Рецензия на учебник для вузов «Специальная психология» в 2-х томах (ответственный редактор В.И. Лубовский)

37

Аннотация

Статья содержит рецензию на двухтомный учебник «Специальная психология», ответственным редактором которого выступил выдающийся психолог, академик РАО В.И. Лубовский [1; 2], чей столетний юбилей отмечается в 2023 году. В этой книге специальная психология впервые в мировой учебной литературе предстает как целостная, системно изложенная научная область. В книгу включены ранее не публиковавшиеся материалы. Учебник адресован студентам вузов, однако может заинтересовать аспирантов, исследователей, психологов-практиков, педагогов и других специалистов, работающих с детьми и взрослыми, которые имеют различные нарушения развития. В учебнике, помимо рассмотрения общих проблем специальной психологии и закономерностей психического развития в дизонтогенезе, подробнейшим образом анализируются специфические особенности разных вариантов нарушенного развития, в том числе и детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, а также прикладные проблемы специальной психологии и перспективы этой научной отрасли.

Общая информация

Ключевые слова: специальная психология, дизонтогенез, закономерности развития личности, психические функции, интегрированное обучение

Рубрика издания: Книжное обозрение

Тип материала: рецензия

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2023120407

Получена: 29.11.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Вачков И.В. Рецензия на учебник для вузов «Специальная психология» в 2-х томах (ответственный редактор В.И. Лубовский) [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2023. Том 12. № 4. С. 122–126. DOI: 10.17759/cpse.2023120407

Полный текст

В 2023 году вышло уже седьмое издание этого учебника. Может возникнуть вопрос: зачем публиковать рецензию на труд, который уже столько раз переиздавался? На этот вопрос есть много ответов, но ограничиться можно двумя: во-первых, этот учебник, вне всякого сомнения, достоин того, чтобы на него обратили внимание представители нового поколения психологов, нацеленных работать с детьми, имеющими умственные и физические нарушения, чтобы молодые психологи не пропустили этот значимый для науки труд; во-вторых, в декабре исполнилось сто лет Владимиру Ивановичу Лубовскому – выдающемуся психологу, который стал одним из авторов и ответственным редактором учебника и для которого этот учебник оказался последним в череде его замечательных работ.

Эта книга не просто один из учебников, она уникальна. Впервые не только в России, но и в мире специальная психология представлена в учебной литературе как особая целостная научная область. В учебнике обобщены и достаточно компактно описаны все основные закономерности развития и функционирования психической деятельности, общие для разных типов нарушенного дизонтогенеза, а также указаны специфические черты каждого из этих типов. Почему это так важно? Специальная психология как отрасль психологической науки имеет сравнительно недолгую историю, и первоначально она возникла в ответ на запросы системы образования, нуждавшейся в научно обоснованных ответах о способах обучения детей с нарушениями развития, о тех методиках обучения, которые следует применять в образовательном процессе, а для этого необходимо было изучать когнитивную сферу таких детей, включая сенсорно-перцептивные процессы, внимание, память, мышление, речь. Вплоть до настоящего времени психологов, занимавшихся и занимающихся проблемами специальной психологии, как в России, так и за рубежом, чрезвычайно мало, между тем именно эта область психологии настоятельно требует пристального внимания со стороны специалистов в силу несомненной научной и практической значимости поднимаемых в ней вопросов. Рецензируемый учебник послужит не просто подспорьем для тех, кто выберет специальную психологию в качестве своей специализации, а станет основой, к которой важно обращаться в процессе профессиональной деятельности. В нем заинтересованный читатель найдет не только четко выделенные проблемы науки, но и перспективы для дальнейших исследований. Важно отметить, что в книгу вошли материалы, ранее не публиковавшиеся авторами.

Следует обратить внимание на логику изложения материала в учебнике и прежде всего сказать о четком его структурировании. Первый том начинается, как и следовало ожидать, с главы, посвященной общим проблемам специальной психологии и написанной корифеем этой научной области В.И.Лубовским. В этой главе много интересного, однако стоит зафиксировать самое важное. Владимир Иванович полагает, что наиболее важной задачей является разработка диагностических методик для детей и взрослых с психическими и физическими недостатками, поскольку именно эта область остается мало освещенной. При этом он подчеркивает необходимость создания невербальных психологических методик, поскольку у некоторых категорий детей с отклонениями развития имеются значительные недостатки в понимании и использовании словесной речи. Будучи последовательным приверженцем идей Г.Я.Трошина и, в особенности, Л.С.Выготского, В.И.Лубовский указывает общие закономерности психического развития нормальных детей и детей с отклонениями в развитии. К таким закономерностям относятся определенная последовательность стадий развития психики, наличие сензитивных периодов в развитии психических функций, последовательность развития всех психических процессов, роль деятельности в психическом развитии, роль речи в формировании высших психических функций, ведущая роль обучения в психическом развитии.

Но В.И.Лубовский называет и ряд общих закономерностей, характерных для всех или для нескольких типов нарушенного развития и выявленных в его собственных исследованиях. Это следующие закономерности: замедленный темп психического развития, недостатки моторики, затруднения словесного опосредствования, повышенная утомляемость. При этом, по его мнению, наиболее значимой и практически всеобщей следует считать сниженную по сравнению с наблюдаемой у нормально развивающихся детей способность к приему и переработке информации. Еще одним важным замечанием автора является указание на то, что специфические закономерности, характерные для того или иного типа нарушенного развития, нельзя рассматривать как стабильные и неизменные; их действие зависит от типа нарушенного развития, степени выраженности дефекта, эффективности и длительности периода коррекционно-развивающей работы и постепенно снижаются по мере взросления.

В.И.Лубовский призывает с осторожностью относиться к идеям интеграции и инклюзии в образовании.  По его мнению, необходимо исследовать, для всех ли детей с недостатками развития среда массовой школы является «наименее ограничивающей» и как она влияет на психическое состояние и развитие детей с различными недостатками.

Последующие главы первого и второго томов учебника посвящены характеристике детей с различными вариантами дизонтогенеза: умственно отсталых, детей с задержкой психического развития (глава также написана В.И.Лубовским), с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (стоит обратить внимание на эту главу, поскольку исследований таких детей совсем немного), с нарушениями речевого развития (глава написана В.И.Лубовским совместно с С.М.Валявко), слепоглухих детей. Особое место занимает глава, в которой речь идет о расстройствах эмоционально-волевой сферы и поведения у детей (автор Л.В.Кузнецова). Значимость этой главы определяется тем фактом, что к категории детей, указанных в названии, относится широкий спектр расстройств, имеющихся у таких детей: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, тревожно-фобические расстройства, синдром раннего детского аутизма, дисгармонический склад личности. Увеличивающаяся частота встречаемости таких расстройств вынуждает специальных психологов обращаться к соответствующей литературе. В этом учебнике нужная информация имеется.

Завершает второй том глава о прикладных проблемах специальной психологии. Эта глава, на наш взгляд, имеет особую ценность, поскольку в ней предпринята попытка обобщить весь материал, представленный в предыдущих главах учебника. Помимо такого рода обобщений в данной главе можно найти описание направлений практического применения психологических исследований, характеристику таких важных для специальной психологии категорий, как адаптация, коррекция и компенсация психических функций, а также понятия особых образовательных потребностей, анализ психолого-педагогических проблем дифференцированного и интегрированного обучения. Кроме того, уделяется внимание содержанию и формам деятельности психологической службы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Несомненным достоинством рецензируемого учебника следует считать и тот факт, что и в первом, и во втором томе отдельными пунктами выделены «Новые издания по дисциплине «Специальная психология» и смежным дисциплинам» (все 2022 года!).

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что учебник «Специальная психология» будет полезен не только студентам психологических факультетов, кому он адресован в первую очередь, но и аспирантам, работающим специалистам, педагогам специальных (коррекционных) школ и общеобразовательных, школ, внедряющих инклюзивное обучение, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, тьюторам, социальным работникам, волонтерам, помогающим лицам с нарушениями развития.

Литература

  1. Специальная психология: в 2 т. Т. 1 / В.И. Лубовский [и др.] / Отв. ред. В.И. Лубовский. 7-е изд. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 430 с.
  2. Специальная психология: в 2 т. Т. 2 / В.И. Лубовский [и др.] / Отв. ред. В.И. Лубовский. 7-е изд. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 274 с.

Информация об авторах

Вачков Игорь Викторович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии факультета психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО "Московский институт психоанализа"), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7784-7427, e-mail: vachkoviv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 106
В прошлом месяце: 44
В текущем месяце: 27

Скачиваний

Всего: 37
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 16