Ирина Ивановна Мамайчук. Научный вклад в детскую клиническую психологию и психологию нарушенного развития

5

Аннотация

Статья посвящена памяти профессора кафедры медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета, ведущего специалиста в области детской клинической психологии Ирины Ивановны Мамайчук. Предпринимается попытка анализа и обобщения ее огромного научного и практического вклада в детскую клиническую психологию. Выделяются и описываются этапы ее профессионального пути: (1) изучение механизмов нарушенного развития у детей с детским церебральным параличом; (2) изучение психологии детей с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата; (3) эмпирическое обоснование стратегий и технологий психологической помощи детям с различными вариантами нарушенного развития; (4) разработка методологических и прикладных проблем детской клинической психологии. Раскрываются результаты и выводы ключевых исследований Ирины Ивановны, внесших большой вклад в понимание причин и механизмов нарушений психического развития у детей и подростков и воплощающих принципы онтогенетического и системно-структурного подходов, разработанных в ленинградской — петербургской психологической школе, в частности изучение роли моторики в перцептогенезе при различных вариантах дизонтогенеза, специфики нарушений межфункциональных связей у детей с двигательными и психическими нарушениями, подвидов задержки психического развития церебрально-органического генеза, психологических особенностей детей и подростков с соматической патологией. На основе анализа работ выделяется перечень основных проблем и перспектив современной детской клинической психологии. Описывается подход к психологической помощи и психологической коррекции нарушений у детей и подростков с учетом роли семьи и ближайшего окружения. Подчеркивается, что эмпирические работы Ирины Ивановны стали золотым стандартом в исследованиях проблем детей с психическим дизонтогенезом, а ее теоретические обобщения и методологические разработки чрезвычайно важны для дальнейшего развития детской клинической психологии и понимания проблемы психического развития в целом.

Общая информация

Ключевые слова: клиническая психология, нарушенное развитие, дизонтогенез, психологическая коррекция

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: персоналии

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.111

Получена: 25.08.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Миланич Ю.М., Пятакова Г.В., Крайнюков С.В. Ирина Ивановна Мамайчук. Научный вклад в детскую клиническую психологию и психологию нарушенного развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Том 14. № 1. С. 174–191. DOI: 10.21638/spbu16.2024.111

Литература

Ананьев Б. Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмоленко А. В.

Информация об авторах

Миланич Юлия Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра медицинской психологии и психофизиологии, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0042-3612, e-mail: olga.psy.pu@mail.ru

Пятакова Галина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПБГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9830-9959, e-mail: pjatakova@spbu.ru

Крайнюков Сергей Владимирович, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой клинической психологии факультета прикладной психологии, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4173-8568, e-mail: sv_krayn@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 24
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 5
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4