Интеграция опыта: между прошлым и будущим

123

Аннотация

В статье обсуждаются вопросы связи опыта человека и внутреннего времени (И. Пригожин). Жизненный опыт человека — то пространство, в котором он может постоянно перемещаться по разным модусам времени. Отмечается непрерывность прошлого, настоящего и будущего, а также способность человека перемещаться между временными модусами. Персонализированность опыта свидетельствует о его принадлежности личной истории жизни человека и необходимости изучать время не как движение, а как историю. Указывается, что проблема времени в человеческом измерении (его историчность) оказывается неразрывно связанной с проблемой события. Событийность создает временную асимметрию во внутреннем пространстве личности, нивелируя роль начальных условий и обстоятельств. Это позволяет рассматривать событие как элемент одновременно разграничивающий и соединяющий время в потоке опыта. Переживание, в свою очередь, выступает механизмом, посредством которого происходит интеграция события в опыт. Далее приводятся результаты эмпирического исследования, посвященного фиксации перемещения человека между прошлым и будущим в процессе переживания им значимых событий своей жизни. Для изучения переживания опыта использовался феноменологический психологический подход Джорджи. Выборка составила 15 человек (M = 24,6 ± 2,22 лет). Обнаружено, что глубина и детальность описания переживаний, а также представленность значения события человеку связаны со свободой перемещения между прошлым и будущим, а также с интеграцией и сложностью опыта. Свобода перемещения и глубокие переживания будут говорить скорее в пользу интеграции и усложнения, тогда как трудности с перемещением и поверхностные переживания могут указывать на слабую интеграцию. Настоящее содержит в себе опыт прошлого и опыт будущего, а также «следы прошлого возможного будущего», которое не реализовалось. В заключение формулируется идея о том, что люди пытаются интегрировать в опыте разрозненные значения, поэтому интеграция всегда локальна, и в то же время свобода перемещений будет способствовать большей интеграции.

Общая информация

Ключевые слова: опыт, жизненный опыт, событие, время, прошлое, будущее, переживание

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.207

Финансирование. Исследование поддержано Российским научным фондом, грант № 22-28-00460 «Комплементарная модель самодетерминации личности: теоретические основания, диагностический инструментарий, практика внедрения».

Получена: 27.02.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Зиновьева Е.В., Костромина С.Н. Интеграция опыта: между прошлым и будущим // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Том 12. № 2. С. 186–203. DOI: 10.21638/spbu16.2022.207

Литература

Аванесов С. С. Событие у М. М. Бахтина как происхождение сущего // Идеи и идеалы. 2017. Т. 1.№ 1 (31). С. 23–30.

Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Ин-т психологии РАН, 2006.

Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: ежегодник. 1984–1985. М.: Наука, 1986. С. 80–160.

Бернштейн Н. А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности. М: Медицина, 1966.

Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984.

Варшава Б., Выготский Л. Психологический словарь. М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во, 1931.

Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени // Гуссерль Э. Собрание сочинений / под общ. ред. В. И. Молчанова. Т. 1. М.: Гнозис, 1994. С. 6–102.

Гришина Н. В. Жизненное событие: сила обстоятельств и авторство личности // Вестник Московско- го государственного областного университета: электронный журнал. 2020. № 4. URL: https://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/Doc/1045 (дата обращения: 14.02.2022).

Касториадис К. Воображаемое установление общества. М.: Гнозис, 2003.

Костромина С. Н., Гришина Н. В. Возникающее как предмет исследования в психологии личности // Вопросы психологии. 2021. Т. 67, № 4. С. 21–37.

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1992.

Мамардашвили М. К. О сознании // Мамардашвили М. К. Необходимость себя (Лекции. Статьи. Философские заметки). М.: Лабиринт, 1996. С. 214–229.

Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. СПб.: Азбука-Аттикус, 2011.

Попова Р. Р. Проблема определения понятия «событие» в психологии // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2011. № 3 (25). С. 287–293.

Пригожин И. Р. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М.: КомКнига; URSS, 2006.

Рассел Б. Человеческое познание. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 1957.

Рассел Б. Об опыте времени // Логос. 2004. Т. 5 (44). С. 29–44.

Рындин Д. Г. Мераб Мамардашвили: событие мысли и педагогическая практика // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 1. С. 104–118.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1989.

Сартр Ж.-П. Воображаемое: феноменологическая психология воображения. СПб.: Наука, 2001.

Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков: Фолио, 2003.

Чиксентмихайи М. Эволюция личности. М.: Альпина нон-фикшн, 2017.

Щитцова Т. В. Событие в философии Бахтина. Минск: Логвинов, 2002.

Эпштейн М. Н. Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001.

Abbey E., Valsiner J. Emergence of meanings through ambivalence // Forum Qualitative Social Research Sozialforschung. 2005. No. 6 (1). URL: https://www.qualitative-research.net/index.php/fqs/article/view/515 (accessed: 14.02.2022).

Fuhrer U., Josephs I. E. The cultivated mind: From mental mediation to cultivation // Developmental Review. 1998. No. 18 (3). P. 279–312.

Giorgi A. The descriptive phenomenological psychological method // J. Phenomenol. Psychol. 2012. No. 43. P. 3–12.

Martin J., Gillespie A. A neo-meadian approach to human agency: Relating the social and the psychological in the ontogenesis of perspective-coordinating persons // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2010. No. 44 (3). P. 252–272.

Sato T., Valsiner J. Time in life and life in time: Between experiencing and accounting // Ritsumeikan Journal of Human Sciences. 2010. No. 20 (1). P. 79–92.

Taylor C. H. A Secular Age. Cambridge, MA; London: The Belknap Press of Harvard University Press, 2007. P. 171–176.

Valsiner J. Beyond social representations: A theory of enablement // Papers on Social Representations. 2003. No. 12. P. 7.1–7.16.

Zittoun T. Sign the gap: dialogical self in disrupted times // Studia Psychologica. 2008. No. 6 (8). P. 73–89.

Zittoun T. Lifecourse // Handbook of Culture and Psychology / ed. J. Valsiner. Oxford: Oxford University Press, 2012. P. 513–535.

Zittoun T., Gillespie A. Integrating experiences: Body and mind moving between contexts // Integrating experiences: Body and mind moving between contexts / eds B. Wagoner, N. Chaudhary, P. Hviid. IAP Information Age Publishing, 2015. P. 3–49.

Информация об авторах

Зиновьева Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии личности, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1052-103X, e-mail: e.zinovieva@spbu.ru

Костромина Светлана Николаевна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности, Факультет психологии, Санкт-Петербургского государственного, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9508-2587, e-mail: s.kostromina@spbu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 112
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 123
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5