Дозорцева Е.Г. доктор психологических наук, главный научный сотрудник Лаборатории психологии детского и подросткового возраста, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России (ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского»), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1309-0485 e-mail: edozortseva@mail.ru
Красавина А.Г. Аспирант, кафедра юридической психологии и права факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, ФГБУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия e-mail: netka-2107@mail.ru
В статье рассматривается проблема изменений следственной практики проведения допросов несовершеннолетних потерпевших в контексте социальной ситуации развития ребенка. Позиция взрослого во взаимодействии с ребенком базируется при этом на двух принципах: получения надежной и максимально полной информации о совершенных по отношению к ребенку противоправных действиях и соблюдения его наилучших интересов. Анализируются нововведения в уголовно-процессуальное законодательство, касающиеся проведения допросов несовершеннолетних потерпевших, и возможности совершенствования следственной практики. Представлен зарубежный опыт в этой сфере, различные модели опросов детей и их психологические особенности. Обсуждаются возможности адаптации и применения этих моделей в российской практике с учетом иного культурального контекста. Предлагается рассмотрение опроса несовершеннолетнего потерпевшего как составляющей комплексного медико-психологического и социально-педагогического сопровождения для сохранения его здоровья и обеспечения психологического и социального благополучия.
Жестокое обращение с детьми и подростками, криминальное насилие по отношению
к несовершеннолетним — одна из серьезных социальных проблем, с которыми
сталкивается современное российское общество. По данным Следственного комитета
России, за период 2012—2015 годов потерпевшими были признаны свыше 65 тысяч
несовершеннолетних, в том числе 34 тысячи — малолетних. Значительно увеличилось
число возбужденных уголовных дел о половых преступлениях по отношению к
несовершеннолетним. Если в 2012 г. их было 6,5 тысяч, то в 2015 году — без
малого 11 тысяч (10942).
Литература
Бадмаева В.Д., Дозорцева Е.Г., Чибисова И.А., Нуцкова
Е.В. Психические расстройства у детей и подростков, возникающие в
результате преступлений сексуального характера (клинические и
клинико-психологические аспекты) // Российский психиатрический журнал. 2014. №
3. С. 33—40.
Васкэ Е.В. К вопросу об участии специалиста- психолога
в подготовке и проведении допроса несовершеннолетнего, потерпевшего от
сексуального насилия [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. № 2.
URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/ n2/52072.shtml (дата обращения:
15.07.2017).
Васкэ Е.В. Методологические основы психологии
взаимодействия работников следственных органов с несовершеннолетними
допрашиваемыми [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование
psyedu. ru. 2012. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/
n2/53475.shtml (дата обращения: 15.07.2017).
Васкэ Е.В. Психология допроса несовершеннолетних
правонарушителей и жертв сексуального насилия. М.: Генезис, 2014. 312 с.
Венгер А.Л. Психологическое консультирование и
диагностика: практическое руководство. М.: Генезис, 2007. 154 с.
Коченов М.М., Осипова Н.Р. Психология допроса
малолетних свидетелей: метод. пособие. М., 1984. 35 с.
Морозова М.В. Комплексная судебная психолого-
психиатрическая экспертиза способности давать показания // Медицинская и
судебная психология: курс лекций / Под ред. Ф.С. Сафуанова, Т.Б. Дмитриевой.
М.: Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В.П.
Сербского, 2004. С. 506—527.
Нуцкова Е.В. Структура психологических последствий
сексуального насилия и злоупотребления в отношении детей и подростков //
Психология и право. 2016. Т. 6. № 3. С. 104—121.
Петров И. Обижают не по-детски [Электронный ресурс] //
Российская газета. 29.09.2016. URL: https://
rg.ru/2016/09/29/skr-vyroslo-kolichestvo-prestuplenij-protiv-nesovershennoletnih.html
(дата обращения: 15.07.2017)/
Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в
уголовном процессе. М.: Смысл, 1998. 192 с.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
[Электронный ресурс]. URL: http://www.
consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 15.07.2017).
Федеральный закон от 28.12.2013 № 432-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях
совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» [Электронный
ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/12/30/ sudoproizvodstvo-dok.html (дата
обращения: 15.07.2017).
Шоу Дж. Ложная память. Почему нельзя доверять
воспоминаниям [The Memory Illusion. Why You May Not Be Who You think You Are].
М.: Азбука-Аттикус; Колибри, 2017. 368 с.
Anderson J.N. The CornerHouse Forensic Interview
Protocol: An Evolution in Practice for Almost 25 Years [Электронный ресурс] //
APSAC Advisor. 2013. № 4. URL:
https://www.cornerhousemn.org/images/Anderson_2013_
CornerHouse_Forensic_Interview_Protocol.pdf (дата обращения: 15.07.2017).
Bellah L.D., Martinez LY., McLaurin K.A., Strok R., Garven
S., Wood J.M. Suggestive interviewing in the McMartin Preschool and Kelly
Michaels daycare abuse cases: A case study // Social Influence. 2006. № 1. Р.
16—47.
Faller K.C. Forty Years of Forensic Interviewing of
Children Suspected of Sexual abuse, 1974—2014: Historical Benchmarks // Social
Sciences. 2015. № 4. Р. 34—65.
Faller K.C. Interviewing Children About Sexual Abuse.
Controversies and Best Practice. Oxford University Press, 2007. 310 p.
Hansjakob T. Der Umgang mit Opfern im Strafverfahren.
Unter Berücksichtigung aussagepsychologischer Erkenntnisse //
Aussagepsychologie für die Rectpraxis “Zwischen Wahrheit und Lüge” / R.
Ludewig, S. Baumer, D. Tavor (Hrsg.). Zürich/St.Gallen, Dike Verlag, 2017. Р.
161—181.
Herschkowitz I., Lamb M.E., Katz C. Allegation rates
in forensic child abuse investigation: Comparing the Revised and Standard NICHD
Protocols [Электронный ресурс]. URL:
http://nichdprotocol.com/wp-content/uploads/2013/03/
Lamb-2014-Revised-Protocol.pdf (дата обращения: 15.07.2017).
La Rooy D., Brubacher S.P., Aromäki-Strato,
A., Cyr M., Hershkowitz I., Korkman J., Myklebus, T., Naka M., Peixoto C.E.,
Robertsj K.P., Stewart H., Lamb M E. The NICHD Protocol: A review of an
internationally-used evidence-based tool for training child forensic
interviewers // Journal of Criminological Research, Policy and Practice. 2015.
№. 2. Р. 76—89.
Lamb M.E., Malloy L.C., La Rooy D.J. Setting Realistic
Expectation: Developmental Characteristics, Capacities and Limitations //
Children’s Testimony. A Handbook of Psychological Research and Forensic
Practice / M.E. Lamb, D.J. La Rooy, L.C. Malloy, C. Katz (Eds).
Wiley-Blackwell, 2011. Р. 15—49.
Lyon T.D. Interviewing Children // Annual Review of
Law and Social Science. 2014. № 10 (1). Р. 73—89.
NICHD Protocol. International Evidence-Based Investigative
Interviewing of Children [Электронный ресурс]. URL : http://nichdprotocol.com/
(дата обращения: 15.07.2017).
Saywitz K.J., Lyon T.D., Goodman G.S. Interviewing
Children // The APSAC handbook on child maltreatment (3d ed.) / J.E.B. Myers
(Ed.) [Электронный ресурс]. URL:
http://depts.washington.edu/hcsats/PDF/articles/
APSAC%20Handbook%20chapter%20Interviewing.pdf (дата обращения:
15.07.2017).
Steller M. Nichts als die Wahrheit?: Warum jeder
unschuldig verurteilt werden kann. München: Wilhelm Heyne Verlag, 2015. 288
p.