Анализируются основные эпистемологические проблемы социального познания (индивидуального и коллективного субъекта, соотношения микро- и макроуровней взаимодействия и коммуникации между людьми, личности и общества), для решения которых постулируются специальные механизмы (ментализация и «теория психического», категоризация и классификация, каузальная атрибуция, коллективное переживание, дискурсивное конструирование образа социального мира), снимающие условное разделение индивидуального и социального в научном дискурсе. Обобщая теоретические и эмпирические исследования познания в рамках социальной, клинической и возрастной психологии, автор формулирует допущения, позволяющие уточнить понимание «социальности» познания: отличие восприятия социальных объектов от физических, ориентация на изучение повседневной жизни и массового сознания общества, интерсубъективность и дискретность социальных представлений как символических «корпусов знаний». Стремление найти новый язык для объединения установок «индивидуализма» и «социологизма» в познании отличало ранние исторические программы социальной психологии как самостоятельной дисциплины (Л. С. Выготского и Г. Шпета). Предполагается, что психология может внести свой вклад в построение новой науки о субъективности (Р. Барт), которая зафиксировала бы двусторонность детерминации социальных и личностно-смысловых отношений человека и мира, в рамках которой «частный человек» и социальное бытие, его конституирующее, являются взаимными означающими. Культурно-историческим доказательством единства индивидуального и социального в познании оказываются кардинальные трансформации современного общества, маркируемые понятием «транзитивности». Психология социального познания — это не просто частная предметная область психологии, а самостоятельная методология анализа социальных изменений и проблем (Г. М. Андреева). Обсуждаются результаты психологических и политологических исследований изменений механизмов социального познания в российском обществе. Размывание границ индивидуального и социального, частного и публичного интерпретируется не как забвение или исчезновение социального (по Ж. Бодрийяру), а как указание на возможность преодоления эпистемологических дихотомий социального познания.
Финансирование. Исследование поддержано грантом РФФИ, проект 17-06-00980 «Историко-политические факторы трансформации коллективной памяти и идентичности российского общества».
Для цитаты:Хорошилов Д.А. Эпистемологические проблемы социального познания в ракурсе современной психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Том 8. № 2. С. 113–125.
Литература
Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую
теорию. М.: ВШЭ, 2014. 384 с.
Информация об авторах
Хорошилов Дмитрий Александрович, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры социальной психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4688-1934, e-mail: d.khoroshilov@gmail.com
Метрики
Просмотров
Всего: 129
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0