Социальная психология и общество
2024. Том 15. № 1. С. 92–111
doi:10.17759/sps.2024150106
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Стратегии совладания в контексте самоэффективности российской молодежи в современной геополитической ситуации
Аннотация
Цель. Выявление копинг-стратегий, оказывающих позитивный эффект на самоэффективность российской молодежи в сложившейся ситуации.
Контекст и актуальность. Настоящая геополитическая ситуация выступает дополнительным стрессором для российской молодежи и может снижать ее самоэффективность и психологическое благополучие в целом. В этой связи важно понимать, какие стратегии совладания использует российская молодежь для преодоления сложившейся ситуации и какие из этих копинг-стратегий являются значимыми для повышения самоэффективности молодежи.
Дизайн исследования. Исследование проведено в феврале-апреле 2023 года. Использовалась стратегия «mixed methods». В ходе качественного этапа были выделены копинг-стратегии, используемые молодежью в современной ситуации. В ходе количественного этапа с помощью иерархической регрессии были выявлены взаимосвязи копинг-стратегий с самоэффективностью молодежи.
Участники. В качественном исследовании приняли участие 10 респондентов (5 мужчин, 5 женщин; 18-30 лет), в количественном – 172 респондента. Респонденты были в возрасте от 18 до 30 лет (М = 21,58; SD = 2,93) (36,6% мужчин, 63,4% женщин).
Методы (инструменты). Гайд интервью, направленный на выявление копинг-стратегий, русскоязычные версии шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема, адаптированной В. Ромеком, и шкалы копинг-стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций В. Янке и Г. Эрдманна в адаптации Н. Водопьяновой.
Результаты. Самоэффективность российской молодежи позитивно взаимосвязана с такими копинг-стратегиями, как «Решение проблемы», «Самоконтроль», «Хобби», и негативно – с «Избеганием проблемы» и «Поиском социальной поддержки».
Основные выводы. В современных условиях самоэффективность российской молодежи предсказывается только активными копинг-стратегиями, ориентированными на решение проблемы, самоконтроль и вовлечение в интересную, значимую для молодежи деятельность
Общая информация
Ключевые слова: самоэффективность, копинг-стратегии, сложная геополитическая ситуация, молодежь, Россия
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2024150106
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 20-18-00268, https://rscf.ru/project/23-18-45015/.
Получена: 07.08.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Баранов О.О., Галяпина В.Н. Стратегии совладания в контексте самоэффективности российской молодежи в современной геополитической ситуации // Социальная психология и общество. 2024. Том 15. № 1. С. 92–111. DOI: 10.17759/sps.2024150106
Полный текст
Введение
Исследования самоэффективности, копинг-стратегий и их взаимосвязи у молодежи
- Какие стратегии использует российская молодежь для совладания с сегодняшней ситуацией?
- Какова роль используемых молодыми людьми копинг-стратегий в их самоэффективности?
Качественное исследование
Метод
Инструментарий и процедура. Мы использовали полуструктурированное интервью. В соответствии с исследовательским вопросом был разработан гайд. Нас интересовало отношение молодежи к сегодняшней ситуации, самоэффективность молодежи за последний год, используемые копинг-стратегии, которые помогают справляться со сложившейся ситуацией. Интервью проводились в феврале 2023 года, каждое длилось от 15 до 40 минут. Мы получили согласие респондентов на запись проводимых интервью. Записи были транскрибированы, затем мы провели стилистический анализ. На следующем этапе мы проанализировали данные интервью с помощью тематического анализа. Для обработки данных мы использовали открытое и осевое кодирования, наделяя отдельные наблюдения и цитаты определенными кодами. Далее мы выделили наиболее важные темы. Был использован и «задаваемый теорией» дедуктивный подход, и индуктивный, который основывался на эмпирических данных [18].
Результаты
Тема |
Подтемы |
Коды |
Частота |
Отношение к сегодняшней ситуации |
Желание эмигрировать |
Отсутствие желаемого уровня жизни: «Не нравится уровень жизни здесь» (Р5, жен., 22 года). Отсутствие профессиональных перспектив: «Не вижу, к сожалению, что могу в настоящем, в будущем делать тут [в России] в профессиональном смысле» (Р7, жен., 20 лет). Давление внешней и внутренней политической ситуации: «В последнее время с наступлением СВО все стало ухудшаться, и моя интенция уехать, не знаю, попробовать мир, она подкрепилась еще и тем, что я не хочу мириться с тем, что происходит сейчас в стране, в плане того, что я не хочу мириться с объединением каких-то слоев населения на государственном уровне» (Р10, жен., 21 год). Нетерпимость к нынешней власти: «Мне не нравится власть в России» (Р3, жен., 21 год). Желание проживать в другой культуре: «Я немного поймал это отличие в школе, что, например, там все смотрят русский YouTube, а я смотрю англоязычный контент. И так получается, что в России для моих интересов нет удобного плацдарма. Не могу найти человека, с которым бы я обсудил тот контент, который мне нравится. И чтобы вот во всю ту атмосферу, в которой я мариновался все детство и отрочество, окунуться, мне бы хотелось переехать» (Р1, муж., 23 года). Обеспокоенность своей безопасностью: «Если повторится такая ситуация [как «Философский пароход»], и она вынудит, конечно, да, мне пришлось бы эмигрировать» (Р2, муж., 24 года). Страх, что ситуация с СВО выйдет из-под контроля: «Периодически страшновато здесь находиться [в России]» (Р3, жен., 22 года). Страх мобилизации: «Не чувствую себя комфортно и безопасно, мне ведь 22 года, возраст такой, мобилизационный…» (Р8, муж., 22 года). |
Часто |
Факторы, влияющие на принятие ситуации |
Привязанность к малой родине: «Не хотел бы, потому что очень люблю малую родину и уверен, что в других уголках мира не буду чувствовать себя легко, не будет домашнего ощущения» (Р2, муж., 24 года). Языковая и этническая общность с народом России: «Есть языковая, этническая общность… Для меня это определяющие факторы» (Р4, муж., 22 года). Возможные трудности в стране переезда: «Я бы мог сейчас уехать в Сербию, но даже там было бы трудно» (Р4, муж., 22 года). Востребованность профессии только в России: «…моя специальность локальная. Для меня это определяющие факторы» (Р4, муж., 22 года). |
Часто |
|
Изменения, произошедшие за последний год |
Принятие «нелюбимой» работы: «Раньше бы ушел с нелюбимой работы и закончил отношения, а теперь – нет…» (Р8, муж., 22 года). Сближение с родителями и близкими: «Подумал, что чаще бы нужно признаваться родителям в теплых чувствах» (Р8, муж., 22 года); «Больше внимания близким людям» (Р4, муж., 22 года). |
Очень часто |
|
Самоэффективность |
Повышение самоэффективности |
Стремление к повышению или сохранению нынешнего уровня самоэффективности: «Да, стремлюсь, за счет добавления в жизнь каких-то штук типа спорта» (Р10, жен., 21 год). |
Очень часто |
Фактор «выживания» |
Отсутствие стремления к повышению уровня самоэффективности: «Да, как бы надо, но я не особо к этому стремлюсь» (Р5, жен., 22 года). «Только на словах, в основном нет [стремления]» (Р6, жен., 30 лет). Действия [работа/учеба] обусловлены необходимостью [заработка/получения диплома]: «Сейчас делаю что-то, просто потому что надо» (Р7, жен., 20 лет). |
Редко |
|
Копинг-стратегии |
Погружение в рутину |
Занятость как способ справиться с ситуацией: «Я, когда загружена, не думаю об этой ситуации, не хватает времени…» (Р6, жен., 30 лет); «Работа помогает не погружаться в свои мысли» (Р7, жен., 20 лет); «У меня куча своих забот, и в основном голова забита именно этим. Учеба, работа и так далее. У меня просто нет времени думать обо всем, что происходит вокруг» (Р10, жен., 21 год). |
Часто |
Вовлеченность/невовлеченность в информационное поле |
Информированность как «осознанность в моменте»: «Информация в последнее время помогает лучше осознать себя в моменте. Появляется ясность» (Р6, жен., 30 лет). Информированность как основа контроля: «Спокойно, когда мимо моего внимания ничего не утекает. Грубо говоря, для себя ты можешь это контролировать. Когда ты внезапно что-то узнаешь, то не знаешь, что делать» (Р9, муж., 22 года). Уход от напоминания о ситуации: «Это дает меньше напоминаний о ситуации, и, как следствие, [происходит] стабилизация моего состояния» (Р7, жен., 20 лет). |
Очень часто |
|
Общение с близкими как основа поддержки друг друга |
Обсуждение ситуации с друзьями: «С друзьями могу обсудить волнующие мысли» (Р6, жен., 30 лет). Дружеская поддержка: «…мы морально поддерживаем друг друга…» (Р6, жен., 30 лет). |
Иногда |
|
Забота и помощь близких: «Мама с сестрой приехали, окружили меня заботой, получше себя почувствовала, освободила от дел» (Р3, жен., 22 года). |
Единично |
||
Планирование эмиграции |
Успокоение от планов эмиграции: «Становится спокойнее, что я планирую уехать» (Р8, муж., 22 года). |
Редко |
|
Хобби |
Увлечения в разных сферах: «В свободное время люблю порисовать, погружаюсь в эту работу и от этого отвлекаюсь» (Р9, муж., 21 год); «Когда я занимаюсь танцами, мне становится легче, я отвлекаюсь. В целом сил как-то побольше» (Р3, жен., 21 год). |
Редко |
|
Избегание одиночества |
Стремление к контактам: «Стараюсь не оставаться наедине, иначе начну есть себя, читать новости. Стараюсь писать другим» (Р1, муж., 23 года). Страх остаться в уединении: «Одному страшно оставаться, можно закопать себя» (Р5, жен., 22 года). |
Редко |
|
Отдых |
Возможность дать себе расслабиться (чтение, сон): «Когда силы на нуле, нужен просто сон» (Р6, жен., 30 лет). |
Редко |
|
Медитация, молитва |
Медитация как внутренняя самотерапия: «Иногда медитирую, это помогает расслабиться, побыть с собой» (Р2, муж., 24 года). Молитва и обращение к Богу: «Не знаю, откуда берутся эти силы, наверное, вера в Бога» (Р6, жен., 30 лет). |
Единично |
|
Юмор |
Использование юмора на тему нынешней ситуации: «Если мы научимся шутить о sensitive topic, то сразу станет все хорошо» (Р1, муж., 23 года). |
Единично |
|
Поиск позитива |
Стремление увидеть положительные моменты, точки роста: «Стараюсь находить сегодня позитив в любых ситуациях» (Р2, муж., 24 года). |
Единично |
|
Обращение к специалистам |
Обращение к психологу, врачу: «В какой-то момент [после начала СВО] уже записалась к психологу, было очень тяжело» (Р3, жен., 21 год). |
Единично |
Количественное исследование
Метод
Результаты
Исследуемые переменные |
M |
SD |
α |
Самоэффективность |
4,18 |
0,70 |
0,88 |
Избегание проблемы |
3,38 |
0,83 |
0,66 |
Поиск социальной поддержки |
3,98 |
0,87 |
0,75 |
Отвлечение |
3,54 |
1,01 |
0,86 |
Решение проблемы |
4,16 |
0,81 |
0,84 |
Самоконтроль |
3,76 |
0,97 |
0,78 |
Агрессия |
2,78 |
1,08 |
0,78 |
Уход в рутинную работу |
3,81 |
1,18 |
|
Хобби |
3,69 |
1,17 |
|
Вовлеченность в информационное новостное поле |
3,26 |
1,49 |
|
Юмор |
3,46 |
1,40 |
|
Поиск позитивных моментов |
2,95 |
1,42 |
|
Планирование эмиграции |
2,66 |
1,44 |
|
Помощь психолога |
2,16 |
1,39 |
|
Медитация |
2,09 |
1,30 |
|
Отказ от обсуждения современной ситуации |
3,02 |
1,37 |
|
Общение с близкими |
3,67 |
1,28 |
|
Избегание одиночества |
2,37 |
1,30 |
|
Название копинг-стратегий |
r |
Копинг-стратегии, используемые в личных стрессовых ситуациях |
|
Избегание проблемы |
–0,18* |
Поиск социальной поддержки |
–0,03 |
Отвлечение |
0,11 |
Решение проблемы |
0,36** |
Самоконтроль |
0,33** |
Агрессия |
–0,12 |
Копинг-стратегии, используемые в сложившейся ситуации |
|
Уход в рутинную работу |
0,16* |
Хобби |
0,23** |
Вовлеченность в информационное новостное поле |
0,01 |
Юмор |
–0,03 |
Поиск позитивных моментов |
0,13† |
Планирование эмиграции |
–0,03 |
Помощь психолога |
0,02 |
Медитация |
0,13† |
Отказ от обсуждения современной ситуации |
0,05 |
Общение с близкими |
0,12† |
Избегание одиночества |
0,07 |
Исследуемые переменные |
Модели |
||
|
1 |
2 |
3 |
Возраст |
–0,116 |
–0,146 |
–0,154 |
Пол (1 – муж., 2 – жен.) |
–0,150* |
–0,144* |
–0,077 |
Образование |
–0,068 |
0,111 |
0,134 |
Доход |
–0,007 |
–0,030 |
0,000 |
Избегание проблемы |
|
–0,237** |
–0,277*** |
Поиск социальной поддержки |
|
–0,160* |
–0,193** |
Отвлечение |
|
0,025 |
0,010 |
Решение проблемы |
|
0,338*** |
0,325*** |
Самоконтроль |
|
0,252** |
0,225** |
Агрессия |
|
–0,031 |
–0,025 |
Уход в рутинную работу |
|
|
–0,020 |
Хобби |
|
|
0,213* |
Поиск позитивных моментов |
|
|
0,050 |
Медитация |
|
|
0,039 |
Общение с близкими |
|
|
–0,010 |
F |
2,217 |
6,503*** |
4,649*** |
R2 |
0,050 |
0,288 |
0,309 |
ΔR2 |
|
0,237 |
0,021 |
Обсуждение результатов
Выводы и заключение
- Только активные копинг-стратегии, ориентированные на решение проблем, активизацию собственной ответственности, самоконтроля, а также связанные с вовлечением молодежи в значимые и интересные для них виды деятельности («Решение проблемы», «Самоконтроль», «Хобби»), повышают их самоэффективность.
- Копинг-стратегии пассивные, связанные с отступлением, уклонением от стрессовой ситуации, а также ориентированные не на собственные силы, а на поддержку со стороны («Избегание проблемы», «Поиск социальной поддержки»), в сегодняшней сложившейся ситуации не способствуют самоэффективности молодежи.
Литература
- Баранов О.О. Роль копинг-стратегий во взаимосвязи социальных идентичностей и самоэффективности у российской современной молодежи / Выпускная квалификационная работа. М., 2023. 127 c.
- Водопьянова Н.Е., Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: «Питер», 2013. 336 с.
- Кружкова О.В., Никифорова Д.М. Проблема диагностики копинг-стратегий в современном психологическом измерении // Психология. Психофизиология. 2012. № 31. С. 4–12.
- Маклаков А.Г. Человек в экстремальных условиях деятельности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2020. № 4. С. 165–180.
- Минеев Ю.В. Факторы, влияющие на психологическое состояние в экстремальных ситуациях // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. 2020. С. 162–168.
- Нестик Т.А., Журавлев А.Л. Отношение к глобальным рискам: социально-психологический анализ и перспективы исследований // Разработка понятий современной психологии. 2021. C. 503–537.
- Ромек В.Г., Шварцер Р., Ерусалем М. Русская версия шкалы общей само-эффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71–77.
- Фоминых Е.С. Взаимосвязь самоэффективности и жизненной позиции молодежи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2020. № 2. С. 55–59.
- Шингаев С.М., Тюрнина Л.В. Социально-психологические последствия специальной военной операции // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Психология личности в трансформирующемся мире: воспитание, развитие, социализация» (г. Калуга, 21–23 мая 2023 г.). Калуга: Из-во ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», 2023. С. 319–324.
- Якуба Е.М. Характеристика эмоциональных состояний россиян после начала специальной военной операции на Украине // Научный аспект. 2023. № 5. С. 1569–1581.
- Akram B., Ghazanfar L. Self-efficacy and academic performance of the students of Gujrat University, Pakistan // Academic Research International. 2014. Vol. 5. № 1. P. 283–290.
- Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. 1977. Vol. 84. № 2. P. 191–215.
- Çakar S. The Relationship between the Self-Efficacy and Life Satisfaction of Young Adults // International Education Studies. 2012. Vol. 5. № 6. P. 123–130.
- Cheng C., Lau H.P.B., Chan M.P.S. Coping flexibility and psychological adjustment to stressful life changes: a meta-analytic review // Psychological bulletin. 2014. Vol. 140. № 6. P. 1582–1607.
- DeLongis A., Holtzman S. Coping in context: The role of stress, social support, and personality in coping // Journal of personality. 2005. Vol. 73. № 6. P. 1633–1656.
- Erikson E.H. Identity youth and crisis. New York: W.W. Norton Company, 1968. P. 336.
- Folkman S., Lazarus R.S., Gruen R.J., DeLongis A. Appraisal, coping, health status, and psychological symptoms // Journal of personality and social psychology. 1986. Vol. 50. № 3. P. 571–579.
- Fereday J., Muir-Cochrane E. Demonstrating rigor using thematic analysis: A hybrid approach of inductive and deductive coding and theme development // International journal of qualitative methods. 2006. Vol. 5. № 1. P. 80–92.
- Freire C., Ferradás M.D.M., Regueiro B., Rodríguez S., Valle A., Núñez J.C. Coping strategies and self-efficacy in university students: A person-centered approach // Frontiers in psychology. 2020. Vol. 11. DOI:3389/fpsyg.2020.00841
- Gross J.J. Emotion regulation: Conceptual and empirical foundations // Handbook of emotion regulation. 2014. Vol. 2. P. 3–20.
- Jerusalem M., Mittag W. Self-efficacy in stressful life transitions // Self-efficacy in changing societies. 1995. P. 177–201.
- Jessor R., Donovan J.E., Costa F.M. Beyond adolescence: Problem behaviour and young adult development. Cambridge University Press, 332 p.
- Pintrich P.R. A motivational science perspective on the role of student motivation in learning and teaching contexts // Journal of educational Psychology. 2003. Vol. 95. № 4. P. 667–686.
- Richardson M., Abraham C., Bond R. Psychological Correlates of University Students’ Academic Performance: A Systematic Review and Meta-Analysis // Psychological Bulletin. 2012. Vol. 138. № 2. P. 353–387.
- Schulenberg J.E., Bryant A.L., O'Malley P.M. Taking hold of some kind of life: How developmental tasks relate to trajectories of well-being during the transition to adulthood // Development and psychopathology. 2004. Vol. 16. № 4. P. 1119–1140.
- Schwarzer R., Knoll N. Positive coping: Mastering demands and searching for meaning // Positive psychological assessment: A handbook of models and measures. 2003. P. 393–409.
- Settersten Jr.R.A., Furstenberg F.F., Rumbaut R.G. On the frontier of adulthood: Theory, research, and public policy. University of Chicago Press, 608 p.
- Shkëmbi F., Treska V. A Review of the Link Beetween Self-efficacy, Motivation and Academic Performance in Students // European Journal of Social Science Education and Research. 2023. Vol. 10. № 1. P. 23–31.
- Skinner E.A., Edge K., Altman J., Sherwood H. Searching for the structure of coping: a review and critique of category systems for classifying ways of coping // Psychological bulletin. 2003. Vol. 129. № 2. P. 216–269.
- Slovic P. The perception of risk. Routledge, 512 p.
- Stephenson E., DeLongis A. Coping strategies. The Wiley encyclopedia of health psychology // The Wiley Encyclopedia of Health Psychology. 2020. Ch. 50. P. 55–60. DOI:10.1002/9781119057840
- Vaezfar S.S., Azadi M.M., Akbari Balootbangan A., Rahimi M. The role of coping styles and self-efficacy in nurses job stress in hospital // Iranian Journal of Psychiatric Nursing. 2014. Vol. 2. № 2. P. 22–32.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 331
В прошлом месяце: 46
В текущем месяце: 17
Скачиваний
Всего: 149
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 4