Культурно-историческая психология
2012. Том 8. № 1. С. 26–33
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Драма и мечты: взгляд на художественную деятельность молодого человека с синдромом Дауна сквозь призму культурно-исторической психологии и семиотики
Аннотация
В данной работе предпринята попытка выдвинуть на передний план культурно-историческую теорию и семиотический анализ при изучении художественной деятельности и связанного с ней смыслопорождения на примере молодого человека с синдромом Дауна. В то время как роль искусства как социального, полимодального и семиотического средства хорошо описана, мало что известно на сегодняшний день о его роли в опосредовании смыслообразующих процессов у людей с синдромом Дауна и другими когнитивными расстройствами. В исследовании сделана попытка проследить источники визуального смыслопорождения на примере работ молодого человека с синдромом Дауна, подробно проанализирована социальная и знаковая природа и разворачивающиеся наряду с создаваемым продуктом творчества процессы смыслообразования. Несмотря на то что результаты исследования невозможно обобщить, важным итогом является привлечение внимания к тому факту, что работа с маргинализированными группами людей может быть пересмотрена на основании лучшего понимания, как социальная и знаковая природа искусства направляет целостный акт творчества и придает конкретную форму жизненному опыту человека.
Общая информация
Ключевые слова: культурно-историческая психология, семиотика, визуальные искусства, смыслопорождение, синдром Дауна, художественная деятельность
Рубрика издания: Специальная психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Джуса Э. Драма и мечты: взгляд на художественную деятельность молодого человека с синдромом Дауна сквозь призму культурно-исторической психологии и семиотики // Культурно-историческая психология. 2012. Том 8. № 1. С. 26–33.
Литература
- Bell P. (2010). Content analysis of visual images. In T. Van Leeuwen & C. Jewitt (Eds.). Handbook of Visual Analysis (pp. 10—34). London: Sage Publications.
- Brown R. I. (2003). Disability and society: Challenges in the 21st century. North Adelaide, SA: The Australian Societyfor the Study of Intellectual Disability (ASSID) Inc. SA branch.
- Cathrene Connery M. (2010a). The historical significance of Vygotsky's pscyhology of art. In Vygotsky and Creativity: A cultural_historical approach to play, meaning making and the arts (pp. 17—26). New York: Peter Lang, Inc.
- Cathrene Connery M. (2010b). The social construction of a visual language: On becoming a painter. In Vygotsky and Creativity: A cultural_historical approach to play, meaning making, and the arts (pp. 83—106). New York: Peter Lang, Inc.
- Cathrene Connery M., John_Steiner V. P., & Marjanovic-Shane A. (Eds.). (2010). Vygotsky and Creativity: A cultural-historical approach to play, meaningmaking, and the arts. New York: Peter Lang Publishing, Inc.
- Danesi M. (2004). Messages, Signs, and Meanings: A Basic Textbook in Semiotics and Communication. Toronto, Ontario: Canadian Scholars' Press Inc.
- Daniels H., Cole M., & Wertsch J. V. (Eds.). (2007). The Cambridge Companion to Vygotsky. New York: Cambridge University Press.
- Egan K. (1999). Children's minds, talking rabbits & clockwork oranges: Essays on education (critical issues in curriculum). New York: Teacher's College Press.
- Ferguson D. L. (2008). International trends in inclusive education: The continuing challenge to teach each one and everyone. European Journal of Special Needs Education, 23 (2), 109—120. doi:10.1080/08856250801946236
- Ferholt B. (2010). A synthetic-analytic method for the study of perezhivanie: Vygotsky's literary analysis applied to playworlds. In M. Cathrene Connery, V. P. John-Steiner, & A. Marjanovic-Shane (Eds.), Vygotsky and Creativity: A cultural-historical approach to play, meaning making and the arts (pp. 163—180). New York: Peter Lang Publishing, Inc., New York.
- Greene M. (1995). Releasing the imagination: Essays on education, the arts, and social change. San Francisco:Jossey_Bas.
- Gindis B. (1995). The social/cultural implication of disability: Vygotsky's paradigm for special education. Educational Psychologist, 30 (3).
- Haas Dyson A. (1997). Writing superheroes. New York: Teacher College Press.
- Haas Dyson A., & Genishi C. (2005). On the case: Approaches to language and literacy research. New York: Teachers College Press.
- Hakkarainen P. (2008). The challenges and possibilities of narrative learning approach in the Finnish early childhood educations system. International Journal of Educational Research, 47.
- Jobling A., & Moni K. B. (2000). Understanding friendship: Young adults with Down syndrome exploring relationships. Journal of Intellectual & Developmental Disbility, 25 (3), 235—245. doi:10.1080/13668250020006321
- Joosa E. (2008). Teaching art to individuals with a disability. In S. Wright, L. Cohen, & K. Poon (Eds.), Special education perspectives in Singapore (pp. 24—37). Singapore: Pearson Education.
- Joosa E. (2011). Beyond the surface: The context of meaning-making through visual art of a young girl with Down syndrome. Down Syndrome Quarterly, 13, 29—33.
- Kress G. (2003). Literacy in the New Media Age. New York: Routledge.
- Mahn H., & John-Steiner V. (2002). The gift of confidence: A Vygotskian View of Emotions. In G. Wells & G. Claxton (Eds.), Learning for Life in the 21st Century (pp. 46—58). Malden, MA: Blackwell Publishers Limited.
- McVilly K. R., Stancliffe R. J., Parmenter T. R., & Burton-Smith R. M. (2006). 'I get by with a little help from my friends': Adults with intellectual disability discuss loneliness. Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities, 19, 191—203.
- Rogers Cherland M., & Harper H. (2007). Advocacy Research in Literacy Education: Seeking Higher Ground. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associated, Publishers.
- Pink S. (2001). Doing Ethnography: Images, Media and Representation in Research. London: Sage.
- Raphael J. (2004). Equal to life: empowerment through drama and research in a drama group for people with disabilities, NJ (Drama Australia journal), 28 (1), 73—86.
- B. Stratford & P. Gunn (Eds.), New approaches to Down syndrome. London: Casseli.
- Taylor M. (2005). Access and support in the development of a visual language: Arts education and disabled students. International Journal of Art & Design Education, 2005. Retrieved from Blackwell Publishing Blackwell Publishing.
- Thomson P. (2008). Children and young people: voices in visual research. In P. Thomson (Ed.), Doing Visual Research with Children and Young People (pp. 1—20). Oxon, UK: Routledge.
- Valsiner J. (2001). Process structure of semiotic mediation in humand evelopment. Human Development, 44(2/3), 84—97. doi:10.1159/000057048
- Van Leeuwen T. (2005). Introducing Social Semiotics. New York: Routledge.
- Veresov N. (2006). Leading activity in developmental psychology. Journal of Russian and East European Psychology, 44 (5), 7—25. doi:10.2753/RPO1061_0405440501
- Veresov N. (2010). Forgotton Methdology: Vygotsky's Case. In A. Tomela, & J. Valsiner (Eds.), Methodological Thinking in Psychology: 60 Years Gone Astray? (p. 267—295). Charlotte, NC: Information Age Publishers.
- Vygotsky L. (1978). Mind in Society. Cambridge, MA: Harvard University Press.
- Vygotsky L. (1986). Thought and Language. Cambridge, MA: The Massachusetts Institute of Technology.
- Vygotsky L. S. (1971). The Psychology of Art [Psikhologia Iskusstva]. Cambridge, MA: The M.I.T. Press. (Original work published 1925).
- Wertsch J. V. (1998). Mind as Action. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
- Wright S. (2007). Young children's meaning_making through drawing and 'telling'; Analogies to filmic textual features. Australian Journal of Early Childhood, 32 (4), 37—48
- Wright S. (2010). Understanding Creativity in Early Childhood. Singapore: Sage Publications.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2283
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 787
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1