследование позволило автору выявить предикторы удовлетворенности браком и описать стандартную модель межличностных отношений, позволяющую прогнозировать удовлетворенность браком в молодом возрасте.

В статье М.К. Акимовой и О.А. Гал­стян на материале исследования, проведенного на студентах, анализируется классическая проблема связи интеллектуальных и нравственных свойств людей (гения и злодейства). В данном случае речь идет о взаимосвязи умственного развития студентов и морально-нравственных регуляторов их социального взаимодействия. Авторы приходят к выводу о наличии когнитивной составляющей в виде сформированности определенных мыслительных операций, эрудированности и уровня общего умственного развития субъекта в формировании доверия и честности, а также в оценке субъективной значимости ситуации социального взаимодействия и определении уровня активности в ней.

Завершает рубрику «Эмпирические исследования» статья В.Ю. Литвинова и Л.В. Матвеевой, в которой обсуждается спорная, до сих пор не имеющая однозначного решения проблема места российской цивилизации, находящейся как бы между западной и восточной цивилизациями. Авторы не столько анализируют обширную литературу по этому вопросу, не столько отстаивают свою позицию, сколько исследуют представления на этот счет некоторых молодых россиян, а именно студентов московских творческих вузов. Исследователи приходят к выводу о том, что молодые люди отчетливо различают между собой российскую, западную и восточную цивилизации, причем если мужская часть выборки оказалась склонна сближать российскую цивилизацию с восточной (по крайней мере, в социально-этическом аспекте), то женская — в большей степени сближает российскую цивилизацию с западной. Специально подчеркну, что в качестве объектов своего исследования авторы выбрали не сознательные, хорошо артикулируемые репрезентации и логические суждения о разных цивилизациях (тогда, видимо, в качестве респондентов стоило бы предпочесть студентов-философов, социологов или политологов), а именно не всегда полностью осознаваемые эстетические, этические, мировоззренческие представления о западной, восточной или российской цивилизациях. Такого рода представления более выражены именно у студентов художественных вузов.

Вот такой нарисовался «фасеточный» портрет современной российской молодежи. Продолжаем исследовать.

Рубрика «Дискуссии и обсуждения» представлена статьей В.А. Ильина, посвященной актуальным проблемам и спорным вопросам, связанным с социальной и персональной идентичностью.

Если несколько десятилетий назад проблематику становления персональной идентичности, ее связи с социальной идентичностью было принято обсуждать в контексте становления личности в под­ростково-юношеском возрасте, то в современных реалиях эта проблематика во многом «перетекает» на следующий этап жизни человека — на тот самый третий десяток жизни, возраст «нарождающейся взрослости», который оказался в центре исследований, представленных в данном выпуске журнала.

 

 

 

Информация об авторах

Толстых Наталия Николаевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Социальная психология развития» факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3999-4503, e-mail: nnvt@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 386
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 144
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0