Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2024. Том 14. № 1. С. 14–24
doi:10.21638/spbu16.2024.101
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Психология развития и дифференциальная психология в Санкт-Петербургском государственном университете (25 лет со дня основания кафедры)
Аннотация
В 2023 г. кафедре психологии развития и дифференциальной психологии исполнилось 25 лет. В статье рассматриваются основные этапы научного исследования проблем психологии развития и дифференциальной психологии в петербургской психологической школе. Б.Г.Ананьев исходил из необходимости изучения человека в единстве его свойств как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности в процессе его индивидуального развития. Идеи целостности человека и непрерывности развития заложены им в основу научного изучения индивидуальности. Для целей такого изучения необходимо объединение усилий психологии развития и дифференциальной психологии и применение методов комплексного исследования. Первоначально данное направление сформировалось в рамках кафедры общей психологии, эмпирические исследования проводились сотрудниками лаборатории дифференциальной психологии и антропологии НИИКСИ начиная с 1963 г. Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии была открыта в 1998 г. Исследования кафедры охватывают все периоды развития человека, начиная от перинатального и заканчивая периодом поздней взрослости и старения. Бывшими и сегодняшними сотрудниками кафедры проведены масштабные исследования интеллектуального потенциала подростков, проживающих в разных экологических условиях. Исследовались условия, факторы и механизмы самоосуществления личности в подростковый, юношеский и взрослый периоды. Проведено комплексное изучение стрессоров повседневной жизни и механизмов совладания с ними на разных этапах взрослости. С позиций интегративного подхода были изучены параметры психо-эмоционального благополучия подростков и взрослых. Проведены исследования влияния стресса, связанного с пандемией, на беременных женщин и развитие детей и множества других проблем. История кафедры представлена четырьмя поколениями исследователей, начиная от непосредственных учеников Б.Г.Ананьева — М.Д.Александровой, Е.Ф.Рыбалко, Н.А.Розе-Грищенко — и заканчивая учениками их учеников
Общая информация
Ключевые слова: психология развития, дифференциальная психология, дизонтогенез, комплексные исследования
Рубрика издания: Предисловия
Тип материала: редакторская заметка
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.101
Для цитаты: Головей Л.А. Психология развития и дифференциальная психология в Санкт-Петербургском государственном университете (25 лет со дня основания кафедры) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Том 14. № 1. С. 14–24. DOI: 10.21638/spbu16.2024.101
Литература
Акинщикова Г. И. Соматическая и психофизиологическая организация человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.
Василенко В. Е., Манукян В. Р. Возрастные кризисы жизненного цикла: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.
Веккер Л. М., Палей И. М. Информация и энергия в психическом отражении // Ученые записки ЛГУ. Сер. психологических наук. Вып. 3. Экспериментальная и прикладная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. С. 61–66.
Глинкина Л. С., Василенко В. Е. Анкета увлеченности компьютерными играми для юношей и взрослых: психометрические характеристики // Известия Саратовского университета. Нов. Сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, № 2 (42). С. 154–167.
Головей Л. А., Данилова М. В., Рыкман Л. В., Петраш М. Д., Манукян В. Р., Леонтьева М. Ю., Александрова Н. А. Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование. СПб.: Нестор-История, 2015.
Головей Л. А., Дерманова И. Б. Дифференциальная психология: современный взгляд // Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2012. Вып. 2. С. 3–16.
Головей Л. А., Савенышева С. С., Василенко В. Е. Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольников // Социальная психология и общество. 2016а. Т. 7, № 2. С. 5–18.
Головей Л. А., Савенышева С. С., Энгельгардт Е. Е. Структура семьи и родительское воспитание как факторы интеллектуального развития дошкольников // Социальная психология и общество. 2016б. Т. 7, № 3. С. 18–32.
Дерманова И. Б. Дифференциальная психология: учебник. М.: Академия, 2015.
Интеллектуальный потенциал человека: проблемы развития / под ред. А. А. Крылова, Л. А. Головей. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.
Кулешова Л. Н. Сенсорно-перцептивная организация в структуре психологических характеристик человека // Известия Академии педагогических и социальных наук. 1997. Вып. 2. С. 50–55.
Логинова Н. А. Опыт человекознания. История комплексного подхода в психологических школах В. М. Бехтерева и Б. Г. Ананьева. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.
Онтопсихология: учебное пособие / под ред. А. А. Крылова, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.
Развитие психофизиологических функций взрослых людей / под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М.: Педагогика, 1972.
Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.
Психологическая зрелость личности / под ред. Л. А. Головей. СПб.: Скифия-принт, 2014.
Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Л. А. Головей. М.: Юрайт, 2015.
Психоэмоциональное благополучие: интегративный подход / под ред. Л. А. Головей. СПб.: Нестор-История, 2020.
Розе-Грищенко Н. А. Психомоторика взрослого человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.
Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
Рыбалко Е. Ф. Дифференциально-психологические проблемы развития человека. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010.
Стрижицкая О. Ю. Позитивная психология старения: условия, факторы и социальные эффекты геротрансцендентности: дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2018.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 86
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 17
Скачиваний
Всего: 20
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 9