Введение
В настоящее время все большую актуальность приобретает создание новых или переосмысление уже продемонстрировавших свою эффективность средств, приемов, инструментов и методов психолого-педагогического сопровождения клиентов в процессе консультативной практики [Чернявская, 2022]. Так, современные исследователи отмечают особенности набирающего популярность дистанционного формата консультирования [Олейник, 2021], определяют текст и смыслы, которые помогают реализовать взаимодействие в таком формате как с целью диагностики, так и с целью воздействия на клиента [Солдатова, 2021].
Формат дистанционного сопровождения в настоящее время является предпочтительным [Гусейнов, 2020]. Сложности, которые могут возникать между педагогом-психологом и студентом (если речь идет о диадическом взаимодействии), среди прочего, связаны с выработкой единой системы представлений относительно понимания жизненного пути последнего [Ольшанская, 2022]. Одним из эффективных инструментов, который может изменить процесс сопровождения в ходе консультирования, является метафора, выступающая средством самопознания клиента, появления различных инсайтов относительно проблемных ситуаций [Вачков, 2022].
Метафоры рассматриваются авторами-исследователями в качестве инструмента, применяемого в различных сферах [Соснин, 2017]. Метафора, отражающая проблемную ситуацию клиента, позволяет определить цель дальнейшей психотерапевтической работы [Богданович, 2008]. Поль Рикер утверждает, что метафора позволяет сохранить связи внутри текста [Береснева, 2017]. Такая трактовка особенно актуальна, когда речь идет об анализе метафор, представленных в формате эссе. Довольно оригинальную трактовку понимания в рамках психологического консультирования предлагает М.Р. Арпентьева. С точки зрения автора, понимание рассматривается шире, нежели процесс работы с информацией: автор предлагает рассматривать понимание с позиции результата взаимодействия двух субъектов, вносящих собственные смыслы в понимание рассматриваемого явления [Арпентьева, 2016]. Таким образом, метафора дает возможность сохранить содержание сложных феноменов, зафиксированных в крупных фрагментах текста, таких, например, как жизненный путь, и обеспечить взаимодействие между педагогом-психологом и студентом через их понимание.
Метафора жизненного пути применяется в практике психологического консультирования, однако ее применение носит фрагментарный характер, а ее анализ в основном осуществляется либо самим клиентом, либо специалистом. При этом результаты данного анализа могут существенно отличаться и иметь разные цели [Вачков, 2022]. При поиске метафор педагог-психолог учитывает множество факторов, определяющих соответствие метафоры ситуации консультирования [Шельшакова, 2021]. Однако возможно применение и авторских метафор [Грушко, 2023].
В литературе можно встретить различные классификации метафор, описания способов их применения [Закревский, 2018], но оценка качества используемых метафор, уместность их применения, а также анализ результативности в основном осуществляются самим специалистом, который не всегда оказывается объективным. Между тем представляется возможным предложить метод анализа метафоры, который позволит — в определенной степени — унифицировать процесс оценки клиентских метафор и сопоставить понимание педагога-психолога и студента в процессе их взаимодействия, а также поможет повысить эффективность такого взаимодействия.
В рамках данного исследования предпринята попытка описания метода анализа метафор жизненного пути, который может быть применен в качестве диагностического инструмента интерпретации метафор в рамках психолого-педагогического сопровождения в части консультирования, позволяющего не только получить данные о представлениях субъекта о жизненном пути, но и проследить динамику данных представлений на разных этапах консультирования.
Цель исследования: предложить метод применения метафоры жизненного пути как инструмент взаимодействия в рамках психолого-педагогического сопровождения студентов в университете.
Метод исследования
Респондентам было предложено выполнить описание собственного жизненного пути в формате метафорического эссе, каких-либо ограничений — в том числе по объему предоставляемого текста — не ставилось. Для обработки полученных метафорических эссе был применен метод контент-анализа согласно выделенным на теоретическом, а затем и апробированным на эмпирическом уровне критериям анализа. Вслед за И.Б. Бовиной [Бовина, 2009] на теоретическом уровне была предпринята попытка определить континуумы социальных репрезентаций жизненного пути, выраженных средствами метафоры, которые в дальнейшем были применены в качестве критериев анализа полученных данных по метафорическим эссе.
Так, было предложено 7 континуумов: «индивидуализация — социальность», «фрагментарность — целостность», «гибкость — ригидность», «дискретность (событийность) — континуальность (продолженность)», «результат — процесс», «эмоциональность — когнитивность», «реальность времени — смещение времени», при помощи которых представляется возможным работать с метафорой жизненного пути. Эти критерии выступают основаниями, или модусами, по которым оказывается возможным составить «профиль» представлений о жизненном пути респондента, что может быть полезным в случае психолого-педагогического сопровождения студента. Результаты исследования, посвященного выделению указанных континуумов, представлены в нашей предыдущей публикации [Саликова, 2023].
Педагог-психолог может предложить студенту выполнить описание жизненного пути в виде метафорического эссе, а затем произвести его анализ с учетом выделенных континуумов (критериев).
Инструкция для респондента: «Предлагаю Вам выступить автором метафоры, которая наилучшим образом, по Вашему мнению, описывает Ваш жизненный путь, и выразить данную метафору в эссе, постарайтесь выполнить подробное описание».
Выборка
В исследовании приняли участие 267 респондентов в возрасте от 17 до 55 лет, (Meвозр = 28,6; SDвозр = 7,0; 31 мужчина и 236 женщин). Участниками исследования стали: 101 испытуемый — студенты, в данный момент получающие образование, Meвозр = 22, SDвозр = 4,8; 166 человек — респонденты, получившие высшее образование, Meвозр = 31, SDвозр = 5,8.
Результаты исследования
В ходе исследования были проанализированы 267 метафорических эссе, описывающих жизненный путь респондентов, что позволило конкретизировать указанные выше континуумы (критерии) с помощью выделения наиболее ярких маркеров каждого континуума.
В рамках исследования рассматривались метафоры как студентов, так и респондентов, завершивших обучение в вузе. В ходе статистического анализа были определены различия между данными, полученными в двух группах. Так, в результате кластеризации методом k-средних были определены два кластера. В первый кластер вошли студенты, для которых характерны следующие критерии: «индивидуализация», «фрагментарность», «гибкость», «континуальность», «процесс», «эмоциональность», «смещение времени». Во второй кластер вошли респонденты, завершившие обучение в вузе, для которых характерны следующие критерии: «индивидуализация», «целостность», «гибкость», «континуальность», «результат», «когнитивность», «реальность времени». Таким образом, мы получили «профиль» студенческой выборки, отличающийся от такового в выборке респондентов, завершивших обучение в вузе.
Примеры маркеров метафор, соответствующих названным критериям
Континуум «индивидуализация — социальность» — данный континуум раскрывает жизненный путь с позиции присутствия в описании ссылок на других людей или субъектов, взаимодействие с ними или отсутствие таковых, раскрывающееся в характеристиках только собственной личности респондента.
- «Индивидуализация» — «Смелый путь активной выдры».
- «Социальность» — «Мой жизненный путь похож на книгу, которую пишу я, а также в ее написании принимают участие другие, окружающие меня люди...»
Континуум «фрагментарность — целостность» — данный континуум определяет представление о жизненном пути как состоящем из нескольких частей, фрагментов, событий или как целостном объекте.
- «Фрагментарность» — «Череда взлетов и падений, и в этом его главная ценность».
- «Целостность» — «Мой жизненный путь — это океан, а я путешественник, который на данном этапе строит прочный корабль, чтобы вот-вот оправиться в путь».
Континуум «гибкость — ригидность» — данный континуум отражает представление о жизненном пути как о изменчивом или постоянном, стабильном.
- «Гибкость» — «Невероятное путешествие к морю с большим количеством разных людей, одни из которых продолжают путь рядом со мной, хоть и двигаются в другом направлении, другие продолжили путь с другими людьми».
- «Ригидность» — «Спящая красавица, жду поцелуя принца, чтобы очнуться».
Континуум «дискретность (событийность) — континуальность (продолженность)» — данный континуум раскрывается в описании через характеристику отдельных событий или в качестве единой продолжительной истории.
- «Дискретность (событийность)» — «Моя жизнь как книга. Именно это я могу сказать о себе. Каждое событие, каждое явление открывают новые знания, в какой-то степени расширяют уровень познания».
- «Континуальность (продолженность)» — «Жизнь — это сон! Жизнь в моих глазах перестает быть реальностью, я часто покидаю реальность и погружаюсь в мир фантазий, мир образов».
Континуум «результат — процесс» — данный континуум определяет жизненный путь с позиции подведения итогов в соответствии с определенными обязательными элементами (целями, стереотипами, принятыми в обществе и др.) в противовес ориентации на процесс, развитие.
- «Результат» — «В поисках жареного сыра».
- «Процесс» — «Моя жизнь как хамелеон. Она каждый день меняется, а я вместе с ней».
Континуум «эмоциональность — когнитивность» — данный континуум связан с наличием в большей степени эмоциональных характеристик метафоры, выражением отношения или присутствием рассуждений, умозаключений.
- «Эмоциональность» — «Приключение, когда не знаешь, что ждет тебя за углом. Но каждый раз, заглядывая туда, ты обнаруживаешь приятный сюрприз, неважно что это: человек, событие, опыт или что-то еще».
- «Когнитивность» — «Мой жизненный путь похож на восхождение к Эвересту. На пути встречаются и сложные участки, где попадаешь в снежную бурю и не знаешь, выживешь ли».
Континуум «реальность времени — смещение времени» — данный континуум характеризует представление как определяющее настоящее время или смещение в прошлое или будущее.
- «Реальность времени» — «Запутанный клубок ниток по российским дорогам».
- «Смещение времени» — «Мой жизненный путь, словно путь становления ребенка с пустым сознанием, на котором одеты были розовые очки. И словно чья-то рука меня вела по тем жизненным ситуациям и событиям, благодаря которым я становлюсь опытней и мудрей. Именно мое прошлое привело меня к тому, какой я сейчас являюсь».
Обсуждение результатов
Алгоритм действий для педагога-психолога:
- предоставить студенту возможность написать эссе в электронном виде для корректной обработки данных в дальнейшем;
- ознакомиться с полученным материалом;
- содержательно проанализировать материал согласно обозначенным выше критериям, где представляется возможным для каждого эссе выбрать один критерий из пары противоположных, повторив это действие для семи критериев;
- сделать вывод о соответствии метафорического эссе тому или иному критерию, обратившись к примерам маркеров метафор для каждого критерия, представленным выше, которые позволяют отнести метафору к тому или иному критерию;
- обсудить со студентом результат, выработать единое понимание предложенной автором метафоры;
- создать условия для принятия студентом решения об адекватности его метафорической репрезентации своего жизненного пути;
- обсудить возможные варианты других метафорических репрезентаций в случае необходимости.
Данный алгоритм оказался эффективен при работе со студентами в процессе их психолого-педагогического сопровождения, что доказывает значимость метафоры как инструмента, играющего важную роль в консультировании не только для диагностики представлений студентов о жизненном пути, но и для оказания психологической помощи в случае неадекватности или неконструктивности этих представлений.
Выводы
Проведенное исследование продемонстрировало возможности применения метафорического эссе «Мой жизненный путь» в процессе психолого-педагогического сопровождения студентов.
- Обнаружены различия между выборкой студентов и выборкой лиц, закончивших обучение в вузах. Для первой выборки характерны следующие критерии: «индивидуализация», «фрагментарность», «гибкость», «континуальность», «процесс», «эмоциональность», «смещение времени». Для респондентов, завершивших обучение в вузе, характерными оказались следующие критерии: «индивидуализация», «целостность», «гибкость», «континуальность», «результат», «когнитивность», «реальность времени».
- Применение выделенных критериев для оценки жизненного пути в процессе психолого-педагогического сопровождения студентов университета позволяет расширить понимание студентом особенностей своего представления о собственном жизненном пути.
- Разработанный алгоритм дает возможность наметить стратегии применения метафоры жизненного пути для оказания психологической помощи студентам.
- Анализ метафоры жизненного пути выступает одним из эффективных инструментов построения взаимодействия в рамках психолого-педагогического сопровождения студентов.
Практическое применение
Предложенный метод применения метафоры жизненного пути через написание соответствующего эссе может быть использован не только в рамках психолого-педагогического сопровождения студентов в университете, но и как инструмент диагностики и оказания психологической помощи работающим специалистам, в особенности начинающим учителям, психологам. Опора на выделенные континуумы (критерии) позволяет провести качественный анализ предлагаемых респондентами метафор.