Информационная идентичность и восприятие информации как новая цифровая повседневность

200

Аннотация

Психология повседневности исследуется уже давно и накопила много новых данных, чего нельзя сказать о  ее специфике в  контексте цифрового общества как цифровой повседневности. Недостаточно изучены также индивидуальные и личностные характеристики цифровой повседневности. Это прежде всего определяется новыми аспектами транспарентности, которые в настоящее время связаны со страхом потери личных и финансовых данных. Данная тревожность отражается и в особенности ведения своих профилей в Сети и увеличении доли закрытых профилей. Цифровая повседневность проявляется и в  исчезновении барьера между реальным и  виртуальным пространствами, а также в тождестве между эмоциональным включением, погружением в  сетевое пространство и  пространство кинофильмов и  сериалов. Мотивационные и возрастные факторы, которые влияют на выбор социальных сетей и мессенджеров, также нуждаются в дальнейшем изучении. Цель статьи — теоретически проанализировать трудности, возникающие в цифровой повседневности и эмпирически исследовать новые тенденции в развитии информационной идентичности и восприятии информации. Проведено два исследования. Первое было посвящено изучению ведущего способа восприятия и переработки информации и его связи с уровнем информационной осведомленности и стилем информационной идентичности в двух возрастных группах — молодых, от 16 до 27 лет (N = 100), и людей среднего возраста от 27 до 50 лет (N = 80). Второе исследование было посвящено изучению связи стиля информационной идентичности и шкалы приверженности с удовлетворенностью жизнью в информационном обществе. Респондентами в данном случае были молодые люди, студенты московских вузов в возрасте от 17 до 25 лет (N = 100). Выявлено, что информационная осведомленность в старшей возрастной группе намного выше, чем в группе молодых людей, в  то же время дигитальный способ восприятия и  переработки информации в обоих возрастных группах примерно одинаков и превышает процент людей с другими ведущими модальностями. Точно так же информационный стиль идентичности намного более характерен для людей разного возраста. Таким образом, если информационная идентичность помогает лучше ориентироваться в  потоке поступающей информации, то диффузный стиль помогает выбрать актуальную для данной ситуации информацию. При этом именно нормативный, а не информационный или диффузный стили в большей степени связан с удовлетворенностью жизнью. 

Общая информация

Ключевые слова: цифровое общество, информация, цифровизация, осведомленность, идентичность

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.304

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке РНФ, проект № 19-18-00516 «Транзитивное и виртуальное пространства — общность и различия».

Получена: 27.04.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Марцинковская Т.Д., Андреева Н.А., Преображенская С.В. Информационная идентичность и восприятие информации как новая цифровая повседневность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Том 13. № 3. С. 347–361. DOI: 10.21638/spbu16.2023.304

Литература

Андреева (Голубева) Н. А. Личностные и ситуационные факторы цифровой идентичности в современном транзитивном мире // Новые психологические исследования. 2022. Т. 2, вып. 4. С. 29–49. https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2022_02_04_02

Информация об авторах

Марцинковская Татьяна Давыдовна, доктор психологических наук, профессор, директор института, Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2810-2554, e-mail: tdmartsin@gmail.com

Андреева Наталья Александровна, кандидат психологических наук, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ ПИ РАО), Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, e-mail: 9268881525n@gmail.com

Преображенская Светлана Владимировна, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ ПИ РАО), Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, e-mail: s.v.preobr@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 172
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 200
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 6