В статье «Почему Повести о Петре и Февронии нет в Великих Минеях Четиих?» автор доказывает ошибочность как версии Р.П. Дмитриевой, согласно которой Повесть о Петре и Февронии не была включена митрополитом Макарием в Великие Минеи Четии из-за ее несоответствия агиографическому канону, так и двух более поздних версий, высказанных исследователями Р. Пиккио и О.В. Гладковой. Автор утверждает, что наиболее вероятной причиной отсутствия Повести о Петре и Февронии в Великих Минеях Четиих является завершение работы над ней после создания Царского списка Великих Миней Четиих.
На первый взгляд, вопрос о том, почему Повести о Петре и Февронии (далее –
Повесть) нет в Великих Минеях Четиих (далее – ВМЧ) митрополита Макария,
является маловажным: хорошо известно, что замысел Владыки собрать в единый свод
все духовные творения, которые были читаемы в его время на Руси, оказался не
реализован. Митрополит Макарий (Булгаков) в «Истории Русской Церкви» приводит
примеры творений святых и даже библейских книг, не включенных в ВМЧ [13, с.
425–428]. В этом свете отсутствие в ВМЧ Повести о Петре и Февронии, казалось
бы, не представляет собой факта, требующего детального анализа. Однако, как
справедливо пишет О.В. Гладкова, «Во многих академических работах и в разделах
учебных пособий, посвященных Повести или Ермолаю-Еразму, часто упоминается факт
невключения Повести в Великие Минеи Четии митрополита Макария, который
истолковывается как несоответствие самой повести агиографическому канону и
свидетельство «неудачливости» Ермолая-Еразма» [4, c. 538].
Литература
Андроник (Трубачёв), игум. Канонизация святых в Русской православной
церкви // Православная энциклопедия. Том: Русская православная церковь / Общ.
ред. Алексий II. М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия",
2000.
Буслаев Ф.И. Песни древней Эдды о Зигурде и муромская легенда //
Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства.
СПб., 1861. Т. 1. С. 269–300.
Веселовский А.Н. Новые отношения муромской легенды о Петре и
Февронии и сага о Рагнаре Лодброке // ЖМНП. 1871. Т. 4. Отд. 2. С. 95–142.
Гладкова О.В. К вопросу об источниках и символическом подтексте
«Повести от жития Петра и Февронии» Ермолая-Еразма // Герменевтика
древнерусской литературы. Сб. 13 / Отв. ред. Д.С. Менделеева. М.: Знак,
2008.
Демкова Н.С. К интерпретации «Повести о Петре и Февронии»: «Повесть
о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма как притча // Демкова Н.С. Средневековая
русская литература: Поэтика, интерпретации, источники. СПб., 1997.
Дмитриева Р.П. Повесть о рязанском епископе Василии в ее отношении к
Повести о Петре и Февронии // Повесть о Петре и Февронии / Подготовка текстов и
исследование Р.П. Дмитриевой. Л.: Наука, 1979.
Дмитриева Р.П. Ермолай Еразм – автор Повести о Петре и Февронии //
Повесть о Петре и Февронии / Подготовка текстов и исследование Р.П. Дмитриевой.
Л.: Наука, 1979.
Дмитриева Р.П. Ермолай-Еразм // Словарь книжников и книжности
Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 1. А–К / Отв. ред. Д.С.
Лихачев. Л., 1988.
Дмитриева Р.П. Агиографическая школа митрополита Макария (на примере
некоторых житий) // Труды Отдела древнерусской литературы / Российская академия
наук. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. Д.С. Лихачев.
СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. — Т. 48.
Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники. Очерки по истории
русской общественно-политической мысли середины XVI в. М., 1958.
Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного / Отв.
ред. член-корр. АН СССР В.Т. Пашуто. М.: Наука, 1982. – 185 с. – (Из истории
нашей Родины).
Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический
источник. М., 1871.
Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История
Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского
монастыря, 1996.
Моление к царю // Повесть о Петре и Февронии / Подготовка текстов и
исследование Р.П. Дмитриевой. Л.: Наука, 1979.
Памятники старинной русской литературы / Под ред. Н. Костомарова.
Вып. 1. СПб., 1860.
Пиккио Р. Агиографическое обрамление древнерусской повести о князе
Петре Муромском и мудрой деве Февронии // Пиккио Риккардо. Slavia Orthodoxa:
Литература и язык / Отв ред. Н.Н. Запольская, В.В. Калугин; ред. М.М.
Сокольская. М. : Знак, 2003.
Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб. :
Акрополь, 1995. – 336 с.
Попов А. Библиографические материалы. VIII. Книга Еразма о святой
троице // Чтения ОИДР. – 1880. – Кн. IV.
Ржига В.Ф. Литературная деятельность Ермолая-Еразма // ЛЗАК. Т. 33.
–Л., 1926.
Руди Т.Р. О первом авторском сборнике Ермолая-Еразма из библиотеки
Соловецкого монастыря // Книжные центры Древней Руси: Книжное наследие
Соловецкого монастыря / Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) РАН; Отв. ред. О.В.
Панченко. СПб.: Наука, 2010. – 599 с.
Семячко С.А. Восточнославянская житийная литература // Православная
энциклопедия. Т. XIX: Ефесянам послание – Зверев. – М.: Церковно-научный центр
«Православная энциклопедия», 2008.
Скрипиль М.О. Повесть о Петре и Февронии Муромских в ее отношении к
рус. сказке // ТОДРЛ. – 1949. – Т. 7.
Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 1 (А–Б). М.: Издательство «Наука»,
1975.
Ужанков А.Н. Историческая поэтика древнерусской словесности. Генезис
литературных формаций: Монография. М.: Издательство Литературного института им.
А.М. Горького, 2011. – 512 с.
Фефелова Ю.Г. Повесть о Петре и Февронии в контексте традиционной
обрядовой практики // Русская агиография. Исследования, публикации, полемика. –
СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 2005. – 788 с.
Филарет. Русские святые, чтимые всею церковью или местно. [Июнь]. –
Чернигов, 1863.
Шайкин А.А. Новелла и житие (Фольклорные традиции в «Повести о Петре
и Февронии Муромских») // Шайкин А.А. Поэтика и история. На материале
памятников русской литературы XI–XVI веков. – М., 2005.
Шляпкин И. Ермолай Прегрешный, новый писатель эпохи Грозного // С.
Ф. Платонову ученики, друзья и почитатели. СПб., 1911.
Яворский Ю.А. К вопросу о лит. деятельности Ермолая-Еразма, писателя
XVI-го в. // Slavia. Praha, 1930. Roč. 9. Č. 1, Č 2.