Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2024. Том 14. № 1. С. 174–191
doi:10.21638/spbu16.2024.111
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Ирина Ивановна Мамайчук. Научный вклад в детскую клиническую психологию и психологию нарушенного развития
Аннотация
Статья посвящена памяти профессора кафедры медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета, ведущего специалиста в области детской клинической психологии Ирины Ивановны Мамайчук. Предпринимается попытка анализа и обобщения ее огромного научного и практического вклада в детскую клиническую психологию. Выделяются и описываются этапы ее профессионального пути: (1) изучение механизмов нарушенного развития у детей с детским церебральным параличом; (2) изучение психологии детей с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата; (3) эмпирическое обоснование стратегий и технологий психологической помощи детям с различными вариантами нарушенного развития; (4) разработка методологических и прикладных проблем детской клинической психологии. Раскрываются результаты и выводы ключевых исследований Ирины Ивановны, внесших большой вклад в понимание причин и механизмов нарушений психического развития у детей и подростков и воплощающих принципы онтогенетического и системно-структурного подходов, разработанных в ленинградской — петербургской психологической школе, в частности изучение роли моторики в перцептогенезе при различных вариантах дизонтогенеза, специфики нарушений межфункциональных связей у детей с двигательными и психическими нарушениями, подвидов задержки психического развития церебрально-органического генеза, психологических особенностей детей и подростков с соматической патологией. На основе анализа работ выделяется перечень основных проблем и перспектив современной детской клинической психологии. Описывается подход к психологической помощи и психологической коррекции нарушений у детей и подростков с учетом роли семьи и ближайшего окружения. Подчеркивается, что эмпирические работы Ирины Ивановны стали золотым стандартом в исследованиях проблем детей с психическим дизонтогенезом, а ее теоретические обобщения и методологические разработки чрезвычайно важны для дальнейшего развития детской клинической психологии и понимания проблемы психического развития в целом.
Общая информация
Ключевые слова: клиническая психология, нарушенное развитие, дизонтогенез, психологическая коррекция
Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования
Тип материала: персоналии
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.111
Получена: 25.08.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Миланич Ю.М., Пятакова Г.В., Крайнюков С.В. Ирина Ивановна Мамайчук. Научный вклад в детскую клиническую психологию и психологию нарушенного развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Том 14. № 1. С. 174–191. DOI: 10.21638/spbu16.2024.111
Литература
Ананьев Б. Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмоленко А. В. Осязание в процессах познания и труда. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1959.
Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. М.: Изд-во Экспериментального дефектологического института им. М. С. Эпштейна, 1936.
Крайнюков С. В., Мамайчук И. И. Специфика и направленность психологической помощи подросткам с патологиями позвоночника // Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. 2019. Т. 7, № 3. С. 71–78.
Лебединская К. С. Клиническая систематика задержки психического развития // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / под ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982. С. 5–21.
Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.
Мамайчук И. И. О роли моторного дефекта в развитии познавательной деятельности у детей с церебральным параличом // Детские церебральные параличи: Труды НИИ им. Г. И. Турнера. Л., 1974. С. 30–35.
Мамайчук И. И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. 1976. № 3. С. 29–37.
Мамайчук И. И. Гаптическое и зрительное восприятие у дошкольников при нарушениях интеллекта и моторики: дис. … канд. психол. наук. Л., 1978.
Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.
Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001.
Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции: на материале изучения детей и подростков с двигательными нарушениями: дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2004.
Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб.: Речь, 2007.
Мамайчук И. И. Значение исследований Л. М. Веккера в разработке психологических проблем дизонтогенеза // Теоретическое наследие Л. М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов: Материалы научного симпозиума, посвященного 90-летию со дня рождения Л. М. Веккера / отв. ред. М. А. Холодная, М. В. Осорина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008а. С. 95–100.
Мамайчук И. И. Теоретико-методологические аспекты изучения дизонтогенеза // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2008б. Т. 3, № 6 (20). С. 103–114.
Мамайчук И. И. Методологические и методические аспекты психологической коррекции детей и подростков с нарушениями в развитии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. Т. 5, № 1. С. 5–17
Мамайчук И. И. Клиническая и специальная психология: проблемы и перспективы // Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы / под ред. Т. Г. Богдановой, Н. М. Назаровой. М.: Логомаг, 2013. С. 40–42.
Мамайчук И. И. Проблемы и перспективы развития детской клинической психологии // Петербургский психологический журнал. 2014а. № 8. С. 26–37.
Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям и подросткам с соматическими заболеваниями // Педиатр. 2014б. Т. 5, № 1. С. 107–118.
Мамайчук И. И. Методы психологической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии. СПб.: Эко-Вектор, 2015.
Мамайчук И. И. Вклад школы Б. Г. Ананьева в разработку методологических и методических проб-лем детской клинической психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2016. № 3. С. 86–96.
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019.
Мамайчук И. И. К 120-летию со дня рождения А. В. Ярмоленко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Т. 10, № 4. С. 442–449.
Мамайчук И. И., Андрущенко Н. В. Система психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. Т. 3, № 4. С. 54–66.
Мамайчук И. И., Вахрушева И. А. Внутренняя картина болезни у подростков с заболеваниями желудочно-кишечного тракта // Ананьевские чтения — 2004: материалы научно-практической конференции. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. С. 77–82.
Мамайчук И. И., Вюрбергер А. А. Учет механизмов личности родителей детей с двигательными нарушениями в процессе психологической помощи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. Вып. 1, ч. I. С. 355–363.
Мамайчук И. И., Галицына Е. Ю. Направления и перспективы психологической помощи детям и подросткам с соматическими заболеваниями // Петербургский психологический журнал. 2017. № 19. С. 39–57.
Мамайчук И. И., Галицына Е. Ю. Особенности детско-родительских отношений в семьях детей, страдающих бронхиальной астмой, и основные направления семейной психологической коррекции // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 2. С. 111–123.
Мамайчук И. И., Ермакова Г. К. Психологическая служба в детской ортопедической клинике // Психологический журнал. 1988. Т. 9, № 2. С. 28–36.
Мамайчук И. И., Ильина М. Н., Миланич Ю. М. Помощь психолога детям с задержкой психического развития. СПб.: Эко-Вектор, 2017.
Мамайчук И. И., Лапкин Ю. А., Лихачева Е. С. Некоторые особенности личности детей, больных ревматоидным артритом // Научно-практическая ревматология. 1986. № 4. С. 38–41.
Мамайчук И. И., Миланич Ю. М. Анализ результатов применения программы рационально-эмоциональной поведенческой терапии для матерей новорожденных с гипоксическим поражением центральной нервной системы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Т. 12, №3. С. 376–390.
Мамайчук И. И., Миланич Ю. М. Особенности переживания матерью ситуации госпитализации новорожденного в связи с гипоксическим поражением центральной нервной системы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11, № 1. С. 89–102.
Мамайчук И. И., Миланич Ю. М. Теоретико-методологические аспекты использования рационально-эмоционально-поведенческой терапии для матерей новорожденных с патологией центральной нервной системы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2019. № 4. С. 61–74.
Мамайчук И. И., Мороз М. П., Чубарова Е. В., Чубаров И. В. Нейропсихологическая диагностика задержки психического развития у детей младшего школьного возраста // Дефектология. 2002. № 6. С. 17–25.
Мамайчук И. И., Поздеев А. П., Борисова И. П. Особенности познавательной деятельности детей, страдающих нейрофиброматозом // Дефектология. 1985. № 6. С. 29–33.
Мамайчук И. И., Пятакова Г. В. Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом // Дефектология. 1990. № 3. С. 23–24.
Мамайчук И. И., Родина А. В. Особенности отцовских отношений и стилей семейного воспитания в семьях детей с аутистическими синдромами // XI Мнухинские чтения: Материалы междунар. науч. конф. СПб., 2013. С. 301–308.
Мамайчук И. И., Серебрякова Р. О., Мендоса Хосе Р. Психологическое исследование детей с вялыми параличами верхних конечностей // Вестник Ленинградского университета. 1988. Сер. 6. История КПСС. Науч. коммунизм. Философия. Вып. 3. С. 112–114.
Мамайчук И. И., Смирнова М. И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. СПб.: Речь, 2010.
Мамайчук И. И., Ульд Семета М. Б. Особенности сенсорно-перцептивных функций у детей с расстройством аутистического спектра на модели изучения гаптического и зрительного восприятия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Т. 10. Вып. 3. С. 261–273.
Мамайчук И. И., Чавес С. Особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом // Труды ЛНИДОИ им. Г. И. Турнера. Л., 1992. С. 48–51.
Мамайчук И. И., Шабанова Е. В. Учет защитных механизмов личности родителей детей с расстройствами аутистического спектра в процессе психологической помощи // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 5, № 1. С. 82–91.
Мамайчук И. И., Яковлев И. М., Пятакова Г. В. Психофизиологическая оценка адаптации к учебным нагрузкам у подростков с церебральным параличом // Дефектология. 1991. № 2. С. 22–29.
Пятакова Г. В., Мамайчук И. И., Умнов В. В. Психологические защитные механизмы у детей с ДЦП в контексте отношения к болезни ребенка // Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. 2017. Т. 5, № 3. С. 58–65.
Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. СПб.: Дидактика Плюс, 2001.
Ярмоленко А. В. Очерки психологии слепоглухонемых. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 135
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 36
Скачиваний
Всего: 48
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 7