Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
![]() Консультативная психология и психотерапия Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2075-3470 ISSN (online): 2311-9446 DOI: https://doi.org/10.17759/cpp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1992 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Консультативная психология и психотерапия Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники 6422Копьев А.Ф. АннотацияВ статье рассматривается проблема поиска рациональных основ отечественной практики психологического консультирования, в связи с чем особое значение придается специальному клиническому изучению тех психологических типов и душевных состояний, с которыми имеет дело консультант. Отталкиваясь от методологических идей М.М.Бахтина, автор обосновывает диалогический подход к пониманию консультативного процесса и описывает три типа состояний клиентов, отличающихся нежеланием-невозможностью вступления в диалог. Рубрика: Методология, теория, исследования Фрагмент статьи
Становление отечественной практической психологии и ее обособление от психологии научной – «сциентистской» – происходит фактически на наших глазах, и вполне очевидно, что традиционная научная психология не является концептуальной основой для консультативной практики. Однако попытки последней развиваться самостоятельно, вне связи со «сциентизмом» научной психологии, нередко проходят по двум взаимосвязанным и равно непродуктивным линиям. Имеет место либо «бунт против разума» с последующим отказом от научного мышления и научных критериев в консультативной работе, либо конформистская адаптация, симулирующая научный поиск с помощью традиционных научных методов, неадекватных природе исследуемого процесса. Итогом такого положения становится ослабление рациональных начал в психологическом консультировании вплоть до утраты каких-либо общих понятий и критериев. Вполне понятно, что консультативная психология - одна из областей психологической практики - должна строиться на опытных основаниях, как клиническая дисциплина. Но это требует, во-первых, соответствующей установки мышления, сформированной профессиональным воспитанием (подобно тому, как это имеет место у врачей), во-вторых, наличия этого опыта у конкретных специалистов и, в-третьих, особых интеллектуальных средств систематизации и трансляции данного опыта. Разумеется, упомянутый выше "научный нигилизм" не способствует созданию системы профессиональной преемственности, и выработке необходимого для этой преемственности общего языка. Статьи по теме
|
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|