Время смысла: нарративный модус временной перспективы

97

Аннотация

«Будет чуть-чуть хуже» равно «все плохо»? Похоже, что да. Когнитивные эвристики «вспоминающего Я» (Д.Канеман), преувеличивающие значимость динамики переживаний от кульминации («пик») к окончанию ситуации («финал») и недооценивающие фактор длительности опыта переживания, работают, и когда мы строим рассказ о нашей жизни в масштабе жизненного пути. Эмпирическое исследование временной перспективы в автобиографических рассказах (нарративный модус) показало, что даже незначительная динамика в сторону ухудшения от настоящего к будущему (измеренная в логико-парадигматическом модусе, шкала временных установок Нюттена, семантический дифференциал, 19 конструктов) фиксируется в (1) затруднениях конструирования образа будущего, (2) обесценивании опыта, (3) пессимистичных сценариях жизненного пути или чрезмерной идеализации сценарно-типичного образа будущего при разрыве каузальных связей «средство — цель», «причина — следствие» между событиями жизненного пути и идентичностью, а также (4) в отсутствие тематической согласованности в рассказах о прошлом, настоящем и будущем. Данные закономерности были получены на модели устных и письменных Я-нарративов 112 студентов и выпускников вузов Санкт-Петербурга в возрасте становящейся взрослости, описывающих связь одной выбранной идентичности (из методики «Кто Я») с ситуацией в прошлом, актуальным событием настоящего и гипотетическим событием из будущего в виде логично выстроенного повествования. Конфирматорный анализ на дополнительной выборке из 42 человек подтвердил полученные закономерности. Потенциал автонаррации как инструмента конструирования идентичности был неоднократно показан в исследованиях последних десятилетий. Чувствительность структуры нарратива к темпоральности в ансамбле с уязвимостью строящейся идентичности молодых людей к нарративным паттернам рассказывания о жизни превращает динамику (даже незначительную по амплитуде) временной перспективы в значимый таргет психологического воздействия. А изучение эвристик познания феноменологического опыта времени — в значимую теоретическую проблему. Темпоральность как сущностное свойство человеческого сознания, реализованная в способности к наррации, отрефлексированная экзистенциалистами и феноменологами, рассматривается как интерпретационная рамка вскрываемых современной когнитивной наукой закономерностей.

Общая информация

Ключевые слова: нарратив, автобиография, жизненный путь, идентичность, субъектность, феноменология времени

Рубрика издания: Общая психология, психология личности, история психологии

Тип материала: научная статья

Финансирование. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-36-01357.

Для цитаты: Зайцева Ю.Е. Время смысла: нарративный модус временной перспективы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Том 8. № 1. С. 16–33.

Литература

Августин Аврелий. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонийского. М.: Renassance, 1991. 486 c.

Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память // Бергсон А. Собр.соч. М.: Московский клуб, 1992. Т. 1. 336 с.

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента; Наука, 1999. 605 с.

Гуссерль Э. Собрание сочинений. М.: Гнозис, 1994. Т. 1: Феноменология внутреннего сознания времени. 162 с.

Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. 452 с.

Рикер П. Время и рассказ. СПб.: Университетская книга, 2000. Т. 1: Интрига и исторический рассказ. 313 с.

Рикер П. Что меня занимает последние 30 лет // Поль Рикер в Москве. М.: Канон+; РООИ. Реабилитация., 2013. С. 23-46.

Рикер П. Кант и Гуссерль // Интенциональность и текстуальность: философская мысль Франции XX века. Томск: Водолей, 1998. С. 162–194.

Рикер П. Я-сам как другой. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2008. 416 с.

Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути. М.: Фонд Мераба Мамардашвили, 2014. 1232 с.

Хасанов И. Время: энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2017. 640 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Питер, 2000. 712 с.

Вааль Ф. Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных? М.: Альпина нон-фикшн, 2017. 414 с.

Медова А. А. Интрига времени: вслед за Рикером и Августином // Поль Рикер: человек — общество — цивилизация. М.: Канон+; РООИ. Реабилитация, 2015. С. 134–56.

Россия: изменяющийся образ времени сквозь призму языка. Репрезентация концепта времени в русском языке в сопоставлении с английским и немецким языками / отв. ред. В. И. Заботкина. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. 472 с.

Логический анализ языка: язык и время. Посвящается светлой памяти Н. И. Толстого / отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко. М.: Индрик, 1997. 351 с.

Boroditsky L. How languages construct time // Space, time and number in the brain: Searching for the foundations of mathematical thought / еds. S. Dehaene & E. Brannon. London: Elsevier, 2011. Р. 333–341.

Johnson M. The Body in the Mind: The bodily basis of meaning, imagination, and reason. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1987. 233 р.

Зайцева Ю. Е. Я-нарратив как инструмент конструирования идентичности: экзистенциально-нарративный подход // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология и педагогика. 2016. Вып. 1. С. 119–137.

Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.

Марцинковская Т. Д. Внутренняя форма психологического хронотопа: подходы к проблеме // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 54. С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.01.2017).

Arnett J. J . Emerging Adulthood A Theory of Development From the Late Teens Through the Twenties // American Psychologist. 2000. Vol. 55, N 5. Р. 469–480.

Сапогова Е. Е. Экзистенциальная психология взрослости. М.: Смысл, 2013. 767 с.

Сапогова Е. Е. Лабиринты автобиографирования: экзистенциально-нарративный анализ личных историй. СПб.: Алетейя, 2017. 364 с.

Трусова А. В., Климанова С. Г., Киселев А. С. Временная перспектива в структуре мотивации сохранения здоровья // Вестник СПбГУ. Сер. 12. Социология. 2013. Вып. 4. С. 61–68.

Zaleski Z., Cycon A., Kurc A. Future time perspective and subjective well-being in adolescent samples // Life Goals and Well-being: Towards a Positive Psychology of Human Striving / еds. P. Schmuck, K. M. Sheldon. Goettingen: Hogrefe & Huber, 2001. Р. 58–67.

Boniwell I., Osin E., Linley A., Ivanchenko G. V. A question of balance: Time perspective and well-being in British and Russian samples // The Journal of Positive Psychology. 2010. N 5 (1). Р. 24–40.

Drake L., Duncan E., Sutherland F., Abernethy C., Henry C. Time perspective and correlates of wellbeing // Time and Society. 2008. N 17 (1). Р. 47–61.

Толстых Н. Н. Формирование личности как становление субъекта развития // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 134–140.

Сараева Н. М. Временная перспектива студентов с разным уровнем субъектности // Ученые записки ЗабГУ. Серия. Педагогика и психология. 2014. № 5 (58). URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/vremennaya-perspektiva-studentov-s-raznym-urovnem-subektnosti (дата обращения: 15.05.2017).

Time Perspective Theory; Review, Research and Appliction / eds. M. Stolardki, N. Fieulaine, W. van Beek. New York; London: Springler, 2015. 551 р.

Bronk K. C., Hill P. L., Lapsley D. K., Talib T. L., Finch H. Purpose, hope, and life satisfaction in three age groups // The Journal of Positive Psychology. 2009. N 4 (6). Р. 500–510.

Dwivedi A., Rastogi R. Future Time Perspective, Hope and Life Satisfaction: A Study on Emerging Adulthood // Jindal Journal of Business Research. 2016. Vol. 5, iss. 1. Р. 17–25.

McAdams D. The Redemptive Self: Stories Americans Live By. Oxford: Oxford University Press, 2006. 390 р.

Kahneman D. Thinking fast and slow. Verlag: Penguin books, 2012. 512 р.

Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. 608 с.

Зайцева Ю. Е. Стратегии и стили конструирования идентичности в автобиографических Я -нарративах // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 52. С. 3. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.05.2017).

Зайцева Ю. Е. Модель нарративного анализа стиля идентичности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология и педагогика. 2016. Вып. 4. С. 6–22.

Информация об авторах

Зайцева Юлия Евгеньевна, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: J.E.Zaitseva@spbu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 195
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 97
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 8