Соучаствующее проектирование как практика взаимодействия с образовательной пространственной средой

1

Аннотация

В статье рассматривается соучаствующее проектирование как междисциплинарная практика взаимодействия с образовательной пространственной средой. Выделены направления обращения исследователей к практике социального проектирования как в контексте организации пространства городской среды, так и образовательного ландшафта. Обозначены содержательные аспекты феномена соучаствующего проектирования, внимание акцентировано на понимании соучастного проектирования как инструмента актуализации субъектности во взаимодействии как с образовательной пространственной средой, так и с образовательной средой как социоэкологической системой. Отмечена ресурсная роль соучастного проектирования как практики взаимодействия с пространственной образовательной средой для развития активности и самостоятельности субъектов. Подчеркнуто, что одним из возможных методологических форматов исследования соучаствующего проектирования как практики взаимодействия с образовательной пространственной средой может являться экопсихологический подход и типология субъект-средовых взаимодействий.

Общая информация

Ключевые слова: образовательная среда, проектирование, взаимодействие, субъектность, активность

Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210309

Финансирование. исследование выполнено в рамках госзадания ФНЦ ПМИ FNRE-2024-0017 «Ресурсно-прогностическая детерминация личностного и профессионального развития учащихся и педагогов как субъектов непрерывного образования: психологические основы, технологии, факторы эффективности».

Получена: 23.04.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Панюкова Ю.Г., Александрова Е.С. Соучаствующее проектирование как практика взаимодействия с образовательной пространственной средой [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 3. С. 70–76. DOI: 10.17759/bppe.2024210309

Полный текст

Междисциплинарный подход к анализу взаимодействия человека со своим пространственным окружением свидетельствует, что операционализация этого взаимодействия является предметом как академической, так и научно-популярной рефлексии в различных научных областях: архитектуре и дизайне, урбанистике и социологии, философии и культурологии, педагогике и психологии [2; 6; 7; 9; 14; 16]. Психологический ракурс представляется актуальным в контексте анализа практик, связанных с соучаствующим проектированием образовательной среды, в частности пространственной организации образовательной среды.

Под «соучаствующим проектированием» в широком смысле мы понимаем совместную деятельность всех субъектов определенной среды, направленную на проектирование и реализацию проекта по организации пространственной среды школы. В отечественной академической междисциплинарной практике этот феномен возник сравнительно недавно, однако оказался весьма востребованным. Изначально соучаствующее проектирование как практика организации пространства жизненной среды было связано с привлечением горожан к обсуждению вопросов, касающихся создания удобной и привлекательной городской среды.

Теоретическое обоснование эффективности практики соучаствующего проектирования связывают с исследованиями Генри Саноффа, известного в мировом пространстве урбаниста, идеолога учета потребностей и мнений человека, для которого предназначается архитектурное решение. В отечественной практике проектирования общественных пространств, городских территорий, придомовых локусов, школ, больниц, социальных центров ссылаются на переводное издание книги Г. Саноффа [15].

Анализируя историко-содержательные аспекты феномена «культуры соучастия», Д.Д. Абагеро подчеркивает гуманистическую направленность культуры соучастного проектирования, акцентируя внимание на таких важных аспектах практики, как определение потребностей людей, связанных с организацией пространственной среды повседневной жизни; вовлечение горожан в обсуждение проектов, касающихся мест общественного и индивидуального времяпрепровождения, а также участие жителей города в создании пространственной среды. Такая практика проектирования получила название «снизу вверх», что является противоположностью концепции, ориентированной на инициативу «сверху» муниципальных и иных административных образований, когда пользователи среды «получают» уже готовое, организованное другими пространство [1].

Обстоятельный обзор ресурсов и дефицитов соучаствующего проектирования представлен в статье Е. Верещагиной, где автор предлагает анализ подходов экспертов из разных сфер как к пониманию конструкта «соучаствующее проектирование», так и к эффектам на настоящий момент достаточно многочисленных практик реализации соучаствующего проектирования по организации пространства городской среды [3; 4]. Мы знакомы с опытом реализации подхода соучаствующего проектирования городской среды Волгограда, связанным с деятельностью некоммерческой организации «КЕКА — Пространство», в частности, международного проекта развития города «Пространства потенциала», который реализуется с 2020 года. Проект включает как анализ особенностей восприятия горожанами тех мест, где они живут на данный момент, с выделением наиболее значимых для людей особенностей пространственной среды, так и проектирование будущих вариантов организации пространственной среды города. Важной составляющей проекта является реализация жителями города проекта, который высоко оценивается экспертным сообществом [13].

Идеи соучаствующего проектирования реализуются и в практике организации пространства современной образовательной среды. Анализ и систематизация практик детского участия в преобразовании среды, предпринятые группой экспертов в области организации пространства образовательной среды, свидетельствует об устойчивых традициях, сложившихся в зарубежных исследованиях начиная с 60-х годов прошлого века. Что касается отечественных проектов в области включения детей в проектирование и реализацию кейсов по созданию «предпочитаемой» пространственной среды, в том числе образовательной среды, то отмечается, что участие детей в проектировании городских и образовательных пространств очень мало описано. В качестве примера научно-исследовательской площадки по разработке моделей соучаствующего проектирования в образовательной среде приводится лаборатория развития ребенка Института системных проектов Московского городского университета (МГПУ). Необходимо уточнить, что сотрудниками института давно и основательно проводится разноплановая и системная работа в области «реновации» школьной инфраструктуры [8].

Исследователи обращаются как к теоретическому осмыслению и анализу организационно-правовых возможностей реализации практики соучаствующего проектирования в современной образовательной среде, так и предлагают модели организации практики. Подчеркивается, что понятие «соучаствующее проектирование» еще не имеет устоявшегося характера в отечественном междисциплинарном пространстве и определяется вариативно даже на уровне самого понятия.

Фокусируясь на психологическом ракурсе осмысления феномена, О.С. Островерх и А.В. Тихомирова используют конструкт «соучастного» проектирования, интерпретируя его с точки зрения возможностей участия подростков в проектировании пространственной среды школы как практики, которая приводит к возникновению авторского действия в образовательном процессе [10].

Анализируя соучаствующее проектирование как инструмент, ориентированный на развитие активности современных подростков, А.Г. Парфенова и М.В. Сафонова предлагают рассматривать создание для подростков условий по участию в проектировании и редизайне пространственной среды школы как действенное средство, обеспечивающее ресурсные для подростков формы реализации активности, самостоятельности, субъектности [12]. Рассматривая целостную систему организации практики соучаствующего проектирования, исследователи выделяют разные психологические эффекты участия подростка в деятельности по моделированию проекта «привлекательной» школы и воплощению этого проекта в жизнь. Отмечается, что «…за время разработки проекта участники начинают изменять свое отношение к пространству, появляется желание экспериментировать в макетном формате, применяя подручные средства, что позволяет соотнести идею с практикой, внести корректировки в проект и закрепить потребность в изменении среды» [12, c. 78].

Подводя итог анализу исследований, связанных с интерпретацией психологических эффектов практики соучаствующего проектирования, можно сформулировать тезис о том, что соучаствующее проектирование в области организации пространства образовательной среды актуализирует возможности «авторского», «субъектного» действия как учеников, так и учителей по отношению к разным компонентам образовательной среды как социоэкологической системы: собственно физического, социально-психологического и аксиологического [5].

Можно констатировать, что обращение к различным междисциплинарным практикам, направленным на актуализацию ресурсов взаимодействия индивида с пространственной средой, может быть реализовано в фокусе психологической интерпретации данных практик. Для обозначения методологического формата дальнейших исследований мы предлагаем обратиться к интерпретации взаимосвязи субъекта и пространственной среды образовательных практик в контексте экопсихологического методологического подхода, основные положения которого сформулированы в исследованиях В.И. Панова [11]. В модели взаимодействия субъекта со средой В.И. Панов выделяет следующие базовые типы: «объект-объектный», «объект-субъектный», «субъект-объектный» и «субъект-субъектный», где последний включает такие вариации, как «субъект-обособленный», «субъект-порождающий» и «субъект-совместный».

Анализ исследований в области соучаствующего проектирования как практики взаимодействия с пространственной образовательной средой позволяет сделать вывод, что значимыми для дальнейшей работы можно считать несколько направлений. Интерес представляют междисциплинарные практики, включая соучаствующее проектирование, направленные на выделение и анализ различных типов взаимодействия человека с пространственной средой повседневной жизни, в частности, с образовательной средой. В фокусе психологического исследования может быть «развернута» тема содержательных характеристик «объект-объектного», «субъект-объектного» и «субъект-субъектного» типов взаимодействия, включая как определение и систематизацию эмпирических «маркеров» разных типов взаимодействия индивида с пространственной образовательной средой, так и обоснования внутренних и внешних предикторов выделенных типов взаимодействия.

Литература

  1. Абагеро Д.Д. Концепция соучаствующего проектирования Генри Саноффа [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2021. Том 27. № 1. С. 239–250. doi:10.24290/1029-3736-2021-27-1-239-250
  2. Буланов М.В., Россинская А.Н., Асонова Е.А. Образовательная урбанистика: опыт описания ключевых понятий [Электронный ресурс] // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2021. № 6 (40). С. 236–245. doi:10.23951/2307-6127-2021-6-236-245
  3. Верещагина Е. Соучаствующее проектирование: особенности подхода в России [Электронный ресурс] // Городские исследования и практики. 2021. Том 6. № 2. С. 7–25. doi:10.17323/usp6220217-25
  4. Иванова Е.В., Виноградова И.А., Барсукова Е.М. Реновация школьной инфраструктуры: системный подход [Электронный ресурс] // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2022. № 4. С. 10–37. doi:10.25688/2076-9121.2022.16.1.01
  5. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 13–23.
  6. Кияненко К. Архитектура и социология как тела взаимного академического притяжения [Электронный ресурс] // Academia. Архитектура и строительство. 2020. № 1. С. 59–67. doi:10.22337/2077-9038-2020-1-59-67
  7. Кузнецова Д.В., Ву Хонг Нунг. Кампус университета цифровой эпохи как социально-коммуникативное пространство offline и online (на примере кампуса НИ ТГУ): выпускная квалификационная работа бакалавра. Томск, 2021. 114 с.
  8. Ле-ван Т.Н., Якшина А.Н., Филатова Б.А., Родионова А.Н., Гурарий Л.В. Модель соучаствующего проектирования школьных дворов: соавторство детей, педагогов и родителей [Электронный ресурс] // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 3. С. 55–69. doi:10.25688/2076-9121.2020.52.2.06
  9. Лютомский Н.В. Когнитивная архитектура образовательных учреждений (на примере международной гимназии Сколково) // Architecture and Modern Information Technologies. 2018. № 3 (44). С. 147–166.
  10. Островерх О.С., Тихомирова А.В. Соучастное проектирование образовательного пространства новой школы [Электронный ресурс] // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 260–283. doi:10.17323/1814-9545-2021-3-260-283
  11. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2013. Том 4. № 3. С. 13–27. URL: https://psyjournals.ru/journals/sps/archive/2013_n3/62122 (дата обращения: 02.03.2024).
  12. Парфенова А.Г., Сафонова М.В. Особенности активности современных подростков и возможности ее развития посредством предметно-пространственного компонента образовательной среды [Электронный ресурс] // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева. 2022. № 1 (59). С. 68–84. doi:10.25146/1995-0861-2022-59-1-318
  13. Проект «Пространства потенциала» [Электронный ресурс] // Добро.ru URL: https://dobro.ru/project/10056762 (дата обращения: 02.03.2024).
  14. Саввинов В.М. Подходы к формированию современной образовательной среды, отвечающей критериям Assessment System for Sustainable Campus // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Серия «Педагогика. Психология. Философия». 2021. № 4 (24). С. 92–99.
  15. Санофф Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов. Волгоград, 2015.
  16. Шенцова О.М. Выявление предметно-пространственных предпочтений студентов вуза в образовательной среде [Электронный ресурс] // Педагогика и психология образования. 2019. № 3. С. 167–179. doi:10.31862/2500-297Х-2019-3-167-179 

Информация об авторах

Панюкова Юлия Геннадьевна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ ФНЦ ПМИ), профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования, Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А.Тимирязева (РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1840-4559, e-mail: apanukov@mail.ru

Александрова Елена Сергеевна, старший научный сотрудник, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ ФНЦ ПМИ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6986-7759, e-mail: sedova.el@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1