Социальная психология и общество
2023. Том 14. № 2. С. 49–65
doi:10.17759/sps.2023140204
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Этно-культуральные факторы востребованности альтернативных практик в сфере физического и психического здоровья
Аннотация
Цель. Изучение этнокультурных факторов востребованности альтернативных практик помощи в сфере здоровья и психологического благополучия среди российской молодежи.
Контекст и актуальность. С позиции психологии здоровья принятие решения об обращении за помощью имеет решающее значение для здоровья и психологического благополучия человека и общества. Обращение к неконвенциональным практикам (экстрасенсорным, паранормальным и пр.) для решения проблем в области как физического и психического здоровья, так и психологического благополучия может иметь потенциальные риски.
Дизайн исследования. Количественное кросс-секционное онлайн-исследование было проведено в конце 2020 года в 8-ми субъектах Российской Федерации (Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Красноярский край, Иркутская, Ленинградская, Мурманская и Томская области, г. Санкт-Петербург).
Участники. Подростки и молодежь 14-ти лет и старше, средний возраст – 22,1 года (min = 14, max = 35; SD = 6,26). Объем выборки – 1258 человек, из них тех, кто идентифицирует себя как представителя коренного малочисленного народа Севера, Сибири и Дальнего Востока России, – 671 человек.
Методы (инструменты). Авторские шкалы оценки обращаемости за помощью, установки на обращение, доверия к медицине. Шкала HBSC для измерения самооценки (субъективной репрезентации) психического здоровья. Статистическая обработка – построены таблицы сопряженности для оценки различий по полу и этнической принадлежности молодежи, а также логистическая регрессионная модель.
Результаты. Обращение молодежи к провайдерам альтернативных практик помощи (магам, гадалкам, экстрасенсам и пр.) не имеет этнокультурной специфики. Молодежь коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации значимо чаще по сравнению с молодежью другой этнической принадлежности обращается только к шаманам, являющимся частью уникальной духовной культуры этих этнических групп.
Основные выводы. Обращение за помощью к разным представителям альтернативной помощи связано между собой, что может быть результатом как «подросткового экспериментирования» в разных сферах жизни, так и открытости новому опыту, в том числе и в отношении поиска разных видов помощи. Вторым важным фактором является недоверие к официальной медицине, которое мотивирует людей к использованию альтернативных видов помощи в сфере здоровья (обращение к шаманам, гадалкам, магам, колдунам и пр.).
Общая информация
Ключевые слова: психическое здоровье, физическое здоровье, психологическое благополучие , этнокультурные факторы здоровья, альтернативная помощь, гадалки, астрологи, шаманы, доверие к медицине, малочисленные народы Севера
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2023140204
Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 22-28-01792, https://rscf.ru/project/22-28-01792/.
Получена: 15.04.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Антонова Н.А., Ерицян К.Ю. Этно-культуральные факторы востребованности альтернативных практик в сфере физического и психического здоровья // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 2. С. 49–65. DOI: 10.17759/sps.2023140204
Полный текст
Введение
- Представители КМНСС и ДВ могут демонстрировать более высокую обращаемость к специалистам альтернативных практик как в области физического, так и психического здоровья.
- Обращение к разным видам альтернативных практик связано между собой: обращение за помощью к одной альтернативной практике увеличивает вероятность обращения к другой альтернативной практике.
- Обращение за альтернативной помощью связано с низким уровнем доверия к официальной медицине.
Методы
Результаты
Переменные |
Респонденты |
Критерий χ2 / Критерий Манна-Уитни |
p ≤ |
||||||||||
Представитель КМНСС и ДВ |
Другая этническая принадлежность |
Всего |
|||||||||||
Абсолютные значения |
% |
Абсолютные значения |
% |
Абсолютные значения |
% |
||||||||
Самооценка психического здоровья «Вы считаете, что Ваше психическое здоровье...?» |
|||||||||||||
Плохое |
33 |
4,9 |
32 |
5,5 |
65 |
5,2 |
0,826 |
н/з |
|||||
Удовлетворительное |
251 |
37,4 |
209 |
35,6 |
460 |
36,6 |
|||||||
Хорошее |
293 |
43,7 |
256 |
43,6 |
549 |
43,6 |
|||||||
Превосходное |
94 |
14,0 |
90 |
15,3 |
184 |
14,6 |
|||||||
Всего |
671 |
100,0 |
587 |
100,0 |
1258 |
100,0 |
|||||||
Варианты ответа |
Респонденты |
Критерий χ2 |
p ≤ |
||||||||||
Мужской пол |
Женский пол |
Всего |
|||||||||||
Абсолютные значения |
% |
Абсолютные значения |
% |
Абсолютные значения |
% |
||||||||
Опыт обращения за альтернативной помощью для решения проблем здоровья |
|||||||||||||
да |
50 |
11,8 |
106 |
12,8 |
156 |
12,4 |
0,614 |
н/з |
|||||
Опыт обращения за альтернативной помощью для решения психологических проблем и трудных жизненных ситуаций |
|||||||||||||
да |
39 |
9,2 |
95 |
11,4 |
134 |
10,7 |
0,223 |
н/з |
|||||
Независимые переменные |
Готовность к обращению за альтернативными видами помощи |
||
Регрессионный коэффициент B |
Значимость p ≤ |
95% Доверительный интервал B |
|
Пол: мужской |
1,599 |
0,018 |
1,085–2,355 |
Опыт обращения к представителям альтернативной помощи (к человеку с «экстрасенсорными» способностями, шаману, травнику, целителю) для решения жизненных трудностей и психологических проблем (да) |
3,545 |
0,000 |
2,171–5,788 |
Опыт обращения к представителям альтернативной помощи (к человеку с «экстрасенсорными» способностями, шаману, травнику, целителю) для решения проблем со здоровьем (да) |
4,757 |
0,000 |
3,002–7,539 |
Обсуждение результатов
Заключение
Литература
- Антонова Н.А., Ерицян К.Ю., Цветкова Л.А. Субъективная репрезентация психического и соматического здоровья подростков и молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2022. № 203. С. 39–54. DOI:10.33910/1992-6464-2022-203-39-54
- Горюнов А.В., Хлопушин Р.Г. Рынок традиционной медицины Санкт-Петербурга // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. 8. № 1. С. 179–185.
- Козлов А.И., Козлова М.А., Вершубская Г.Г., Шилов А.Б. Здоровье коренного населения Севера Российской Федерации: на грани веков и культур. Пермь: ОТ и ДО, 2013. 205 с.
- Крашенинникова Ю.А. «Неформальное здравоохранение» в современной России и факторы его развития (по материалам пилотного исследования) [Электронный ресурс] // Мир России. Социология. Этнология. 2015. № 24(4). С. 99–122. URL: https://mirros.hse.ru/article/view/4920 (дата обращения: 01.04.2023).
- Кудашкин В.А. Изменения духовной культуры у малочисленных народов Севера и Сибири в ХХ веке // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2011. № 2. С. 79–82.
- Лехциер В.Л., Готлиб А.С., Финкельштейн И.Е. Медицинский выбор хронических больных в крупном российском городе: ситуации, практики, факторы // Социологический журнал. 2019. Том 25. № 2. С. 78–98. DOI:10.19181/socjour.2019.25.2.6387
- Михель Д.В. Социальная антропология медицинских систем: медицинская антропология. Саратов: Новый проект, 2010. 80 с.
- Прокопьева А.Н. Речные люди: жизнь на берегу р. Лена // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия «Науки о Земле». 2018. № 1(09). С. 23–29.
- Решетников А.В. Социология обязательного медицинского страхования (часть II) // Социология медицины. 2013. № 1. С. 3–11.
- Стратегия ВОЗ в области народной медицины, 2014-2023 гг. [Электронный ресурс] // Издание ВОЗ. 2013. URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/112501 (дата обращения: 16.03.2023).
- Харитонова В.И. От народно-медицинских традиций к интегративной медицине // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. 2012. № 1. С. 40.
- Aarnio K., Lindeman M. Paranormal beliefs, education, and thinking styles // Personality and individual differences. 2005. Vol. 39(7). P. 1227–1236. DOI:10.1016/j.paid.2005.04.009
- Addis M.E., Mahalik J.R. Men, masculinity, and the contexts of help seeking // American psychologist. 2003. Vol. 58(1). P. 5. DOI:10.1037/0003-066X.58.1.5
- Ajzen I. The theory of planned behavior // Organ Behav Hum Decis Process. 1991. Vol. 50(2). P. 179–211. DOI:10.1016/0749-5978(91)90020-T
- Alzahrani A.S., Price M.J., Greenfield S.M., Paudyal V. Global prevalence and types of complementary and alternative medicines use amongst adults with diabetes: systematic review and meta-analysis // European journal of clinical pharmacology. 2021. Vol. 77(9). P. 1259–1274. DOI:10.1007/s00228-021-03097-x
- Badakhsh M., Dastras M., Sarchahi Z., Doostkami M., Mir A., Bouya S. Complementary and alternative medicine therapies and COVID-19: a systematic review // Reviews on environmental health. 2021. Vol. 36(3). P. 443–450. DOI:10.1515/reveh-2021-0012
- Bader C.D., Mencken F.C., Baker J.O. Paranormal America: Ghost Encounters, ufo Sightings, Bigfoot Hunts, and Other Curiosities in Religion and Culture // Journal of American History. 2010. Vol. 98(3). P. 927–928. DOI:10.1093/jahist/jar391
- Berman J.D., Straus S.E. Implementing a research agenda for complementary and alternative medicine // Annual Review of Medicine. 2004. Vol. 55. P. 239. DOI:10.1146/annurev.med.55.091902.103657
- Bishop F.L., Lewith G.T. Who uses CAM? A narrative review of demographic characteristics and health factors associated with CAM use // Evidence-Based Complementary and Alternative Medicine. 2010. Vol. 7(1). P. 11–28. DOI:10.1093/ecam/nen023
- Bishop F.L., Yardley L., Lewith G.T. A systematic review of beliefs involved in the use of complementary and alternative medicine // Journal of health psychology. 2007. Vol. 12(6). P. 851–867. DOI:10.1177/1359105307082447
- Castro M., Burrows R., Wooffitt R. The paranormal is (still) normal: The sociological implications of a survey of paranormal experiences in Great Britain // Sociological research online. 2014. Vol. 19(3). P. 30–44. DOI:10.5153/sro.3355
- Clarke T.C., Black L.I., Stussman B.J., Barnes P.M., Nahin R.L. Trends in the use of complementary health approaches among adults: United States, 2002–2012 [Elektronnyi resurs] // National health statistics reports. 2015. Vol. 79. P. 1. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4573565/ (Accessed 10.02.2023).
- Cornally N., McCarthy G. Help‐seeking behaviour: A concept analysis // International journal of nursing practice. 2011. Vol. 17(3). P. 280–288. DOI:10.1111/j.1440-172X.2011.01936.x
- Currie C., Inchley J., Molcho M., Lenzi M., Veselska Z., Wild F. Health behaviour in school-aged children (HBSC) study protocol: background, methodology and mandatory items for the 2013/14 survey. St Andrews: CAHRU, 2014. 217 p.
- Drinkwater K.G., Dagnall N., Denovan A., Williams C. Paranormal belief, thinking style and delusion formation: a latent profile analysis of within-individual variations in experience-based paranormal facets // Frontiers in psychology. 2021. Vol. 12. P. 670959. DOI:10.3389/fpsyg.2021.670959
- Eisenberg D.M., Davis R.B., Ettner S.L., Appel S., Wilkey S., Van Rompay M., Kessler R.C. Trends in alternative medicine use in the United States, 1990-1997: results of a follow-up national survey // Jama. 1998. Vol. 280(18). P. 1569–1575. DOI:10.1001/jama.280.18.1569
- Fischer F.H., Lewith G., Witt C.M., Linde K., von Ammon K., Cardini F., ... & Brinkhaus B. High prevalence but limited evidence in complementary and alternative medicine: guidelines for future research // BMC complementary and alternative medicine. 2014. Vol. 14(1). P. 1–9. DOI:10.1186/1472-6882-14-46
- Graham R.E., Ahn A.C., Davis R.B., O'Connor B.B., Eisenberg D.M., Phillips R.S. Use of complementary and alternative medical therapies among racial and ethnic minority adults: results from the 2002 National Health Interview Survey // Journal of the National Medical Association. 2005. Vol. 97(4). P. 535.
- Hall H.G., Griffiths D.L., McKenna L.G. The use of complementary and alternative medicine by pregnant women: a literature review // Midwifery. 2011. Vol. 27(6). P. 817–824. DOI:10.1016/j.midw.2010.08.007
- Harnett J.E., McIntyre E., Steel A., Foley H., Sibbritt D., Adams J. Use of complementary medicine products: a nationally representative cross-sectional survey of 2019 Australian adults // BMJ open. 2019. Vol. 9(7). P. e024198. DOI:10.1136/bmjopen-2018-024198
- Harris P.E., Cooper K.L., Relton C., Thomas K.J. Prevalence of complementary and alternative medicine (CAM) use by the general population: a systematic review and update // International journal of clinical practice. 2012. Vol. 66(10). P. 924–939. DOI:10.1111/j.1742-1241.2012.02945.x
- Hughes B.M. How should clinical psychologists approach complementary and alternative medicine? Empirical, epistemological, and ethical considerations // Clinical psychology review. 2008. Vol. 28(4). P. 657–675. DOI:10.1016/j.cpr.2007.09.005
- Levin J., Taylor R.J., Chatters L.M. Prevalence and sociodemographic correlates of spiritual healer use: findings from the National Survey of American Life // Complementary Therapies in Medicine. 2011. Vol. 19(2). P. 63–70. DOI:10.1016/j.ctim.2011.02.001
- Liddon L., Kingerlee R., Barry J.A. Gender differences in preferences for psychological treatment, coping strategies, and triggers to help‐seeking // British Journal of Clinical Psychology. 2018. Vol. 57(1). P. 42–58. DOI:10.1111/bjc.12147
- Lindeman M. Biases in intuitive reasoning and belief in complementary and alternative medicine // Psychology and Health. 2011. Vol. 26(3). P. 371–382. DOI:10.1080/08870440903440707
- Molassiotis A., Fernadez-Ortega P., Pud D., Ozden G., Scott J.A., Panteli V., ... Patiraki E. Use of complementary and alternative medicine in cancer patients: a European survey // Annals of oncology. 2005. Vol. 16(4). P. 655–663. DOI:10.1093/annonc/mdi110
- Mowen T.J., Heitkamp A., Boman J. Paranormal activity: Self-control theory and belief in the paranormal // Deviant Behavior. 2022. Vol. 43(6). P. 728–742. DOI:10.1080/01639625.2021.1915723
- Quandt S.A., Verhoef M.J., Arcury T.A., Lewith G.T., Steinsbekk A., Kristoffersen A.E., ... Fønnebø V. Development of an international questionnaire to measure use of complementary and alternative medicine (I-CAM-Q) // The Journal of Alternative and Complementary Medicine. 2009. Vol. 15(4). P. 331–339. DOI:10.1089/acm.2008.0521
- Ray J., Chakrabarty D., Paul R., Som K. Prevalence of the use of complementary and alternative medicine in an eastern Indian population with emphasis on tribal/ethnic minority groups // Journal of Taibah University medical sciences. 2018. Vol. 13(4). P. 384–389. DOI:10.1016/j.jtumed.2018.04.001
- Rice T.W. Believe it or not: Religious and other paranormal beliefs in the United States // Journal for the Scientific Study of Religion. 2003. Vol. 42(1). P. 95–106. DOI:10.1111/1468-5906.00163
- Slader C.A., Reddel H.K., Jenkins C.R., Armour C.L., Bosnic‐Anticevich S.Z. Complementary and alternative medicine use in asthma: who is using what? // Respirology. 2006. Vol. 11(4). P. 373–387. DOI:10.1111/j.1440-1843.2006.00861.x
- Stone A. Rational thinking and belief in psychic abilities: It depends on level of involvement // Psychological Reports. 2016. Vol. 118(1). P. 74–89. DOI:10.1177/0033294115625261
- Tangkiatkumjai M., Boardman H., Walker D.M. Potential factors that influence usage of complementary and alternative medicine worldwide: a systematic review // BMC Complementary Medicine and Therapies. 2020. Vol. 20(1). P. 1–15. DOI:10.1186/s12906-020-03157-2
- Thalbourne M.A. A glossary of terms used in parapsychology. Puente Publications, 2003. 176 p.
- Urits I., Schwartz R.H., Orhurhu V., Maganty N.V., Reilly B.T., Patel P.M., ... Viswanath O. A comprehensive review of alternative therapies for the management of chronic pain patients: acupuncture, tai chi, osteopathic manipulative medicine, and chiropractic care // Advances in therapy. 2021. Vol. 38(1). P. 76–89. DOI:10.1007/s12325-020-01554-0
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 223
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 102
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0