В 2023 году вышло уже седьмое издание этого учебника. Может возникнуть вопрос: зачем публиковать рецензию на труд, который уже столько раз переиздавался? На этот вопрос есть много ответов, но ограничиться можно двумя: во-первых, этот учебник, вне всякого сомнения, достоин того, чтобы на него обратили внимание представители нового поколения психологов, нацеленных работать с детьми, имеющими умственные и физические нарушения, чтобы молодые психологи не пропустили этот значимый для науки труд; во-вторых, в декабре исполнилось сто лет Владимиру Ивановичу Лубовскому – выдающемуся психологу, который стал одним из авторов и ответственным редактором учебника и для которого этот учебник оказался последним в череде его замечательных работ.
Эта книга не просто один из учебников, она уникальна. Впервые не только в России, но и в мире специальная психология представлена в учебной литературе как особая целостная научная область. В учебнике обобщены и достаточно компактно описаны все основные закономерности развития и функционирования психической деятельности, общие для разных типов нарушенного дизонтогенеза, а также указаны специфические черты каждого из этих типов. Почему это так важно? Специальная психология как отрасль психологической науки имеет сравнительно недолгую историю, и первоначально она возникла в ответ на запросы системы образования, нуждавшейся в научно обоснованных ответах о способах обучения детей с нарушениями развития, о тех методиках обучения, которые следует применять в образовательном процессе, а для этого необходимо было изучать когнитивную сферу таких детей, включая сенсорно-перцептивные процессы, внимание, память, мышление, речь. Вплоть до настоящего времени психологов, занимавшихся и занимающихся проблемами специальной психологии, как в России, так и за рубежом, чрезвычайно мало, между тем именно эта область психологии настоятельно требует пристального внимания со стороны специалистов в силу несомненной научной и практической значимости поднимаемых в ней вопросов. Рецензируемый учебник послужит не просто подспорьем для тех, кто выберет специальную психологию в качестве своей специализации, а станет основой, к которой важно обращаться в процессе профессиональной деятельности. В нем заинтересованный читатель найдет не только четко выделенные проблемы науки, но и перспективы для дальнейших исследований. Важно отметить, что в книгу вошли материалы, ранее не публиковавшиеся авторами.
Следует обратить внимание на логику изложения материала в учебнике и прежде всего сказать о четком его структурировании. Первый том начинается, как и следовало ожидать, с главы, посвященной общим проблемам специальной психологии и написанной корифеем этой научной области В.И.Лубовским. В этой главе много интересного, однако стоит зафиксировать самое важное. Владимир Иванович полагает, что наиболее важной задачей является разработка диагностических методик для детей и взрослых с психическими и физическими недостатками, поскольку именно эта область остается мало освещенной. При этом он подчеркивает необходимость создания невербальных психологических методик, поскольку у некоторых категорий детей с отклонениями развития имеются значительные недостатки в понимании и использовании словесной речи. Будучи последовательным приверженцем идей Г.Я.Трошина и, в особенности, Л.С.Выготского, В.И.Лубовский указывает общие закономерности психического развития нормальных детей и детей с отклонениями в развитии. К таким закономерностям относятся определенная последовательность стадий развития психики, наличие сензитивных периодов в развитии психических функций, последовательность развития всех психических процессов, роль деятельности в психическом развитии, роль речи в формировании высших психических функций, ведущая роль обучения в психическом развитии.
Но В.И.Лубовский называет и ряд общих закономерностей, характерных для всех или для нескольких типов нарушенного развития и выявленных в его собственных исследованиях. Это следующие закономерности: замедленный темп психического развития, недостатки моторики, затруднения словесного опосредствования, повышенная утомляемость. При этом, по его мнению, наиболее значимой и практически всеобщей следует считать сниженную по сравнению с наблюдаемой у нормально развивающихся детей способность к приему и переработке информации. Еще одним важным замечанием автора является указание на то, что специфические закономерности, характерные для того или иного типа нарушенного развития, нельзя рассматривать как стабильные и неизменные; их действие зависит от типа нарушенного развития, степени выраженности дефекта, эффективности и длительности периода коррекционно-развивающей работы и постепенно снижаются по мере взросления.
В.И.Лубовский призывает с осторожностью относиться к идеям интеграции и инклюзии в образовании. По его мнению, необходимо исследовать, для всех ли детей с недостатками развития среда массовой школы является «наименее ограничивающей» и как она влияет на психическое состояние и развитие детей с различными недостатками.
Последующие главы первого и второго томов учебника посвящены характеристике детей с различными вариантами дизонтогенеза: умственно отсталых, детей с задержкой психического развития (глава также написана В.И.Лубовским), с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (стоит обратить внимание на эту главу, поскольку исследований таких детей совсем немного), с нарушениями речевого развития (глава написана В.И.Лубовским совместно с С.М.Валявко), слепоглухих детей. Особое место занимает глава, в которой речь идет о расстройствах эмоционально-волевой сферы и поведения у детей (автор Л.В.Кузнецова). Значимость этой главы определяется тем фактом, что к категории детей, указанных в названии, относится широкий спектр расстройств, имеющихся у таких детей: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, тревожно-фобические расстройства, синдром раннего детского аутизма, дисгармонический склад личности. Увеличивающаяся частота встречаемости таких расстройств вынуждает специальных психологов обращаться к соответствующей литературе. В этом учебнике нужная информация имеется.
Завершает второй том глава о прикладных проблемах специальной психологии. Эта глава, на наш взгляд, имеет особую ценность, поскольку в ней предпринята попытка обобщить весь материал, представленный в предыдущих главах учебника. Помимо такого рода обобщений в данной главе можно найти описание направлений практического применения психологических исследований, характеристику таких важных для специальной психологии категорий, как адаптация, коррекция и компенсация психических функций, а также понятия особых образовательных потребностей, анализ психолого-педагогических проблем дифференцированного и интегрированного обучения. Кроме того, уделяется внимание содержанию и формам деятельности психологической службы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Несомненным достоинством рецензируемого учебника следует считать и тот факт, что и в первом, и во втором томе отдельными пунктами выделены «Новые издания по дисциплине «Специальная психология» и смежным дисциплинам» (все 2022 года!).
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что учебник «Специальная психология» будет полезен не только студентам психологических факультетов, кому он адресован в первую очередь, но и аспирантам, работающим специалистам, педагогам специальных (коррекционных) школ и общеобразовательных, школ, внедряющих инклюзивное обучение, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, тьюторам, социальным работникам, волонтерам, помогающим лицам с нарушениями развития.