Сердце и ум

902

Общая информация

Рубрика издания: Психология веры, христианская психология и психотерапия

Для цитаты: Сердце и ум // Консультативная психология и психотерапия. 1992. Том 1. № 1.

Фрагмент статьи

Мы говорили уже, что в богословском горизонте антропологические позиции православной мистики и аскетики нашли свое выражение в трудах св. Григория Паламы. Главное место тут занимают, безусловно, его "Триады в защиту священнобезмолвствующих", созданные еще в начальный период знаменитой полемики с Варлаамом (1338-1341гг.). Вопреки своему полемическому происхождению и назначению, "Триады" содержат в себе, по существу, цельное и очень отчетливое изложение позиций православного богословия почти по всем важнейшим вероучительным разделам. Ни одно из остальных сочинений св. Григория не имеет такой полноты охвата ключевых тем, такой глобальности и размаха богословской мысли, и можно полностью присоединиться к данной прот. И.Мейендорфом оценке "Триад" как "существеннейшего труда жизни" Паламы. Мы находим здесь и учение о Боге, и учение об ангельском мире, и учение о человеке. При этом начальными, исходными темами для Паламы служат темы о человеке - о характере подвижнических трудов, о значении мирской мудрости и др. - тогда как тема о Боге выступает как высшая и последняя, завершающая собой все здание его богословского рассуждения[1]. Такая последовательность отвечает тому, что полемика Паламы с Варлаамом начиналась с вопросов о молитвенной практике афонских исихастов и о значении входивших в нее элементов психосоматической техники (особая регуляция дыхания, определенное положение тела во время молитвы и под.). Однако можно видеть тут проявление и более глубоких причин. Как часто отмечалось, главнейшим побудительным импульсом и стимулом всего богословского творчества Паламы было выражение живого духовного опыта православного подвижничества. Но этот опыт всегда был организован именно так: его начальными ступенями служил опыт о человеке - опыт духовно-душевного очищения, познания тварной природы и исцеления ее от страстей, сил хаоса и разлада; высшую же ступень составляло богообщение - одновременно и созерцание Бога и соединение с Ним. И не подобно ли этому движется мысль Паламы в "Триадах", восходя от богословия о человеке к богословию о Боге, как восходит подвижник от "внешней" аскезы к "внутренней", от овладения собственной природой к соединению с Богом? Итак, мы можем полагать, что в своем раскрытии подвижнического опыта св. Григорий Палама следует естественному строению этого опыта.



[1] Сочинение Паламы состоит из трех Триад, каждая же из них - из трех трактатов. Антропологическим темам посвящены два первых трактата и в Первой, и во Второй Триаде (эти Триады наделены параллельной структурой), учению же о Боге - заключительные трактаты данных Триад и вся последняя, Третья Триада.

Метрики

Просмотров

Всего: 1119
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 902
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4