Культурно-историческая психология
2023. Том 19. № 1. С. 20–29
doi:10.17759/chp.2023190103
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Культурно-историческая теория деятельности и ее современные смысл и значимость: Идеи, растущие в контексте и времени
Аннотация
В статье анализируется теоретическое наследие А.Н. Леонтьева (как часть культурно-исторической теории деятельности), понимаемое как динамическая, развивающаяся, живая система идей. Смысл и значимость этих идей постепенно становятся яснее в контексте современной концептуальной революции в психологии. Разные направления этого радикального движения сходятся на идее соотносительности (relationality) – в оппозиции к субстанциональной метафизике, которая полагает дискретные элементы единственным уровнем анализа. Показано, что КИТД является пионером этой революции, сделавшим ряд важных открытий относительно телесной воплощенности, ситуационности, распределенности и деятельностного характера познания (ума; mind), а также нон-дуальности "культуроприроды" ("natureculture"), отменяющей постулаты врожденности. В КИТД познание понимается как открытый, динамический, не-линейный и постоянно развивающийся, то есть эмерджентный, процесс без каких-либо преднастроек и предзаданных рамок. Познание состоит из непрерывых взаимопереходов между полюсами единой системы – "человек-действующий-в-мире" – встроeнной в постоянно меняющиеся контексты, т.е. как "гибкиe сонастройки" ("soft assemblages"), зависимые от ситуационных потребностей и возможностей. Более того, КИТД полагает коллективную динамичность осмысленной совместной деятельности в ее историческом развитии в качестве единой онто-эпистемологии развития и познания. В дополнение к этому, КИТД намечает, в набросках, выход за пределы парадигмы соотносительности в направлении трансформационного образа мира (или мировоззрения; transformative worldview), основанного на идее симультанности и недихотомичности процесса со-реализации человека-и-мира.
Общая информация
Ключевые слова: ситуативность, телесный процесс, энактивизм, познание, разум, природа и культура, нарратив, Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Маркс К.
Рубрика издания: Памятные даты
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2023190103
Получена: 17.02.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Стеценко А.П. Культурно-историческая теория деятельности и ее современные смысл и значимость: Идеи, растущие в контексте и времени // Культурно-историческая психология. 2023. Том 19. № 1. С. 20–29. DOI: 10.17759/chp.2023190103
Литература
- Arievitch I.M. Beyond the brain: An agentive active activity perspective on mind, development, and learning. Boston/Rotterdam: Sense, 2017.
- Arievitch I. M., Stetsenko A. The “magic of signs”: The developmental trajectory of cultural mediation. In A. Yasnitsky et al. (eds.), The Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology (pp. 217-244). New York: Cambridge University Press, 2014.
- Bickhard M.H., Campbell R. Editorial. New Ideas in Psychology, 2005. Vol. 23, no. 1, pp. 1–4. DOI:10.1016/j.newideapsych.2005.09.002
- Bidell T. Philosophical background to integrative theories of human development. In Mascolo M. (eds.), Handbook of Integrative Developmental Science. New York: Routledge, 2020, pp. 3-37.
- Bruner J. Introduction to Thinking and Speech. In Rieber R.W. (eds.), The essential Vygotsky. New York: Kluwer, 2004, pp. 9-25.
- Bruner J. Celebrating divergence: Piaget and Vygotsky. Human Development, Vol. 40, pp. 63–73. DOI:10.1159/000278705
- Costall A., Leudar I. Getting over “the problem of other minds”: Communication in context. Infant Behavior and Development, Vol. 30, no. 2, pp. 289-295. DOI:10.1016/j.infbeh.2007.02.001
- Derry J. The unity of intellect and will: Vygotsky and Spinoza. Educational Review, Vol. 56, pp. 113–120. DOI:10.1080/0031910410001693209
- Di Paolo E.A. Enactive becoming. Phenomenology and the CognitiveSciences, Vol. 20, pp. 783–809. DOI:10.1007/s11097-019-09654-1
- Eagleton After theory. London: Penguin Books, 2004.
- Fischer K. W., Bidell T. R. Dynamic development of action and thought. In Lerner R. M. (ed.), Theoretical models of human development. Hoboken: Wiley, 2006, pp. 313–399.
- Gottlieb G. Developmental neurobehavioral genetics: Development as explanation. In Jones B.C. (eds.), Neurobehavioral genetics: Methods and applications. New York: Taylor and Francis, 2006, pp. 17–27.
- Greeno J. G. The situativity of knowing, learning, and research. American Psychologist, Vol. 53, no. 1, pp. 5–17. DOI:10.1037/0003-066X.53.1.5
- Hutto D. D., Myin E. Radicalizing enactivism: Basic minds without content. MIT Press, 2013.
- Ingold T. Being alive: Essays on movement, knowledge and description. Abingdon: Routledge, 2011.
- Laclau E., Mouffe C. Hegemony and Socialist Strategy: Towards a Radical Democratic Politics. London: Verso, 2001.
- Lave J., Wenger E. Situated learning: Legitimate peripheral participation. New York: Cambridge University Press, 1991.
- Leontiev A.N. Deyatel`nost, Soznane, Personality. Moscow: Politidat, 1975. (In Russ.)
- Leontiev A.N. Problems of the development of mind. Moscow: Progress, 1981.
- Lerner R.M., Overton W.F. Exemplifying the integrations of the relational developmental system. Journal of Adolescent Research, Vol. 23, pp. 24 –25. DOI:10.1177/0743558408314385
- Maidansky А.D. Evolutziyz psikhiki: Predmetnaya deyatel`nost I affect. Pedagogika i psikhologiya prepodavaniya, Vol. 7, no. 3, pp. 8-81. DOI:10.18413/2313-8971-2021-7-3-0-6 (In Russ.).
- Marx K., Engels F. The German ideology. In Tucker R.C. (ed.), Marx/Engels reader. New York, NY: Norton, 1978, pp. 146–200
- Miller R. Vygotsky in perspective. New York: Cambridge University, 2011.
- Morawski J. G. Reflexivity and the psychologist. History of the Human Sciences, Vol. 18, 77–105. DOI:10.1177/0952695105058472
- Narvaez D., Moore D.S., Witherington D. C., Vandiver T.I., Lickliter R. Evolving evolutionary psychology. American Psychologist, 2022. Vol. 77, no. 3, 424–438. DOI:10.1037/amp0000849
- Newen A., De Bruin L., Gallagher S. (eds.), The Oxford handbook of 4E cognition. Oxford University Press, 2018.
- Oyama S. Evolution’s eye. Durham: Duke University Press, 2000.
- Robbins P., Aydede M. (eds.), Cambridge handbook of situated cognition. New York: Cambridge University Press, 2007.
- Slife B. D., Williams R. N. What’s behind the research? Discovering hidden assumptions in the behavioural sciences. Thousand Oaks: Sage, 1995.
- Spencer P., Clearfield M., Corbetta D. Moving toward a grand theory of development: In memory of Esther Thelen.Child Development, 2006. Vol. 77, no. 6, pp. 1521-1538. DOI:10.1111/j.1467-8624.2006.00955.x
- Stetsenko A. Activity as object-related: Resolving the dichotomy of individual and collective types of activity. Mind, Culture, & Activity, 2005. Vol. 12, no. 1, pp. 70-88. DOI:1207/s15327884mca1201_6
- Stetsenko A. From relational ontology to transformative activist stance: Expanding Vygotsky's (CHAT) project. Cultural Studies of Science Education, Vol. 3, pp. 465-485. DOI:10.1007/s11422-008-9111-3
- Stetsenko A. Vygotsky and the conceptual revolution in developmental sciences: Towards a unified (non-additive) account of human development. In Fleer M. (eds.), Constructing childhood: Global–local policies and practices London: Routledge, 2009, pp. 125-142.
- Stetsenko A. Standing on the shoulders of giants: A balancing act of dialectically theorizing conceptual understanding on the grounds of Vygotsky’s project. In Roth W-M. (ed.), Restructuring science education: ReUniting Psychological and Sociological Perspectives. New York: Springer, 2010, pp.69-88.
- Stetsenko A. Personhood: An activist project of historical Becoming through collaborative pursuits of social transformation. New Ideas in Psychology, Vol. 30, pp. 144–153. DOI:10.1016/j.newideapsych.2009.11.008
- Stetsenko A. The challenge of individuality in cultural-historical activity theory: “Collectividual” dialectics from a transformative activist stance. Outlines - Critical Practice Studies, Vol. 14, no. 2, pp. 7-28. DOI:10.7146/ocps.v14i2.9791
- Stetsenko A. Moving beyond the relational worldview: Exploring the next steps premised on agency and a commitment to social change. Human Development, 2016. Vol. 59, no.5, pp. 283–289.
- Stetsenko A. The transformative mind: Expanding Vygotsky’s approach to development and education. New York, NY: Cambridge University Press, 2017.
- Stetsenko A. Putting the radical notion of equality in the service of disrupting inequality in education: Research findings and conceptual advances on the infinity of human potential. Review of Research in Education, 2017. Vol. 41, pp.112–135. DOI:10.3102/0091732X16687524
- Stetsenko A. Confronting biological reductionism from a social justice agenda: Transformative agency and activist stance. Literacy Research: Theory, Method, & Practice, 2018, 67, pp. 44-63. DOI:10.1177/2381336918787531
- Stetsenko A. Natureculture in a transformative worldview: Moving beyond the “interactionist consensus.” In Jovanovich G. (eds.), The Challenges of Cultural Psychology. London: Routledge, 2018, pp. 37-57
- Stetsenko A. Cultural-historical activity theory meets developmental systems perspective: Transformative activist stance and “natureculture.” In Edwards A. (eds.), Cultural-historical approaches to studying learning and development: Societal, institutional and personal perspectives. London: Routledge, 2019, 249-262
- Stetsenko A. Radical-transformative agency: Continuities and contrasts with relational agency and implications for education. Frontiers in Education, 2019. Vol. DOI:10.3389/feduc.2019.00148
- Stetsenko A. Creativity as dissent and resistance: Transformative approach premised on social justice agenda. In Lebuda I (eds.), The Palgrave Handbook of Social Creativity. London, UK: Springer, 2019, 431-446. DOI:10.1007/978-3-319-95498-1_26
- Stetsenko A. Transformative-activist approach to the history of psychology: Taking up history from a philosophy of resistance and social justice stance. In Pickren W. (ed.), The Oxford research encyclopedia, Psychology. Oxford University Press. Online Publication: February, 2020. DOI:10. 1093/ acref ore/ 97801 90236 557. 013.466
- Stetsenko, A. Critical challenges in cultural-historical activity theory: The urgency of agency. Cultural-Historical Psychology, Vol. 16, no. 2, pp. 5–18. DOI:10.17759/chp.2020160202
- Stetsenko A. Radical-transformative agency: Developing a transformative activist stance on a Marxist-Vygotskyan foundation. In Tanzi Neto A. (eds.), Revisiting Vygotsky for social change: Bringing together theory and practice. London: Peter Lang, 2020, 31-62.DOI:10.3726/b16730
- Stetsenko A. Radicalizing theory and Vygotsky: Addressing the topic of crisis through activist-transformative methodology. Human Arenas: An Interdisciplinary Journal of Psychology, Culture, and Meaning. Published online, 2022. DOI:10.1007/s42087-022-00299-2
- Stetsenko A., Arievitch I. M. Vygotskian collaborative project of social transformation: History, politics, and practice in knowledge construction. The International Journal of Critical Psychology, Vol. 12(4), pp. 58-80.
- Stetsenko A., Arievitch I.M. Cultural-historical activity theory: Foundational worldview and major principles. In Martin J. (eds.), The sociocultural turn in psychology: The contextual emergence of mind and self. New York: Columbia University Press, 2010, pp. 231-253.
- Thelen E. Dynamic systems theory and the complexity of change. Psychoanalytic Dialogues, Vol. 15, pp. 255–283. DOI:10.1080/10481881509348831
- Thelen E., Smith L.B. A dynamic systems approach to the development of cognition and action. Cambridge: MIT Press, 1994.
- Toulmin S. The Mozart of psychology. New York Review of Books, 1978, Issue 25, pp. 51-57.
- Vygotsky L.S. The collected works of L. S. Vygotsky. Volume 3: Problems of the theory and history of psychology (R.W. Rieber and J. Wollock, eds.). New York: Plenum, 1997.
- Vygotsky L. S. The history of the development of the higher mental functions. In Rieber R. W. (ed.), Collected works of L.S. Vygotsky: Vol. 4. New York: Plenum, 1997, pp. 1–125.
- Witherington D.C. The dynamic systems approach as metatheory for developmental psychology. Human Development, Vol. 50, pp. 127–153. DOI:10.1159/000100943
- Witherington D. C., Overton W. F., Lickliter R., Marshall P. J., Narvaez D. Metatheory and the primacy of conceptual analysis in developmental science. Human Development, Vol. 61, pp. 181–198. DOI: 10.1159/000490160
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 486
В прошлом месяце: 39
В текущем месяце: 22
Скачиваний
Всего: 260
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 7