Культурно-историческая психология
2008. Том 4. № 4. С. 112–113
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
О многоплановости личности
Общая информация
Рубрика издания: История науки
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Божович Л.И. О многоплановости личности // Культурно-историческая психология. 2008. Том 4. № 4. С. 112–113.
Полный текст
Когда мы говорим о многоплановости1 личности, то следует иметь в виду наличие у нее не только сознательных и неосознанных мотивов и переживаний, но и разных категорий самих мотивов: есть система непосредственных побуждений, связанных с органическими потребностями субъекта, с его интересами (т. е. с потребностями столь же непосредственными, но не органического порядка — духовными, интеллектуальными), с привычками, нравственными установками. Вместе с тем есть система опосредованных побуждений, возникающая с осознанием ситуации, в связи с решениями, принятыми субъектом, его целями, задачами, намерениями и стремлениями. Наконец, существуют побуждения, вытекающие из особенностей личности человека — из его опыта, качеств личности, структуры его характера.
Все это создает очень сложную картину взаимосвязанных, борющихся и поддерживающих друг друга потребностных тенденций, из соотношения которых на данный момент и рождается человеческий поступок. Это замечательно показано у Достоевского, например, в «Преступлении и наказании». Раскольников слабоволен и нищ. Вместе с тем он тщеславен и самолюбив. Он воспитан в прекрасной семье и поэтому непосредственные нравственные установки у него сильны. Он очень любит родных и страдает от того, что они находятся в нищете и к тому же должны ему помогать. Он не смог содержать себя в Университете (у него не хватало для этого выдержки и умения работать), он погряз в отвратительных нищенских условиях и страдает в них не только за себя, но и за близких. Надо достать денег, которые помогут ему начать новую жизнь на основе признания, помочь близким. Но просто украсть, просто ограбить, а тем более убить и ограбить ему не позволяет сильно развитое нравственное чувство. Оно толкает его на создание «теории» — о сверхлюдях, способных переступить через условность принятых нравственных норм во имя гуманности. Появляется еще один мотив — доказать себе, что он это может, что он «Человек», а не «вошь».
В общем непосредственно он не хочет убивать, он сопротивляется. Но созданная теория приобрела уже ту мотивирующую силу, при которой он не властен ей сопротивляться, и он убивает. Но уже в момент убийства все «первосигнальные» раздражители поддерживают его нравственное чувство, вызывают столь сильное непосредственное отвращение, что в этой системе новой констелляции потребностных тенденций он не хочет денег, не хочет грабить. Но деньги — это элемент задуманного плана, и он его осуществляет; хотя и не полностью — лишь в той мере, в какой было создано намерение, почти автоматически. Убив и взяв деньги, Раскольников оказывается в иной констелляции мотивационных тенденций — он хочет выбросить деньги, украденные вещи, они ему как будто не нужны. Это дань выдвинувшейся на какой-то момент и взявшей верх нравственной тенденции. Но он все же не выбрасывает деньги — сыграли свою роль первичные мотивы, прикрытые построенной теорией. Он прячет награбленное под камень.
Можно было бы продолжить этот анализ, но и того, что сказано, достаточно, чтобы показать сложную систему постоянно взаимодействующих и борющихся (и потому противоречивых) мотивационных тенденций, показать зависимость поступков от того, какие именно мотивационные тенденции берут момент верх над остальными в данный конкретный и, наконец, показать то, что вся констелляция этих тенденций постоянно меняется в процессе поведения человека вследствие изменяющейся ситуации. Ситуация же меняется как в силу новых возникающих обстоятельств, так и в силу поступков субъекта, которые совершившись, разряжают определенные потребностные тенденции и тем самым перестраивают все их соотношения.
ххх
Несколько упрощая и схематизируя, «трагедию» Раскольникова можно раскрыть следующим образом. (Она целиком укладывается в нашу схему борьбы мотивов и действия в соответствии, временным доминированием одной их группы над другой.)
- Убийство. Одна группа: нищета, отсутствие положения среди окружающих (в обществе), нищета семьи (любимой), гордость, которая все время страдает, и самолюбие — Раскольников ищет выход. Другая группа: нравственные устои, ставшие непосредственной потребностью, эмпатийность к чужому страданию — выход через простую (неприкрытую) подлость для него исключается.
Услужливое сознание дает внутреннее право на убийство через теорию «разрядов», «помощи людям», идею «быть Наполеоном».
Небольшая, но очень существенная деталь: он решается на убийство в момент, когда первая группа получает дополнительное сильное подкрепление — Дуня выходит замуж! Возникает доминирование группы мотивов за убийство.
- После убийства, до раскаяния. Первая группа — продолжает держаться за счет «теории». Однако резко усиливается вторая группа за счет непосредственного переживания отвратительности самого убийства (усиление непосредственных нравственных чувств); за счет отношения Сони к убийству и предполагаемого — всех близких; за счет сомнения в своем наполеонстве, за счет страха расплаты. Снова борьба мотивов: признаться — не признаться. Результат — признание.
- Раскаяние. Это не очень четко психологически! У Достоевского — любовь к Соне, слияние с другими людьми, может быть с Богом (нравственностью), разочарование в своей теории. Но ведь именно это надо понять, почему теперь победила любовь, нравственность? Я думаю, что по натуре Раскольников нравственен (именно поэтому он выдумал «теорию»). Само же реальное (а не теоретическое!) убийство, отношение к нему окружающих, особенно Сони, острота страдания постепенно привели к мысли выйти из этого состояния через искупление.
СХЕМА РАСКОЛЬНИКОВА
(«расколотой», дисгармоничной, конфликтной личности)
- Стремление к самоутверждению своей личности здесь и теперь. (Именно личности, так как самоутверждение во внешней позиции не привело бы к трагедии.)
- Препятствуют обстоятельства, связанные с необходимостью подчиняться общественным законам человеческого поведения, человеческих взаимоотношений (непосредственная нравственная мотивация).
Оба мотива равно сильны.
- Бунт против этих законов (отрицание нравственности, ценности человеческих законов, человеческих отношений). Форма — «защитная теория» (все дозволено), бравада, романтизация бунта. «Защитная теория» делает доминирующим мотив преступления. Он определяет поведение.
- Но подавленный, побежденный нравственный мотив, подкрепленный непосредственными отрицательными переживаниями, неизбежными для нравственного человека при совершении преступления (страдания), взрывает «защитную теорию».
- Результат — теперь побеждает нравственный мотив (любовь к Соне — дополнительный, а не основной мотив).
- «Страдание очищает», т. е. снимает «защиту», полуистину, ложь перед самим собой, высветляет душу, снимает конфликт, двойственность, раскол человека, все это можно описать через борьбу разноплановых (непосредственных и «сознательных») мотивов.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2935
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 1120
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2