Психология и право
2024. Том 14. № 1. С. 53–71
doi:10.17759/psylaw.2024140104
ISSN: 2222-5196 (online)
Шкала нарушенных потребностей. Остракизм (подростки, молодежь), ШНПО-ПМ
Аннотация
В работе приводятся данные стандартизации методики «Шкала нарушенных потребностей. Остракизм (подростки, молодежь), ШНПО-ПМ», представляющей собой модификацию методики «Need Threat Scale» (И. ван Бист, К.Д. Вильямс, 2006). В русскоязычной версии методика ШНПО-ПМ представлена четырьмя субшкалами: потребности в принадлежности, самоуважении, контроле и осмысленном существовании. В исследовании приняли участие 2351 человек (75,8% женского пола) в возрасте от 14 до 25 лет (средний возраст — 18,4 ± 2,59 лет). Методика ШНПО-ПМ показала хорошую внутреннюю согласованность: альфа Кронбаха = 0,83; 0,80, 0,84 и 0,84 для субшкал «Принадлежность», «Самоуважение», «Контроль» и «Осмысленное существование» соответственно; конфирматорный факторный анализ подтвердил соответствие модели с четырьмя факторами первого уровня и двумя факторами второго уровня данным (SRMR=0,046; CFI=0,99 RMSEA=0,043). Внешняя валидность подтверждена умеренными отрицательными корреляционными связями с субшкалой «Принадлежность» опросника «Диагностика мотивов аффилиации» А. Мехрабиана, со «Шкалой самооценки» М. Розенберга и результатами теста «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева. В приложении приведен текст ШНПО-ПМ с инструкцией, ключом, нормами и интерпретацией.
Общая информация
Ключевые слова: социальный остракизм, отвержение, игнорирование, исключение, валидизация , стандартизация
Рубрика издания: Методологические проблемы юридической психологии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140104
Финансирование. Исследование выполнено в рамках работ по методическому обеспечению образовательной деятельности ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» в целях сопровождения работы Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования на 2023 год.
Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования Федерацию психологов образования РФ.
Получена: 25.01.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Бойкина Е.Э., Чиркина Р.В., Чумаченко Д.В., Романова Н.М., Киселев К.А. Шкала нарушенных потребностей. Остракизм (подростки, молодежь), ШНПО-ПМ [Электронный ресурс] // Психология и право. 2024. Том 14. № 1. С. 53–71. DOI: 10.17759/psylaw.2024140104
Полный текст
Введение
Постановка проблемы
с учетом времени воздействия (К.Д. Вильямс, 2009)
- потребности в принадлежности [16];
- потребности поддерживать достаточно высокую самооценку / избегать обесценивания со стороны социума [19];
- потребности чувствовать контроль над своим социальным окружением [25];
- потребности чувствовать, что тебя признают существующим и стоящим внимания [17].
Обзор методологии исследования нарушенных в остракизме потребностей
Программа исследования
- «Диагностика мотивов аффилиации» А. Мехрабиана, шкала СП (стремление к принятию окружающими людьми) [13];
- «Шкала самооценки» М. Розенберга [5];
- «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева [8].
нормальности для всех субшкал российской версии опросника ШНПО-ПМ
Шкала |
Среднее ± стандартное отклонение |
Me [LQ; MQ] |
α-Кронбаха |
Нормальность |
|
W Шапиро—Уилка |
Уровень |
||||
Принадлежность |
2,13 ± 0,88 |
2,0 [1,4; 2,6] |
0,83 |
0,921 |
P < 0,001 |
Самоуважение |
2,38 ± 0,92 |
2,2 [1,6; 3,0] |
0,80 |
0,954 |
P < 0,001 |
Контроль |
2,07 ± 0,89 |
1,8 [1,4; 2,6] |
0,84 |
0,918 |
P < 0,001 |
Осмысленное |
2,34 ± 0,95 |
2,2 [1,6; 3,0] |
0,84 |
0,950 |
P < 0,001 |
|
Принадлежность |
Самоуважение |
Контроль |
Осмысленное существование |
Принадлежность |
- |
|
|
|
Самоуважение |
0,721*** |
- |
|
|
Контроль |
0,668*** |
0,600*** |
- |
|
Осмысленное |
0,778*** |
0,741*** |
0,675*** |
- |
Модель |
χ2 (df) |
CFI |
RMSEA[95% CI] |
SRMR |
С одним фактором |
1252 (170) |
0,984 |
0,052 [0.049; 0.055] |
0,052 |
Бифакторная |
1178 (169) |
0,983 |
0,050 [0.048; 0.053] |
0,054 |
4 фактора |
856 (164) |
0,99 |
0,042 [0,040; 0,045] |
0,045 |
С одним фактором 2-го уровня |
876 (166) |
0,989 |
0,043 [0,040; 0,045] |
0,043 |
С двумя факторами 2-го уровня |
872 (165) |
0,99 |
0,043 [0.040; 0.046] |
0,046 |
структура опросника с двумя факторами второго уровня
(номера вопросов соответствуют номерам пунктов в Приложении)
Шкала ШНПО-ПМ |
СП |
Шкала |
Локус контроля — Я |
Локус контроля — жизнь |
Цели в жизни |
Процесс жизни |
Результат жизни |
Принадлежность |
–0,401 |
|
|
|
|
|
|
Самоуважение |
|
–0,673 |
|
|
|
|
|
Контроль |
|
|
–0,594 |
–0,540 |
|
|
|
Осмысленное |
|
|
|
|
–0,580 |
–0,607 |
–0,612 |
Выводы
Приложение
модификация и стандартизация Бойкина Е.Э. и др., 2024)
№ |
Утверждение |
Оценка |
||||
1 |
Я чувствую себя единым целым с другими людьми |
Не согласен(-на) |
Редко |
Иногда |
Часто |
Полностью согласен(-на) |
2 |
Полагаю, что не вношу значимый вклад во что-либо |
Не согласен(-на) |
Редко |
Иногда |
Часто |
Полностью согласен(-на) |
3 |
У меня есть уверенность, что я влияю на ход событий в моей жизни |
Не согласен(-на) |
Редко |
Иногда |
Часто |
Полностью согласен(-на) |
4 |
Среди своего окружения я ощущаю себя лишним |
Не согласен(-на) |
Редко |
Иногда |
Часто |
Полностью согласен(-на) |
5 |
Люди прислушиваются к моему мнению |
Не согласен(-на) |
Редко |
Иногда |
Часто |
Полностью согласен(-на) |
6 |
В любой ситуации я чувствую |
Не согласен(-на) |
Редко |
Иногда |
Часто |
Полностью согласен(-на) |
7 |
Я ощущаю себя изгоем |
Не согласен(-на) |
Редко |
Иногда |
Часто |
Полностью согласен(-на) |
8 |
Я совершенно точно управляю всем в своей жизни |
Не согласен(-на) |
Редко |
Иногда |
Часто |
Полностью согласен(-на) |
9 |
Мне кажется, большинство из моего окружения невысокого обо мне мнения |
Не согласен(-на) |
Редко |
Иногда |
Часто |
Полностью согласен(-на) |
10 |
Порой, кажется, что всё зависит от чьей-то чужой воли |
Не согласен(-на) |
Редко |
Иногда |
Часто |
Полностью согласен(-на) |
11 |
Общаясь с людьми, я чувствую себя неуверенно |
Не согласен(-на) |
Редко |
Иногда |
Часто |
Полностью согласен(-на) |
12 |
Такое ощущение, что общение с людьми — не моя сильная сторона |
Не согласен(-на) |
Редко |
Иногда |
Часто |
Полностью согласен(-на) |
13 |
Думаю, что общество, в котором я живу, принимает меня |
Не согласен(-на) |
Редко |
Иногда |
Часто |
Полностью согласен(-на) |
14 |
Я контролирую свою жизнь |
Не согласен(-на) |
Редко |
Иногда |
Часто |
Полностью согласен(-на) |
15 |
Я переживаю, что люди плохо |
Не согласен(-на) |
Редко |
Иногда |
Часто |
Полностью согласен(-на) |
16 |
Мне кажется, что моё участие в жизни окружающих очень важно |
Не согласен(-на) |
Редко |
Иногда |
Часто |
Полностью согласен(-на) |
17 |
Порой я ощущаю себя невидимкой |
Не согласен(-на) |
Редко |
Иногда |
Часто |
Полностью согласен(-на) |
18 |
Временами мне кажется, что от |
Не согласен(-на) |
Редко |
Иногда |
Часто |
Полностью согласен(-на) |
19 |
Думаю, мое участие в чем-либо |
Не согласен(-на) |
Редко |
Иногда |
Часто |
Полностью согласен(-на) |
20 |
Такое ощущение, что у меня впереди еще много разных возможностей |
Не согласен(-на) |
Редко |
Иногда |
Часто |
Полностью согласен(-на) |
Субшкала |
Уровни выраженности подконструктов социального остракизма |
||
Низкий |
Средний (норма) |
Высокий |
|
Принадлежность |
От 1 до 1,4 |
От 1,5 до 2,4 |
От 2,5 до 5 |
Самоуважение |
От 1 до 1,6 |
От 1,7 до 2,8 |
От 2,9 до 5 |
Контроль |
От 1 до 1,2 |
От 1,3 до 2,4 |
От 2,5 до 5 |
Осмысленное |
От 1 до 1,4 |
От 1,5 до 2,6 |
От 2,7 до 5 |
Субшкала |
Уровни выраженности подконструктов социального остракизма |
||
Низкий |
Средний (норма) |
Высокий |
|
Принадлежность |
От 1 до 1,6 |
От 1,7 до 3 |
От 3,1 до 5 |
Самоуважение |
От 1 до 1,8 |
От 1,9 до 3,2 |
От 3,3 до 5 |
Контроль |
От 1 до 1,6 |
От 1,7 до 2,8 |
От 2,9 до 5 |
Осмысленное |
От 1 до 1,8 |
От 1,9 до 3,2 |
От 3,3 до 5 |
Литература
- Антология остракизма: Учебное пособие / Под ред. Е.Э. Бойкиной. М.: ИД «Городец», 2023. 288 с.
- Бойкина Е.Э. Роль игнорирования и социального исключения в формировании антисоциального поведения у детей. Результаты экспериментального исследования: часть 1. Методология // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, 8–10 октября 2019 года / Под ред. Коврова В.В. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. С. 29–36.
- Бойкина Е.Э., Чиркина Р.В. Социальный остракизм: современное состояние проблемы, методология и методы исследования [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 1. С. 152–170. doi:10.17759/psylaw.2020100114
- Бойкина Е.Э., Чиркина Р.В., Радчиков А.С., Морозикова И.В., Пятых Г.А., Анисимова Е.В. Шкала субъективного остракизма (подростки, молодежь), ШСО-ПМ [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 4. С. 132–149. doi:10.17759/psylaw.2023130410
- Золотарева А.А. Валидность и надежность русскоязычной версии шкалы самооценки М. Розенберга [Электронный ресурс] // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 2. С. 52– doi:10.24147/2410-6364.2020.2.52-57
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. 512 с.
- Костина Л.Н., Ульянова И.В., Костина Е.Ю. Психологические и педагогические технологии помощи несовершеннолетним, подвергаемым остракизму: Учебное пособие. М.: ИП Колупаева Е.В., 2022. 142 с.
- Осин Е.Н., Кошелева Н.В. Тест смысложизненных ориентаций: новые данные о структуре и валидности // Вопросы психологии. 2020. Том 66. № 6. С. 150–163.
- Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Том 10. № 1. С. 55–81.
- Семенова Г.В., Векилова С.А., Рудыхина О.В. Переживание социального исключения: разработка и апробация опросника [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 3. С. 97–115. doi:10.17759/sps.2022130307
- Суворова И.Ю. Разработка пробной версии опросника на определение переживания исключения из социальной системы [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 4. С. 132–146. doi:10.17759/sps.2016070409
- Твенге Дж.М. Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым и абсолютно не готовым ко взрослой жизни и что это значит для всех остальных. М.: РИПОЛ-Классик, 406 с.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Издательство Института психотерапии, 2002. 362 с.
- Чумаченко Д.В., Бойкина Е.Э., Чиркина Р.В., Романова Н.М., Киселёв К.А. ШНПО-ПМ [Электронный ресурс]: [Набор данных] // RusPsyData: Репозиторий психологических исследований и инструментов. М., 2023. URL: https://ruspsydata.mgppu.ru/items/5355e9bf-d123-4c1b-a040-ca729f31ff36 (дата обращения: 22.12.2023). doi:10.48612/MSUPE/he4e-h7rv-rhkt
- Чухланцев Ю.С., Чиркина Р.В., Куприянова Е.А. Социальный остракизм и склонность к девиантному поведению подростков [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 4. C. 22–29. doi:10.17759/bppe.2021180402
- Baumeister R.F., Leary M.R. The need to belong: Desire for interpersonal attachments as a fundamental human motivation // Psychological Bulletin. 1995. Vol. 117(3). P. 497–529.
- Baumeister R.F., Vohs K.D. The Pursuit of Meaningfulness in Life // Handbook of Positive Psychology / C.R. Snyder, S.J. Lopez (Eds.). Oxford University Press, 2002. Р. 608–618.
- Beest I. van, Williams K.D. When Inclusion Costs and Ostracism Pays, Ostracism Still Hurts // Journal of Personality and Social Psychology. 2006. Vol. 91(5). P. 918–928. doi:10.1037/0022-3514.91.5.918
- Greenberg J., Pyszczynski T., Solomon S. The causes and consequences of the need for self-esteem: A terror management theory // Public Self and Private Self / R.F. Baumeister (Ed.). New York, NY: Springer, 1986. P. 189–212. doi:10.1007/978-1-4613-9564-5_10
- Hales A.H., Dvir M., Wesselmann E.D., Kruger D.J., Finkenauer C. Cell phone-induced ostracism threatens fundamental needs // The Journal of Social Psychology. 2018. Vol. 158(4). P. 460–473. doi:10.1080/00224545.2018.143 9877
- Hawes D.J., Zadro L., Fink E., Richardson R., O’Moore K., Griffiths B., Dadds M.R., Williams K.D. The effects of peer ostracism on children’s cognitive processes // European Journal of Developmental Psychology. 2012. Vol. 9(5). P. 599–613. doi:10.1080/17405629.2011.638815
- Langer E.J., Rodin J. The effects of choice and enhanced personal responsibility for the aged // Journal of Personality and Social Psychology. 1976. Vol. 34(2). P. 191–198. doi:10.1037/0022-3514.34.2.191
- Leary M.R., Haupt A.L., Strausser K.S., Chokel J.T. Calibrating the sociometer: The relationship between interpersonal appraisals and state self-esteem // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. Vol. 74(5). P. 1290–1299. doi:10.1037/0022-3514.74.5.1290
- Nezlek J.B., Wesselmann E.D., Wheeler L., Williams K.D. Ostracism in Everyday Life: The Effects of Ostracism on Those Who Ostracize // The Journal of Social Psychology. 2015. Vol. 155(5). P. 432–451. doi:10.1080/00224545.2015.1062351
- Peterson C., Maier S.F., Seligman M.E.P. Learned helplessness: A theory for the age of personal control. New York: Oxford University Press, 1993. 378 p.
- Skinner E.A. A guide to constructs of control // Journal of Personality and Social Psychology. 1996. Vol. 71(3). P. 549–570. doi:10.1037/0022-3514.71.3.549
- Wesselmann E.D., Williams K.D., Hales A.H. Vicarious ostracism // Frontiers in Human Neuroscience. 2013. Vol. 7. doi:10.3389/fnhum.2013.00153
- Williams K.D. Ostracism // The Annual Review of Psychology. 2007. Vol. 58(1). P. 425–452. doi:10.1146/annurev.psych.58.110405.085641
- Williams K.D. Ostracism: a temporal need-threat model // Advances in Experimental Social Psychology. 2009. Vol. 41. P. 275–314. doi:10.1016/S0065-2601(08)00406-1
- Zadro L., Williams K.D., Richardson R. Riding the ‘O’ Train: Comparing the Effects of Ostracism and Verbal Dispute on Targets and Sources // Group Processes & Intergroup Relations. 2005. Vol. 8(2). P. 125–143. doi:10.1177/1368430205051062
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 433
В прошлом месяце: 65
В текущем месяце: 19
Скачиваний
Всего: 155
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 7