Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2024. Том 14. № 1. С. 174–191
doi:10.21638/spbu16.2024.111
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Ирина Ивановна Мамайчук. Научный вклад в детскую клиническую психологию и психологию нарушенного развития
Аннотация
Статья посвящена памяти профессора кафедры медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета, ведущего специалиста в области детской клинической психологии Ирины Ивановны Мамайчук. Предпринимается попытка анализа и обобщения ее огромного научного и практического вклада в детскую клиническую психологию. Выделяются и описываются этапы ее профессионального пути: (1) изучение механизмов нарушенного развития у детей с детским церебральным параличом; (2) изучение психологии детей с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата; (3) эмпирическое обоснование стратегий и технологий психологической помощи детям с различными вариантами нарушенного развития; (4) разработка методологических и прикладных проблем детской клинической психологии. Раскрываются результаты и выводы ключевых исследований Ирины Ивановны, внесших большой вклад в понимание причин и механизмов нарушений психического развития у детей и подростков и воплощающих принципы онтогенетического и системно-структурного подходов, разработанных в ленинградской — петербургской психологической школе, в частности изучение роли моторики в перцептогенезе при различных вариантах дизонтогенеза, специфики нарушений межфункциональных связей у детей с двигательными и психическими нарушениями, подвидов задержки психического развития церебрально-органического генеза, психологических особенностей детей и подростков с соматической патологией. На основе анализа работ выделяется перечень основных проблем и перспектив современной детской клинической психологии. Описывается подход к психологической помощи и психологической коррекции нарушений у детей и подростков с учетом роли семьи и ближайшего окружения. Подчеркивается, что эмпирические работы Ирины Ивановны стали золотым стандартом в исследованиях проблем детей с психическим дизонтогенезом, а ее теоретические обобщения и методологические разработки чрезвычайно важны для дальнейшего развития детской клинической психологии и понимания проблемы психического развития в целом.
Общая информация
Ключевые слова: клиническая психология, нарушенное развитие, дизонтогенез, психологическая коррекция
Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования
Тип материала: персоналии
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.111
Получена: 25.08.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Миланич Ю.М., Пятакова Г.В., Крайнюков С.В. Ирина Ивановна Мамайчук. Научный вклад в детскую клиническую психологию и психологию нарушенного развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Том 14. № 1. С. 174–191. DOI: 10.21638/spbu16.2024.111
Литература
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 77
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 12
Скачиваний
Всего: 31
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 12