Социальная психология и общество
2025. Том 16. № 2. С. 10–22
doi:10.17759/sps.2025160202
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Потенциал школы в формировании у обучающихся чувства сопричастности с локальным сообществом
Резюме
Контекст и актуальность. Тема актуальна в ракурсе проблемы оттока молодежи, характерного как для регионов России, так и для отдельных территорий внутри регионов. В качестве одного из факторов молодежной миграции рассматривается чувство сопричастности с местным сообществом. Стремление к чувству сопричастности – одна из основных психологических потребностей, которая может определять эмиграционные намерения. Школа наделена функциями провайдера профориентационных практик обучающихся, что непосредственно связано с планированием послешкольных траекторий, также школе передана функция формирования гражданской идентичности, но в школьном дискурсе и школьных стратегиях не звучит идея о развитии чувства сопричастности.
Цель. Подбор теоретических оснований для определения и концептуализации возможностей школы в формировании у учащихся чувства сопричастности с местом и инструментов, с помощью которых этот эффект может быть проанализирован.
Используемая методология. Для понимания, как школа может способствовать формированию чувства сопричастности у школьников, проведены литературный обзор и концептуализация системы отношений между школой и представителями локального сообщества в ракурсе развития чувства сопричастности у школьников. Проанализированы теоретические основания, определяющие факторы формирования чувства сопричастности.
Выводы. Теоретически установлено, как исследуемые факторы формирования чувства сопричастности могут учитываться в деятельности школы в рамках локального сообщества. Предложена модель анализа степени открытости школы внешнему взаимодействию на основе оценки школьных практик и контекста – характеристик локального сообщества школы.
Общая информация
Ключевые слова: миграция молодежи, экосистема образования, чувство сопричастности с локальным сообществом, внутренняя миграция, общественно-активная школа
Рубрика издания: Теоретические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2025160202
Финансирование. Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Благодарности. Автор благодарит за поддержку научного руководителя А.С. Обухова.
Поступила в редакцию 23.07.2023
Принята к публикации
Опубликована
Для цитаты: Анчиков, К.М. (2025). Потенциал школы в формировании у обучающихся чувства сопричастности с локальным сообществом. Социальная психология и общество, 16(2), 10–22. https://doi.org/10.17759/sps.2025160202
© Анчиков К.М., 2025
Лицензия: CC BY-NC 4.0
Подкаст
Полный текст
Введение
Теоретическая рамка
Школа как место формирования чувства сопричастности
- родители, семья;
- местные сообщества;
- представители власти, профильные органы;
- предприятия, бизнес;
- организации здравоохранения;
- культурно-просветительские организации;
- другие образовательные организации;
- правоохранительные органы;
- местные средства массовой информации;
- религиозные организации;
- общественные организации.
- вовлечение обучающихся в активную деятельность в рамках локальных общественных процессов, мероприятий;
- привлечение членов локального сообщества к совместной деятельности со школой, представленности внешних партнеров в текущих школьных процессах;
- информирование всех участников школьной экосистемы о текущих процессах, ресурсах, событиях.
- Первичные – описывают усилия школы и внешние условия, такие как стратегия школы, восприятие администрацией значимости внешнего взаимодействия, выраженные в управленческих и педагогических практиках, в совокупности с характеристиками локального сообщества школы;
- Выходные – описывают, к чему привели усилия, какова ситуация с взаимодействием школы с локальным сообществом.
Структура анализа степени открытости школы
Первичные условия
- Культура соучастия – школа готова к диалогу и совместной деятельности как в отношении образовательного процесса, так и в отношении администрирования; стратегическое развитие и текущее функционирование обсуждаются с родителями, учащимися и партнерами; администрация воспринимает и открыта к реализации поступающих предложений и инициатив.
- Устойчивые потоки коммуникации – школа находится в постоянном диалоге с внутренним и внешним сообществом; администрация и педагоги поощряют и воспринимают рефлексию в отношении своей деятельности; школа публична, использует каналы коммуникации с локальным сообществом, информирует локальное сообщество о текущей деятельности, планах, проблемах и идеях.
- Практика «выхода за рамки» – в школе практикуются занятия в урочное время во внешних пространствах (музеях, парках, социальных объектах и др.), приоритезируются экскурсии, в частности на местные предприятия; домашние задания, проекты или исследования школьников связаны с выходом во внешний мир.
- Наличие ответственных за внешнее взаимодействие – школа приоритезирует взаимодействие с локальным сообществом через выделение этой деятельности в отдельную функцию сотрудников или назначение отдельного специалиста при наличии достаточных ресурсов.
- Культурный капитал населения – уровень образования и набор знаний, навыков, традиций, взглядов и установок местного сообщества, определяющий готовность населения к включению в жизнь школы, понимание значимости такой деятельности, возможность и готовность предложить ресурс со своей стороны.
- Социальный капитал населения – ресурс межличностных отношений, нормы доверия и взаимопомощи, сети социальных связей, контроль доступа и распределения ресурсов, определяющие эффективность взаимодействия членов локального сообщества.
- Ресурсоемкость местной экономики – спектр потенциальных организаций-партнеров, объем и качество принадлежащих им ресурсов, определяющие потенциал экономики в поддержке деятельности школы.
- Широта спектра внешних партнеров – доля стейкхолдеров, вовлеченных в деятельность школы, в сопоставлении с общим количеством потенциальных стейкхолдеров в территории, что позволяет определить масштаб сети взаимодействующих элементов.
- Сформированность школьного сообщества – степень вовлеченности в образовательный процесс родителей, выпускников, педагогического коллектива и администрации школы; разделение ими общих взглядов, идей и целей развития.
- Основание взаимодействия – характер причины, по которой было инициировано взаимодействие; может варьироваться от материально-ресурсной поддержки (финансирование, поставка материалов, оказание услуг и др.) без вовлеченности в деятельность школы до содержательного участия в образовательном процессе, текущем и перспективном функционировании школы (методическая поддержка, соучаствующее проектирование пространств и процессов и др.).
- Систематичность взаимодействия – частота и стабильность взаимодействия с участниками локального сообщества школы, отделяющая случайную или формальную связь от надежных партнерских отношений.
- Вектор взаимодействия – направление, в котором осуществляются основные действия в рамках партнерства, и сторона, инициировавшая это партнерство (соучастие на общих интересах, готовность школы воспринимать внешние предложения).
Заключение
Литература
- Габдрахманов, Н.К. (2020). Молодежная миграция как индикатор региональной аттрактивности. Географический вестник, 1(52), 96—107.
Gabdrakhmanov, N.K. (2020). Youth migration as an indicator of regional attractiveness. Geograficheskiy vestnik, 1(52), 96—107. (In Russ.). - Габдрахманов, Н.К., Никифорова, Н.Ю., Лешуков, О.В. (2019). «От Волги до Енисея…»: образовательная миграция молодежи в России (с. 49). М.: НИУ ВШЭ.
Gabdrakhmanov, N.K., Nikiforova, N.Yu., Leshukov, O.V. (2019). From the Volga to the Yenisei...: educational migration of youth in Russia (p. 49). Moscow: HSE Publ. (In Russ.). - Долгова, А.А., Митрофанова, Е.С. (2015). Отделение от родительской семьи в России: межпоколенческий аспект. Экономическая социология, 16(5), 46—76.
Dolgova, A.A., Mitrofanova, E.S. (2015). Separation from the parental family in Russia: an intergenerational aspect. Ekonomicheskaya sotsiologiya, 16(5), 46—76. (In Russ.). - Ивахненко, Т.Ю. (2023). Неравенство доходов и обеспеченность природными ресурсами в регионах России. Экономический журнал Высшей школы экономики, 27(2), 220—247.
Ivakhnenko, T.Yu. (2023). Income inequality and availability of natural resources in Russian regions. Ekonomicheskiy zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki, 27(2), 220—247 (In Russ.). - Карцева, М.А., Мкртчян, Н.В., Флоринская, Ю.Ф. (2021). Межрегиональная миграция молодежи в России и выстраивание жизненных стратегий. Журнал Новой экономической ассоциации, 4(52), 162—180.
Kartseva, M.A., Mkrtchyan, N.V., Florinskaya, Yu.F. (2021). Interregional youth migration in Russia and building life strategies. Zhurnal Novoy ekonomicheskoy assotsiatsii, 4(52), 162—180 (In Russ.). - Малева, Т.М., Карцева, М.А., Кузнецова, П.О. (2022). Неравенство возможностей в российских регионах: объективные оценки и особенности восприятия населением. Экономика региона, 18(3), 673—686.
Maleva, T.M., Kartseva, M.A., Kuznetsova, P.O. (2022). Inequality of opportunities in Russian regions: objective assessments and population perceptions. Ekonomika regiona, 18(3), 673—686 (In Russ.). - Мкртчян, Н.В. (2018). Возрастной профиль внутрироссийской трудовой миграции и иных форм пространственной мобильности населения. Региональные исследования, 1(59), 72—81.
Mkrtchyan, N.V. (2018). Age profile of intra-Russian labor migration and other forms of spatial mobility. Regional'nye issledovaniya, 1(59), 72—81 (In Russ.). - Моисеев, А.М., Моисеева, О.М. (2007). Стратегическое управление школой: учебное пособие (c. 56). М.: Центр педагогического образования.
Moiseev, A.M., Moiseeva, O.M. (2007). Strategic school management: a textbook (p. 56). Moscow: Center for Pedagogical Education Publ. (In Russ.). - Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 28.
On Approval of the Federal State Educational Standard of Basic General Education: Order No. 287 of the Ministry of Education of the Russian Federation from May 31, 2021. (In Russ.). - Пастухова, Л.С. (2018). Педагогические практики формирования гражданской идентичности молодежи. Ценности и смыслы, 4(56), 34—53.
Pastukhova, L.S. (2018). Pedagogical practices for the formation of youth civic identity. Tsennosti i smysly, 4 (56), 34—53 (In Russ.). - Питухин, Е.А., Зятева, О.А., Щеголева, Л.В., Соколов, В.Е. (2023). Образовательная миграция в регионах России: статистический подход. Высшее образование в России, 32(8–9), 48—69. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-48-69.
Pitukhin, E.A., Zyatyeva, O.A., Shchegoleva, L.V., Sokolov, V.E. (2023). Educational migration in Russian regions: a statistical approach. Vysshee obrazovanie v Rossii, 32(8–9), 48—69. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-48-69. (In Russ.). - Трещев, А.М., Ивакина, А.Л. (2023). Особенности формирования гражданской идентичности у старшеклассников сельской школы. Педагогические исследования (сетевое издание), 1, 56—73.
Treschev, A.M., Ivakina, A.L. (2023). Features of civic identity formation among rural high school students. Pedagogicheskie issledovaniya (Setevoe izdanie), 1, 56—73 (In Russ.). - Федеральная служба государственной статистики. Статистический бюллетень «Численность и миграция населения Российской Федерации». 2022. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13283 (дата обращения: 15.06.2024).
Statistical Bulletin "Population Size and Migration in the Russian Federation". 2022. (In Russ.). URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13283 (viewed: 15.06.2024). - Albert, I., Barros, S. (2021). The Sense of Belonging in the Context of Migration: Meanings and Developmental Trajectories. In: Wagoner B., Christensen B.A., Demuth C. (eds.), Culture as Process (pp. 211—222). Cham: Springer. DOI: 10.1007/978-3-030-77892-7_19.
- Altman, I., Low, S.M. (1992). Place attachment. New York: Plenum Press.
- Antonsich, M. (2010). Searching for belonging – an analytical framework. Geography Compass, 4(6), 644—659.
- Baumeister, R.F., Leary, M.R. (1995). The need to belong: Desire for interpersonal attachments as a fundamental human motivation. Psychological Bulletin, 117(3), 497—529.
- Bronfenbrenner, U. (1979). The ecology of human development: Experiments by nature and design. Cambridge: Harvard University Press.
- Costanza, R., Fisher, B., Ali, S. (2007). Quality of life: an approach integrating opportunities, human needs, and subjective well-being. Ecological Economics, 61(2–3), 267—276.
- Freeman, R.E. (1984). Stakeholder Management: A Stakeholder Approach. Marshfield, MA: Pitman Publishing.
- Haim-Litevsky, D., Komemi, R., Lipskaya-Velikovsky, L. (2023). Sense of Belonging, Meaningful Daily Life Participation, and Well-Being: Integrated Investigation. International Journal of Environmental Research and Public Health, 20, DOI: 10.3390/ijerph20032172.
- Riethmuller, M.L., Dzidic, P.L., Newnham, E.A. (2020). Going Rural: Qualitative perspectives on the role of place attachment in young people’s intentions to return to the country. Journal of Environmental Psychology. DOI: 10.1016/j.jenvp.2020.101542.
- Sage, J., Evandrou, M., Falkingham, J. (2013). Onwards or homewards? Complex graduate migration pathways, well-being, and the ‘parental safety net’. Population, Space and Place, 19(6), 738—755. DOI: 10.1002/psp.1793.
- Shao, Y., Lange, E., Thwaites, K., Liu, B. (2017). Defining Local Identity. Landscape Architecture Frontiers, 5(2), 24—41. ISSN: 2096-336X.
- Sotiriou, S., Cherouvis, S. (2017). Open Schooling Model. [Presentation] European Union’s Horizon 2020 Framework Programme. URL: https://www.openschools.eu/wp-content/uploads/2018/01/D2.1-Open-Schooling-Model.pdf& (viewed: 15.06.2024).
- Soto Saavedra, C., Lopez, J.L., Shaw, S.A., Gibbs, B.G. (2023). "It Happened When I Was Connecting to the Community…": Multiple Pathways to Migrant (Non)Belonging in a New Destination Setting. International Journal of Environmental Research and Public Health, 20(3), DOI: 10.3390/ijerph20032172.
- Tajfel, H., Turner, J.C. (1986). The social identity theory of intergroup behavior. Psychology of Intergroup Relations, 7(1), 7—
- Theodori, A., Theodori, G. (2015). The Influences of Community Attachment, Sense of Community, and Educational Aspirations Upon the Migration Intentions of Rural Youth in Texas. Community Development, 46. DOI: 10.1080/15575330.2015.1062035.
- Wetherell, M. (2009). The identity/action relation. In: Wetherell M. Theorizing Identities and Social Action. Identity Studies in the Social Sciences (pp. 1—19). Basingstoke: Palgrave Macmillan.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 60
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 60
Скачиваний PDF
За все время: 15
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 15
Всего
За все время: 75
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 75