Язык для Другого: конструирование культурно-исторической психолингвистики

1784

Аннотация

Культурно-историческая психолингвистика рассматривает языковую деятельность в свете ее социальной и психологической функции, принимая во внимание соответствующие вербальные формы. Следовательно, язык рассматривается в рамках жизненной активности взаимно ориентированных личностей в определенных ситуациях и позициях, и не отделяем ни от этих личностей, ни от их деятельности. Такое понимание языка лежит в основе предложенной “психолингвистики различий” (Берто, 2011), во-первых, сконструированной посредством исторического и концептуального анализа, и, во-вторых, теоретически включающей результаты эмпирических исследований в различных областях языкознания. Цель настоящей статьи - представить главные элементы данной конструкции, поэтому мы представим их описание. В первую очередь, в статье рассматривается философия языка Гумбольдта и ее восприятие русскими лингвистами. Диалогичность языковых и мыслительных процессов - центральное понятие, которое было воспринято в Советском Союзе и разрабатывается в настоящее время в России несколькими мыслителями. Своеобразная языковая психология Выготского рассматривается в этом философском контексте, образуя основу для изучения связи между языком и мышлением. Используя в качестве основания философию языка Гумбольдта, русскую диалогическую лингвистику и культурно-историческую психологию, сформулированную Выготским, данная статья во второй своей части представляет теоретическую систему, рассматривающую язык как деятельность социально организованных и взаимно спозиционированных личностей.

Общая информация

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Берто М. Язык для Другого: конструирование культурно-исторической психолингвистики [Электронный ресурс] // Теория деятельности: деятельностные исследования в Германии. 2011. № 5. С. 13–49. URL: https://psyjournals.ru/journals/tatigkeitstheorie/archive/2011_n5/52889 (дата обращения: 30.06.2024)

Литература

  1. Arievitch, I.M. (2008). Exploring the links between external and internal activity from a culturalhistorical perspective. In B. van Oers, W. Wardekker, E. Elbers & R. van der Veer (Eds.), The transformation of learning. Advances in cultural-historical activity theory (pp. 38-57). Cambridge: Cambridge University Press.
  2. Bakhtin, M.M. (1986). Speech genres & other late essays. Tansl. By V.W. McGee, ed. by C. Emerson & M. Holquist. Austin: University of Texas Press.
  3. Bartschat, B. (2006). La réception de Humboldt dans la pensée linguistique russe, de Potebnja à Vygotskij [The reception of Humboldt in Russian thinking, from Potebnja to Vygotsky]. Revue Germanique Internationale 3, 13–23.
  4. Bertau, M.-C. (in press). Inner form as a notion migrating from West to East: Acknowledging the Humboldtian tradition in cultural-historical psychology. In A. Yasnitsky, R. van der Veer & M. Ferrari (Eds.), Handbook of cultural-historical theory. Cambridge: Cambridge University Press.
  5. Bertau, M.-C. (2011a). Voices of others for self, voices of others in self. Polyphony as means and resource for constructing and reconstructing social reality. In M. Riemslagh, A. Liégois, J. Corveleyn and R. Burggraeve (Eds.), ‘After You’: The ethics of the pastoral counselling process. Leuven: Peeters.
  6. Bertau, M.-C. (2011b). Developmental origins of the dialogical self: early childhood years. In H. J. M. Hermans & Th. Gieser (Eds.), Handbook on the dialogical self. Cambridge: Cambridge University Press.
  7. Bertau, M.-C. (2011). Anreden, Erwidern, Verstehen. Elemente einer Psycholinguistik der Alterität [Addressing, replying, and understanding. Elements of a psycholinguistics of alterity]. Berlin: lehmanns media.
  8. Bertau, M.-C. (2010a). Jenseits der Sprecherhoheit: Sprachliche Tätigkeit zwischen Entführung und Regulierung [Beyond the Speaker’s Territory: Language Activity Between Ravishment and Regulation]. http://epub.ub.uni-muenchen.de/12116/.
  9. Bertau, M.-C. (2010b). Alter, ego and polis: Witnessed self formations. Paper presented at the 6th International Conference on the Dialogical Self, Athens (Greece), October, 2010.
  10. Bertau, M.-C. (2008a). Pour une notion de forme linguistique comme forme vécue. Une approche avec Jakubinskij, Vološinov et Vygotskij [For a notion of linguistic form as lived form. An approach with Jakubinskij, Vygostkij, and Vološinov]. Cahiers de L’ILSL, 24, 5-28.
  11. Bertau, M.-C. (2008b). Voice: A pathway to consciousness as ‘social contact to oneself’. International Psychological and Behavioral Science, 42(1), 92-113.
  12. Bertau, M.-C. (2007). Die Stimme: Erkundung eines Konzepts und eines Phänomens [Voice: Investigating the concept and the phenomenon]. Paragrana, 16(2), 136-148.
  13. Böhler (2007). Textauswahl, Textvorlagen und Textgestalt [Text selection, originals and text form]. In W. von Humboldt, Schriften zur Sprache. Ed. by M. Böhler (pp. 211-217). Stuttgart: Philipp Reclam jun.
  14. Bronckart, J.-P. & Friedrich, J. (1999). Présentation [Introduction]. In L. S. Vygotsky, La signification historique de la crise en psychologie (pp. 15-69). Delachaux et Nestlé: Paris.
  15. Bühler, K. (1934/1990). Theory of language. The representational function of language. Amsterdam: John Benjamins.
  16. Bühler, K. (1927). Die Krise der Psychologie [The crisis of psychology]. Jena: Gustav Fischer.
  17. Comtet, R. (1999). Norme graphique et orthographique dans la réflexion linguistique russe au XVIIIe siècle [Graphic and orthographic norms within Russian linguistic reflection in the 18th century]. Histoire Épistémologie Langage 21(1), 5–25.
  18. Di Cesare, D. (1996). Wilhelm von Humboldt (1767-1835). In T. Borsche (Ed.), Klassiker der Sprachphilosophie. Von Platon bis Noam Chomsky (pp. 275-289). München: C. H. Beck.
  19. Eskin, M. (1997). Translator’s introduction [to L. Yakubinsky, On Dialogic Speech]. PMLA, 112, 243-248.
  20. Friedrich, J. (1993). Der Gehalt der Sprachform [The content of the form of language. Paradigms from Bakhtin to Vygotsky]. Berlin: Akademie Verlag.
  21. Friedrich, J. (2005a). The use and function of the notion of dialogue in the Soviet-Russian discourse of the 1920s, especially with Yakubinsky and Vygotsky. In Bertau, M.-C. & Friedrich, J. (Eds.), Think about language dialogically – Understand action dialogically. Interdisciplinary conference, summer 2005, University of Munich, http://epub.ub.uni-muenchen.de/2020/
  22. Friedrich, J. (2005b). Die Apperzeptionsgebundenheit des Sprechens. Ein historischer Exkurs in die Diskussion um die innere Sprache [The dependence of speech on apperception. A historical detour into the discussion on inner speech]. In M.-C. Bertau, A. Werani & G. Kegel (Eds.), Psycholinguistische Studien 2 (pp. 27-59). Aachen: Shaker.
  23. Fuchs, Th., Sattel, H. C. & Henningsen, P. (2010). The embodied self. Dimensions, coherence and disorders. Stuttgart: Schattauer.
  24. Gadamer, H.-G. (1966/1986). Mensch und Sprache [Man and language]. In H.-G. Gadamer, Wahrheit und Methode, Band 2 (pp. 146-154). Tübingen: J. C. B. Mohr.
  25. Gergen, K. (2009). Dialogue as collaborative action. Journal für Psychologie, 17(2), http://www.journalfuer-psychologie.de/jfp-2-2009-02.html
  26. Gibson, J.J. (1977). The theory of affordances. In R. Shaw & J. Bransford, Perceiving, acting, and knowing. Toward ecological psychology. New York, Toronto, London, Sidney: Lawrence Erlbaum.
  27. Gipper, H. (1992). Sprachphilosophie in der Romantik [Language philosophy of Romanticism]. In M. Dascal, D. Gerhardus, K. Lorenz & G. Meggle, Sprachphilosophie. Philosophy of language. La philosophie du langage. Ein internationales Handbuch zeitgenössischer Forschung. An international handbook of contemporary research. Manuel international de recherches contemporaines (pp. 197- 233). Berlin, New York: Walter de Gruyter.
  28. Hermans, H.J.M. & Dimaggio, G. (2003). The dialogical self in psychotherapy. Hove and New York: Brunner-Routledge.
  29. Hermans, H.J.M. & Gieser, Th. (2011, in press). Handbook on the dialogical self. Cambridge: Cambridge University Press.
  30. Hermans, H.J.M. & Hermans-Konopka, A. (2010). Dialogical self theory. Positioning and counterpositioning in a globalizing society. Cambridge: Cambridge University Press.
  31. Hermans, H.J.M., Kempen, H.G. & van Loon, R. (1992). The dialogical self. Beyond individualism and rationalism. American Psychologist 47(1), 23–33.
  32. Hörmann, H. (1976). The concept of sense constancy. Lingua 39, 269-280.
  33. Hörmann, H. (1983): Über einige Aspekte des Begriffs “Verstehen” [On some aspects of the notion of „understanding“]. In L. Montada, K. Reusser & G. Steiner (Eds.), Kognition und Handeln (pp. 13-22). Stuttgart: Klett-Cotta.
  34. Holt, E. & Clift, R. (2007). Reporting talk. Reported speech in interaction. Cambridge: Cambridge University Press.
  35. Humboldt, W. von (1903-1936). Gesammelte Schriften [Collected works] (17 volumes). A. Leitzmann (Ed.). Berlin: B. Behr’s Verlag.
  36. Humboldt, W. von (1994). Ueber den Dualis (1827) [On the dual]. In W. von Humboldt, Über die Sprache. Reden vor der Akademie. Ed. by J. Trabant. Tübingen and Basel: Francke.
  37. Humboldt, W. von (1999). On Language: On the diversity of human language construction and its influence on the mental development of the human species. Ed. by M. Lonsonsky, transl. by P. Heath. Cambridge: Cambridge University Press. Partly online: http://www.marxists.org/reference/subject/philosophy/works/ge/vhumboldt-wilhelm.htm
  38. Innis, R.E. (1992). Karl Bühler (1879-1963). In M. Dascal, D. Gerhardus, K. Lorenz & G. Meggle (Eds.), Sprachphilosophie. Philosophy of language. La philosophie du langage (pp. 550-562). Berlin, New York: de Gruyter.
  39. Jakubinskij, L.P. (1923/1979). On verbal dialogue. Transl. by J. E. Knox & L. Barner. dispositio. Revista Hispánica de Semiótica Literaria IV, 11-12, 321-335.
  40. Jakubinskij, L.P. (1923/2004). Über die dialogische Rede. Transl. by K. Hommel & K. Meng. In K. Ehlich & K. Meng (Eds.), Die Aktualität des Verdrängten. Studien zur Geschichte der Sprachwissenschaft im 20. Jahrhundert (pp. 383-433). Heidelberg: Synchron.
  41. Karsten, A. (2011). Chronotopes in writing – Excerpts form a case study. This volume.
  42. Keiler, P. (1999). Feuerbach, Wygotski & Co. Studien zur Grundlegung einer Psychologie des gesellschaftlichen Menschen [Feuerbach, Vygotsky, and Company. Studies for the foundation of a psychology of societal man]. Berlin, Hamburg: Argument.
  43. Keiler, P. (2002). Lev Vygotskij – ein Leben für die Psychologie. [Lev Vygotsky – a life for psychology] Weinheim und Basel: Beltz.
  44. Knobloch, C. (2003). Geschichte der Psycholinguistik [A history of psycholinguistics]. In M. Dascal, D. Gerhardus, K. Lorenz & G. Meggle, Sprachphilosophie. Philosophy of language. La philosophie du langage. Ein internationales Handbuch zeitgenössischer Forschung. An international handbook of contemporary research. Manuel international de recherches contemporaines (pp. 15-33). Berlin, New York: Walter de Gruyter.
  45. Léontiev, A.N. (2002). Le problème de la conscience. Note sur les thèses principales du rapport de L.S. Vygotskij (1933) prise par A.N. Léontiev [The problem of consciousness. Note on the principal theses in the report by L. S. Vygotskij (1933), taken by A.N. Leont’ev]. In Y. Clot (Ed.), Avec Vygotski. Suivi d’une note de Léontiev sur un séminaire de Vygotski (pp. 305-322). Paris: La Dispute.
  46. Leontev, A.N. (1978). Activity, consciousness, and personality. Upper Saddle River (NJ): Prentice Hall. [Deutsch: A.N. Leontew (1982). Tätigkeit, Bewußtsein, Persönlichkeit. Köln: Pahl-Rugenstein]
  47. Linell, P. (1998). Approaching dialogue. Talk, interaction and contexts in dialogical perspectives. Amsterdam/ Philadelphia: John Benjamins.
  48. Linell, P. (2009). Rethinking language, mind, and world dialogically. Charlotte (NC): Information Age.
  49. Lyra, M.D.C.P. & Bertau, M.-C. (2008). Dialogical practices as basis for self. Studia Psychologica 8, 173- 193
  50. Markovà, I. & Foppa, K. (1990). The dynamics of dialogue. New York, London, Toronto, Tokyo, Singapore: Harvester Wheatsheaf.
  51. Naumova, I. (2004). Das Problem des Dialogs: A.A. Potebnja, L.P. Jakubinskij, L.S. Vygotskij, M.M. Bachtin [The problem of dialogue: A.A. Potebnja, L.P. Jakubinskij, L.S. Vygotskij, M.M. Bachtin]. In K. Ehlich & K. Meng (Eds.), Die Aktualität des Verdrängten. Studien zur Geschichte der Sprachwissenschaft im 20. Jahrhundert (pp. 211–225). Heidelberg: Synchron Publishers.
  52. O’Connell, D. & Kowal, S. (2003). Psycholinguistics. A half century of monologism. American Journal of Psychology, 116(2), 191-212.
  53. Osgood, C.E. & Sebeok, Th.A. (1954). Psycholinguistics. A survey of theory and research problems. Report of the 1953 summer seminar sponsored by the Committee on Linguistics and Psychology of the Social Science Research Council. Baltimore: Waverly Press.
  54. Papadopoulos, D. (1998). Lew Wygotski – Werk und Wirkung [Lev Vygotsky – Work and impact]. Frankfurt am Main/New York: Campus.
  55. Romashko, S.A. (2000). Vers l’analyse du dialogue en Russie [Towards the analysis of dialogue in Russia]. Histoire Épistémologie Langage 21(1), 83-98.
  56. Rommetveit, R. & Blakar, R.M. (1979). Studies of language, thought, and communication. London, New York, San Francisco: Academic Press
  57. Seifrid, T. (2005). The world made self. Russian writings on language, 1860-1930. Ithaca: Cornell University Press.
  58. Schürmann, V. (2008). Prozess und Tätigkeit. Zur Spezifik der Tätigkeitstheorie [Process and activity. On the specificity of activity theory]. Behindertenpädagogik 47(1), 21-30.
  59. Schürmann, V. (2010). Vermittlung/Unmittelbarkeit [Mediation/Unmediatedness]. In H.-J. Sandkühler (Ed.), Enzyklopädie Philosophie (pp. 2886-2891). Hamburg: Meiner.
  60. Schütz, A. (1971). Über die mannigfaltigen Wirklichkeiten [On the manifold realities]. In A. Schütz, Gesammelte Werke, Band 1: Das Problem der sozialen Wirklichkeit (pp. 237-269). Den Haag: Nijhoff.
  61. Schütz, A. (1967). The phenomenology of the social world. Evanston (IL): Northwestern University Press.
  62. Surd-Büchele, S. (2011). On the relations between writing and thinking. This volume.
  63. Tannen, D. (1989). Talking voices. Repetition, dialogue, and imagery in conversational discourse. Cambridge: Cambridge University Press.
  64. Trabant, J. (1990). Traditionen Humboldts [Traditions of Humboldt]. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  65. Trautmann-Waller, C. (2006). Introduction. Revue Germanique Internationale 3, 5–9.
  66. Trevarthen, C. (in press). The infant’s voice grows in intimate dialogue: How musicality of expression inspires shared meaning. In M.-C. Bertau, M. M. Gonçalves & P. T. F. Raggatt (Eds.), Dialogic formations: Investigations into the origins and development of the dialogical self . Charlotte (NC): Information Age.
  67. Van der Veer, R. & Valsiner, J. (1991). Understanding Vygotsky. A quest for synthesis. Oxford (UK) and Cambridge (MA): Blackwell.
  68. Vološinov, V.N. (1929/1986). Marxism and the philosophy of language. Translated by L. Matejka and R. Titunik. Cambridge (MA), London (UK): Harvard University Press.
  69. Vygotskij, L.S. (1931/1992). Geschichte der höheren psychischen Funktionen [History of higher psychological functions]. Edited by A. Métraux, transl. by R. Kämper. Hamburg: Lit.
  70. Vygotsky, L.S. (1925/1971). Psychology of art (Psychologija iskusstva). Cambridge (MA): M.I.T. Press. [Deutsch: L. S. Wygotski ((1925/1980). Psychologie der Kunst. Dresden: VEB Verlag der Kunst]
  71. Vygotsky, L.S. (1925/1999). Consciousness as a problem in the psychology of behavior. In N. Veresov, Undiscovered Vygotsky. Etudes on the pre-history of cultural-historical psychology (pp. 256-281). Frankfurt am Main, Berlin, Bern: Peter Lang. [Deutsch: L. S. Vygotskij (1925/2003). Das Bewußtsein als Problem der Psychologie des Verhaltens. In J. Lompscher (Hrsg.), Lev Vygotskij. Ausgewählte Schriften, Band 1 (S. 279-308). Berlin: lehmanns media.
  72. Vygotsky, L.S. (1930/1997). The instrumental method in psychology. In R. W. Rieber, J. Wollock (Eds.), The collected works of L. S. Vygotsky, Volume 3, Problems of the theory and history of psychology (pp. 85-89). New York and London: Plenum. [Deutsch: L. S. Vygotskij (1925/2003). Die instrumentelle Methode in der Pscyhologie. In J. Lompscher (Hrsg.), Lev Vygotskij. Ausgewählte Schriften, Band 1 (S. 309-317). Berlin: lehmanns media.
  73. Weigand, E. (2009). Language as dialogue. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins.
  74. Werani, A. (2011). Investigating inner speech and higher psychological functions through speech profiles. This volume.
  75. Yakubinsky, L. (1923/1997). On dialogic speech. Edited and transl. by M. Eskin, Papers of the Modern Language Association of America (PMLA), 112, 343-356.

Информация об авторах

Берто Мари-Сесиль, PhD, приват-доцент, доктор, Института фонетики и обработки речи, Мюнхенский университет им. Людвига Максимилиана, Мюнхен, Германия, e-mail: bertau@lmu.de

Метрики

Просмотров

Всего: 1959
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1784
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0