Социальная психология и общество
2024. Том 15. № 1. С. 171–189
doi:10.17759/sps.2024000001
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Особенности актуального состояния обучающихся в регионе с высокой степенью вовлеченности в последствия боевых действий
Аннотация
Цель. Проанализировать особенности актуального состояния обучающихся в регионе с высокой степенью вовлеченности в последствия боевых действий.
Контекст и актуальность. Данные исследований, преимущественно зарубежных, свидетельствуют о высокой распространенности у детей, вовлеченных в последствия боевых действий или проживающих в зоне военных конфликтов, нарушений различной степени выраженности, от легких проблем адаптации до симптомов посттравматического стрессового расстройства (далее – ПТСР). Такие дети нуждаются в адресной психологической помощи. Исследований, посвященных анализу влияния, которое оказывает на обучающихся вовлеченность в последствия боевых действий, на сегодня немного, специалисты испытывают дефицит компактных инструментов, позволяющих комплексно оценить актуальное состояние детей и их потребность в психологической помощи.
Дизайн исследования. В работе изучаются особенности актуального состояния обучающихся в регионе с высокой степенью вовлеченности в последствия боевых действий. Использован специально разработанный инструмент скрининга, предназначенный для обучающихся 9–11 классов.
Участники. 646 обучающихся 9–11 классов (36% мужского, 64% женского пола), преимущественно проживающие на территории Луганской Народной Республики.
Методы (инструменты). В основе исследования – анкета, разработанная для оценки актуального состояния ребенка. Она включает пункты, оценивающие: а) проявления социально-психологической и психической дезадаптации, б) симптоматику посттравматического стрессового расстройства, проявляющуюся в различных сферах жизнедеятельности, в) психологические ресурсы ребенка для совладания со стрессом. Опрашиваемым предлагалось выбрать из списка те характеристики, которые они у себя наблюдают, на основе множественного выбора: 0 – признак отсутствует, 1 – признак присутствует. Анкета также содержит пункты, направленные на субъективную оценку ребенком своего благополучия в каждой из перечисленных выше сфер жизнедеятельности, оцениваемые с использованием 10-балльной шкалы Ликерта. Анкета предъявлялась в электронном виде, с использованием платформы AnketologBox (АнкетологБокс). Полученные результаты анализировались с помощью пакета IBM SPSS 27.0.
Результаты. Получены результаты о распространенности и выраженности признаков социально-психологической дезадаптации, а также проявлений, которые можно отнести к признакам ПТСР, субъективному благополучию и психологическим ресурсам обучающихся в совладании со стрессом. Обнаружены статистически значимые различия между обучающимися по критерию пола: выявлен значительно более высокий уровень уязвимости девочек по сравнению с мальчиками в психофизиологической, эмоциональной, поведенческой сферах, отношениях с близкими.
Основные выводы. Анализ данных позволил выявить основные особенности актуального состояния обучающихся в регионе с высокой степенью вовлеченности в последствия боевых действий: наличие у части подростков выраженного неблагополучия в психофизиологической, когнитивной, эмоциональной, коммуникативной и поведенческой сферах, выраженные различия между мальчиками и девочками в оценках проявлений дезадаптации и признаков ПТСР. Предложенный инструмент скрининга чувствителен в отношении изучаемых феноменов – от психологических ресурсов совладания со стрессом до признаков дезадаптации у обучающихся, проживающих на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий.
Общая информация
Ключевые слова: обучающиеся , дезадаптация, нарушения , психологические ресурсы , симптомы посттравматического стрессового расстройства, субъективное благополучие, боевые действия
Рубрика издания: Прикладные исследования и практика
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2024000001
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, государственное задание от 26 апреля 2023 года № 073-00038-23-04 «Научно-методическая разработка комплексной программы психолого-педагогического сопровождения и реабилитации детей».
Благодарности. Авторы благодарят за помощь в процессе разработки диагностического инструментария и сбора данных для исследования сотрудников Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»: А.В. Ермолаеву, Н.Н. Дмитриеву, Д.С. Волкова, В.В. Радченко, А.А. Шипилову, М.О. Аганину, О.С. Комолову, а также Е.В. Барабан – руководителя ГУ «Республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия», главного внештатного педагога-психолога Луганской Народной Республики.
Получена: 02.10.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Ульянина О.А., Александрова Л.А., Дмитриева С.О. Особенности актуального состояния обучающихся в регионе с высокой степенью вовлеченности в последствия боевых действий // Социальная психология и общество. 2024. Том 15. № 1. С. 171–189. DOI: 10.17759/sps.2024000001
Полный текст
Введение
Метод
Категория респондентов |
N |
Регион проживания |
N респондентов по регионам |
Обучающиеся 9–11классов |
646 |
ДНР |
2 |
Запорожская обл. |
7 |
||
ЛНР |
610 |
||
Другое или не указано |
27 |
Результаты
Оцениваемые показатели |
N |
% |
1) Я стал(а) быстро уставать и утомляться, мне не хватает сил на физическую активность |
123 |
19,0 |
2) У меня изменился режим сна (я хочу спать в течение дня, мне сложно заснуть вечером, мой сон стал более продолжительным, у меня беспокойный сон или бессонница, стали снится плохие сны или кошмары) |
144 |
22,2 |
3) У меня часто болит голова, живот, бывают мышечные боли, тошнота |
43 |
6,6 |
4) У меня появились нервная дрожь тела или отдельных его частей, тики, заикание |
38 |
5,9 |
5) Я постоянно нахожусь в напряженном состоянии ожидания угрозы, оценивая на предмет опасности людей и обстановку |
46 |
7,1 |
6) Считаю, что у меня есть панические атаки |
27 |
4,2 |
7) Я стал(а) чаще болеть |
31 |
4,8 |
8) У меня изменился аппетит, стал больше или меньше есть |
61 |
9,4 |
9) Я обычно легко просыпаюсь по утрам, чувствую себя выспавшимся(шейся) и отдохнувшим(шей) |
208 |
32,1 |
10) Мне хватает энергии и сил на целый день |
262 |
40,4 |
Самооценка благополучия в психофизиологической сфере |
M |
SD |
Обучающиеся мужского пола |
8,2 |
1,7 |
Обучающиеся женского пола |
7,7 |
1,8 |
Оцениваемые показатели |
N |
% |
1) Меня не покидает чувство тревоги и беспокойства |
77 |
11,9 |
2) Я стал(а) часто испытывать страх (темноты/высоты/закрытых или открытых пространств, громких звуков, звуков самолетов, остаться одному) |
72 |
11,1 |
3) Я стал(а) чаще переживать за свою жизнь и жизнь своих близких |
121 |
18,7 |
4) Я стал(а) чаще раздражаться, злиться, выходить из себя |
152 |
23,5 |
5) Мне стало скучно и неинтересно заниматься тем, чем раньше я занимался(ась) с радостью и удовольствием |
111 |
17,1 |
6) Я стал(а) чаще грустить, плакать и быстро расстраиваться из-за неприятностей |
66 |
10,2 |
7) У меня преобладает плохое настроение |
81 |
12,5 |
8) Я чувствую себя одиноко |
67 |
10,3 |
9) Я чувствую и понимаю эмоции других людей и способен их поддержать |
204 |
31,5 |
10) Я достаточно быстро прихожу в себя, если происходит что-то плохое, и умею радоваться мелочам (хорошей погоде, красоте природы, удачной шутке, проказам животных, похвале и др.) |
296 |
45,7 |
Самооценка благополучия в эмоциональной сфере |
M |
SD |
Обучающиеся мужского пола |
7,8 |
1,9 |
Обучающиеся женского пола |
7,4 |
1,9 |
Оцениваемые показатели |
N |
% |
1) Я стал(а) испытывать трудности при ответах на занятиях (письменных и устных) |
79 |
12,2 |
2) В последнее время моя успеваемость снизилась |
84 |
13,0 |
3) Мне стало тяжело сосредоточиться на задании, я часто упускаю из внимания что-то важное, теряю личные вещи |
130 |
20,1 |
4) Мне стало сложно запоминать новую информацию или воспроизвести ранее выученную |
97 |
15,0 |
5) Постоянно опаздываю, теряю личные вещи, забываю важное |
68 |
10,5 |
6) Я стал(а) допускать много ошибок в учебе, то, что раньше было легко, дается с трудом |
54 |
8,3 |
7) Учеба перестала меня интересовать |
111 |
17,1 |
8) Мне нравится учиться, узнавать что-то новое и чувствовать себя знающим многое |
163 |
25,6 |
9) Когда я прилагаю достаточно усилий, то могу справиться даже со сложными заданиями |
296 |
45,7 |
Самооценка благополучия в познавательной сфере |
M |
SD |
Обучающиеся мужского пола |
7,4 |
1,8 |
Обучающиеся женского пола |
7,2 |
1,9 |
Оцениваемые показатели |
N |
% |
1) Мне сложно долго заниматься каким-либо делом, часто я начинаю и бросаю, не доведя дело до конца |
118 |
18,2 |
2) Я стал(а) сбегать из дома |
9 |
1,4 |
3) Я стал(а) чаще ругаться (использовать ненормативную лексику) |
59 |
9,1 |
4) Я стал(а) чаще совершать необдуманные, импульсивные, рискованные поступки, опасные для моей жизни и здоровья |
47 |
7,3 |
5) Я стал(а) периодически драться |
11 |
1,7 |
6) Я перестал(а) следить за собой, умываться и регулярно чистить зубы |
18 |
2,8 |
7) Я стал(а) прогуливать школу |
2 |
0,3 |
8) Я перестал(а) выполнять домашние обязанности |
23 |
3,6 |
9) У меня появились новые занятия и увлечения (спорт, танцы, рисование, шахматы и т.д.) |
238 |
36,7 |
10) Я стал(а) более взрослым(ой) и помогаю близким, беру на себя новые обязательства в школе и дома |
331 |
51,1 |
Самооценка благополучия в поведенческой сфере |
M |
SD |
Обучающиеся мужского пола |
7,8 |
1,7 |
Обучающиеся женского пола |
7,7 |
1,8 |
Оцениваемые показатели |
N |
% |
1) Я стал(а) чаще ссориться с близкими |
54 |
8,3 |
2) Я чувствую, что меня никто не любит, не понимает |
36 |
5,6 |
3) Мои близкие часто недовольны мною, ругают меня |
70 |
10,8 |
4) Я не люблю проводить время в кругу семьи |
41 |
6,3 |
5) Рядом с близкими я не чувствую себя в безопасности |
32 |
4,9 |
6) В семье ко мне относятся несправедливо |
19 |
2,9 |
7) Мои родители слишком давят на меня, чрезмерно опекают |
39 |
6,0 |
8) Я горжусь своими близкими |
316 |
48,8 |
9) Мои близкие всегда готовы меня поддержать и успокоить, если у меня плохое настроение или что-то не получается |
456 |
70,4 |
Самооценка благополучия во взаимоотношениях с близкими |
M |
SD |
Обучающиеся мужского пола |
8,6 |
1,7 |
Обучающиеся женского пола |
8,3 |
1,8 |
Оцениваемые показатели |
N |
% |
1) У меня нет друзей, я предпочитаю одиночество |
36 |
5,6 |
2) Я стал(а) часто ссориться со сверстниками/У меня часто возникают конфликты со сверстниками |
36 |
5,6 |
3) Я перестал(а) проводить время в компании друзей, сверстников |
67 |
10,3 |
4) Мои сверстники часто обзывают, обижают меня/В классе меня отвергают, унижают, игнорируют |
29 |
4,5 |
5) Мне стало трудно общаться со сверстниками, проводить с ними время |
61 |
9,4 |
6) Я предпочитаю не делиться своими мыслями и чувствами со сверстниками |
84 |
13,0 |
7) Я не разделяю интересов своих сверстников |
80 |
12,3 |
8) У меня есть надежные друзья, на которых я могу положиться в трудную минуту |
459 |
70,8 |
9) Я стремлюсь познакомиться с новыми людьми и завести новых друзей |
292 |
45,1 |
Самооценка благополучия во взаимоотношениях со сверстниками |
M |
SD |
Обучающиеся мужского пола |
8,0 |
2,0 |
Обучающиеся женского пола |
7,8 |
2,0 |
Статистические показатели |
Психофизиологическая сфера |
Эмоциональная сфера |
Познавательная сфера |
Поведенческая сфера |
Отношения с близкими |
Коммуникативная сфера |
Средний ранг: обучающиеся мужского пола |
361,7 |
350,2 |
336,2 |
329,2 |
343,4 |
336,6 |
Средний ранг: обучающиеся женского пола |
303,5 |
310,0 |
317,9 |
321,8 |
313,8 |
317,9 |
U Манна-Уитни |
39729 |
42421 |
45693,5 |
47328 |
44017 |
45711 |
p Асимптотическая значимость |
< 0,001*** |
0,008** |
0,224 |
0,622 |
0,044* |
0,224 |
Обсуждение результатов
Выводы
-
Наличие у части обучающихся выраженного неблагополучия в психофизиологической, когнитивной, эмоциональной, коммуникативной и поведенческой сферах, существование особых групп риска среди обучающихся, проживающих на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий.
-
Обучающиеся испытывают на себе последствия нахождения на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий, которые приводят к нарушению адаптации в жизненно важных для развивающейся личности сферах. Обнаруженные проявления дезадаптации согласуются с отечественными исследованиями этого феномена, а также с зарубежными работами, посвященными проблемам детей и подростков в регионах, вовлеченных в военные действия.
-
Наименьшее число различий выявлено в отношении познавательной сферы и сферы отношений со сверстниками. Все выявленные различия – в «пользу» подростков женского пола, они отмечают больше проблем, чем подростки мужского пола, что может свидетельствовать как о большей подверженности стрессу, так и о более развитой рефлексии. В любом случае при оценке рисков необходимо учитывать выявленные особенности.
-
Полученные данные пока не имеют аналогов в нашей стране и позволяют оценить состояние подростков на территориях, вовлеченных в последствия боевых действий, с учетом пола и степени подверженности воздействию экстремальных событий, связанных с боевыми действиями.
-
Результаты исследования закладывают основу для разработки адресной программы психологического сопровождения подростков. Такая программа, на наш взгляд, должна учитывать как уровень рисков, так и возрастную, гендерную и индивидуальную специфику обучающихся. При оценке рисков также необходимо учитывать наличие психологических ресурсов, позволяющих подросткам, проживающим в регионах, вовлеченных в последствия боевых действий, справляться с экстраординарными стрессами, с которыми они сталкиваются.
-
Полученные данные можно использовать при работе с социальными группами, чья деятельность значима для стабилизации психологического состояния обучающихся. Важно, чтобы в ситуации особого риска несовершеннолетние могли получать максимальную поддержку как от сообщества специалистов, так и от значимых для них социальных групп.
Литература
- Александрова Л.А. Субъективная витальность как предмет исследования // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 1. С. 133–163.
- Беберашвили З., Джавахишвили Д., Табагуа С. Травма, ее природа и пути исцеления. Тбилиси, 2011. 204 с.
- Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Разработка русскоязычной версии Теста диспозиционного оптимизма (LOT) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. C. 36–64.
- Гулина М.Н., Гулин Ф. Травма военного детства (Блокада, эвакуация, оккупация). Историко-психологическое исследование. М.: Издательство Московского университета, 2021. 335 с.
- Захарова Н.М., Милехина А.В. Особенности психических и поведенческих нарушений у детей, освобожденных из иракской тюрьмы [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 4. С. 225–235. DOI:10.17759/psylaw.2019090416
- Захарова Н.М., Милехина А.В. Комплекс реабилитационных мероприятий в отношении несовершеннолетних, возвращенных в Россию из зон боевых действий // Евразийский Союз Ученых. 2020. № 11-2(80). С. 13–18. DOI:10.31618/ESU.2413-9335.2020.2.80.1101
- Захарова Н.М., Цветкова М.Г. Психические и поведенческие нарушения у мирного населения региона, подвергшегося локальным военным действиям [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 4. С. 185–197. DOI:10.17759/psylaw.2020100413
- Маркова В.И., Александрова Л.А., Золотарева А.А. Русскоязычная версия краткой шкалы резилентности: психометрический анализ на примере выборок студентов, многодетных родителей и родителей детей с инвалидностью // Национальный психологический журнал. 2022. № 1(45). C. 65–75. DOI:10.11621/npj.2022.0106
- Сарджвеладзе Н., Джавахишвили Д., Беберашвили З. Травма и психологическая помощь. М.: Смысл, 2019. 182 с.
- Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001. 272 с.
- Трубицына Л.В. Процесс травмы. М.: Смысл, 2012. 224 с.
- Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. 1996. № 7. C. 71–76.
- Al-Sheikh Niveen A.M., Thabet A.A.M. Post-Traumatic Stress Disorder due to War Trauma, Social and Family Support among Adolescent in the Gaza Strip [Электронный ресурс] // Journal of Nursing and Health Sciences. 2017. Vol. 3. Issue 2. URL: https://www.alliedacademies.org/articles/stress-trauma-and-posttraumatic-stress-disorder-among-adolescents-in-the-gaza-strip-8249.html (дата обращения: 20.12.2023).
- Baker А., Shalhoub-Kevorkian N. Effects of Political and Military Traumas On Children: The Palestinian Case // Clinical Psychology Review. 1999. Vol. 19. № 8. P. 935–950. DOI:10.1016/s0272-7358(99)00004-5
- Can functional emotion regulation protect children's mental health from war trauma? A Palestinian study / M. Diab [et al.] // Int J Psychol. 2019. Vol. 54(1). P. 42–52. DOI:10.1002/ijop.12427
- Children's prolonged exposure to the toxic stress of war trauma in the Middle East / М. Samara [et al.] // British medical journal. 2020. Vol. 371. 6 p. DOI:10.1136/bmj.m3155
- El-Khodary B., Samara M., Askew C. Traumatic Events and PTSD Among Palestinian Children and Adolescents: The Effect of Demographic and Socioeconomic Factors // Front. Psychiatry. 2020. Vol. 11. № 4. 11 p. DOI:10.3389/fpsyt.2020.00004
- Hallis D., Slone M. Coping Strategies and Locus of Control as Mediating Variables in the Relation Between Exposure to Political Life Events and Psychological Adjustment in Israeli Children [Электронный ресурс] // International Journal of Stress Management. 1999. Vol. 6. № 2. P. 105–123. DOI:10.1023/A:1022980310481
- Kuterovac G., Dyregrov A., Stuvland R. Children in war: a silent majority under stress // The British journal of medical psychology. 1994. Vol. 67. P. 363–375. DOI:10.1111/j.2044-8341.1994.tb01804.x
- Likert R. A Technique for the Measurement of Attitudes. New York: The Science Press, 1932. 55 p.
- Military trauma and social development: The moderating and mediating roles of peer and sibling relations in mental health / K. Peltonen, S. Qouta, E.E. Sarraj, R.-L. Punama // International Journal of Behavioral Development. 2010. Vol. 34. P. 554–563. DOI:10.1177/0165025410368943
- Qeshta H., Hawajri A.M.A., Thabet A.M. The Relationship between War Trauma, PTSD, Anxiety and Depression among Adolescents in the Gaza Strip // Health Sci J. 2019. Vol. 13. № 1. 13 p. DOI:10.21767/1791-809X.1000621
- Thabet A., EL-Buhaisi O., Vostanis P. Trauma, PTSD, Anxiety, and coping strategies among Palestinians adolescents exposed to War on Gaza // The Arab Journal of Psychiatry. 2014. Vol. 25. № 1. P. 71–82. DOI:10.12816/0004117
- Thabet A.A.M., Thabet S.S. Coping with trauma among children in South of Gaza Strip // Psychology and Cognitive Sciences. 2017. Vol. 3(2). P. 36–47. DOI:10.17140/PCSOJ-3-122
- Tyano S. Post-traumatic stress disorder in Israeli children // Bulletin of the Board of International Affairs of the Royal College of Psychiatrists. 2003. № 2. P. 7–8. DOI:10.1192/S1749367600006421
- Wietse A.T., Song S., Jordans M.J.D. Annual Research Review: Resilience and mental health in children and adolescents living in areas of armed conflict – a systematic review of findings in low- and middle-income countries // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2013. Vol. 54. № 4. P. 445–460. DOI:10.1111/jcpp.12053
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 429
В прошлом месяце: 46
В текущем месяце: 60
Скачиваний
Всего: 125
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 18