Работа со сновидящим телом (Окончание)

1800

Общая информация

Рубрика издания: Мастерская и методы

Для цитаты: Минделл А. Работа со сновидящим телом (Окончание) // Консультативная психология и психотерапия. 1993. Том 2. № 4.

Полный текст

РАБОТА СО СНОВИДЯЩИМ ТЕЛОМ*

АРНОЛЬД МИНДЕЛЛ

Самостоятельная работа со сновидящим телом

Еще одна особенность работы со сновидящим телом состоит в том, что ее можно проводить самостоятельно, наедине с собой. Очень важно попробовать поработать с собой без помощи терапевта. Ведь большинство из них склонны впихивать нас в свои теоретические схемы. Однако в силу ряда причин работа наедине с собой является весьма непростым занятием. Во-первых, она требует довольно строгой внутренней дисциплины и сосредоточенности. Во-вторых, если вы работаете с хорошим терапевтом, то его наблюдательность повышает степень вашего сознавания, когда же вы в одиночестве, ваша открытость новым, неожиданным сигналам будет полностью зависеть от вашей любознательности. Однажды во время учебного семинара я попытался подсчитать количество возможных (чисто соматических) сигналов, которые должен распознавать опытный терапевт. У меня получилось что-то около четырехсот различимых симптомов, сигналов и процессов. Среднему студенту, специализирующемуся на работе со сновидящим телом, требуется около четырех лет, чтобы научиться замечать по крайней мере три сотни таких феноменов и эффективно работать с ними. Кроме того, поскольку внутренняя работа способна стать весьма увлекательным занятием, она может выступить и в качестве средства избегания боли от столкновения с реальными внешними проблемами. Однако если вы совсем одиноки в этой жизни, если вы уже пробовали реалистически прорабатывать свои проблемы во взаимодействии с внешним миром, если вы изолированы (например, в больнице или дома) от людей, которые могли бы помочь вам, тогда у вас не остается другой альтернативы, как войти, с чьей-то помощью или без таковой, в мир собственного тела. Работа над собой поможет вам крепко встать на ноги, найти свой центр, установить глубокий контакт с вашим телом. Это будет и намного продуктивнее, чем выслушивать мнения о вашем внутреннем мире какого-нибудь профессионала, который не сумел вникнуть в суть ваших переживаний.

Самостоятельная работа со сновидящим телом - предмет еще мало исследованный. Хорошо известен интровертированный по своей сути метод активного воображения, разработанный Юнгом, оперирующий, в большей или меньшей степени, визуальными феноменами, вроде сновидений, либо слуховыми явлениями, такими как внутренний диалог. Под активным воображением Юнг подразумевал следование визуальному процессу или внутреннему диалогу: делая рисунки или записи, а затем вступая во взаимодействие с этими видениями и голосами, говоря от их имени, задавая им вопросы и т.п. Работа со сновидящим телом заимствует у Юнга философию активного воображения, а именно его связь с процессом индивида, и расширяет ее, привнося понятие многоканальности. Теперь такого рода работа становится более целостной, благодаря использованию кинестетического и проприоцептивного каналов. Очевидно, что эти телесные каналы приобретают особое значение, когда вы больны. Если вы попытаетесь визуализировать что-то, когда нездоровы или охвачены проприоцептивными ощущениями, ваш визуальный канал не подключится к вашему процессу и суть ваших проблем не будет затронута.

Фаза 1. СамоисслеДование

Работа со сновидящим телом по существу состоит в том, чтобы осознать сигнал и определить канал, в котором он находится, а затем усиливать этот сигнал до тех пор, пока не начнется процесс. Таким образом, если вы испытываете физический недуг, ваше сновидящее тело действует в проприоцептивном канале и очевидно, что вам захочется сосредоточить вашу работу над собой именно в этом канале.

Первый шаг заключается в том, чтобы прочувствовать свой симптом. Целенаправленно сосредоточьтесь на своем ощущении недомогания. Неважно, что вы под этим понимаете. На время забудьте о том, что вы Думаете о происходящем с вами, и направьте внимание на ваше субъективное переживание болезни. Почувствуйте ее и начните ее исследовать, как если бы вы были ученым, изучающим природу неизвестного феномена человеческой жизни. При этом весьма полезно проникнуться духом «невежества». Этим вы освободите себя от привычных, общеизвестных представлений о теле и, отправляясь в неизведанный путь, уподобитесь Христофору Колумбу.

Если у вас, к примеру, озноб, тщательно исследуйте все связанные с ним болезненные ощущения так, как если бы вы не испытывали их прежде. Обратите внимание, где возникает озноб. Не связан ли он с

областью таза? Начинается ли он в спине, или его источник находится вообще вне вашего тела? Не довольствуйтесь общими терминами, такими как тошнота, сердцебиение, мигрень, артрит, лихорадка, множественный склероз, экзема, желудочные рези, давление и т.д. Это всего лишь абстракции. Желательно, чтобы вы, исследуя свой симптом, были при этом как можно более точными, терпеливыми и конкретными. Этот исследовательский этап весьма важен, так как здесь вы оставляете свои медицинские знания, которые позволяют объяснить вещи, но не пережить их. Вникните в особенности различных напряжений в вашем теле, выясните, меняется ли их характер со временем, прочувствуйте их. Можно даже красками разметить их на своей коже, сфотографировать этот узор и в дальнейшем использовать для медитации. Понаблюдайте за колебаниями температуры своего тела. Имеет ли ваша боль какую-то конфигурацию? Как она распространяется? Изучая свою боль, постарайтесь не двигаться. Просто лежите и чувствуйте ее.

Фаза 2. Амплификация (Усиление)

Большинство пациентов, испытывая сильную боль, начинают двигаться, чтобы отвлечься от этого ощущения. Если это в ваших силах, постарайтесь не двигаться и усилить боль. Максимально сконцентрируйтесь на болевых ощущениях. Слегка напрягите мышцы, почувствуйте пульсацию в голове, зуд в коже. Не расчесывайте тело! Не делайте ничего, что могло бы ослабить ваш дискомфорт, наоборот, замрите и ощущайте себя. Испытывать боль таким образом - все равно что иметь дело с редким, невиданным животным. Ваша цель - внимательно и отстраненно наблюдать происходящее, не впадая в искушение объяснить боль или избежать ее. Если вам трудно усилить телесный симптом, то это может означать, что вам не удалось его прочувствовать в полной мере. Один из способов более полного исследования симптома заключатся в том, чтобы описать его другому человеку. Объясните ему, как он сам может создать подобную боль, или как можно образнее расскажите ему о том, что происходит внутри вашего тела.

Фаза 3. Переключение каналов

Если вам удалось выполнить все основные требования для исследования сновидящего тела, то третья стадия работы наступает сама по себе. Если вы выдержите достаточное время фазу амплификации, происходит удивительная вещь. Через некоторое время вы достигаете абсолютного предела того, что вы можете вынести, того, что вы можете пережить, и тогда происходит переключение каналов. Это означает, что с переживания своей боли вы переключились на нечто иное. Вас внезапно выносит из мира ощущений, и, прежде чем вы поймете, что произошло, вы начинаете видеть, слышать или двигаться. Конечно, возможно, что ваша проприоцепция при этом не изменится. Я наблюдал множество подобных случаев, когда функция симптома состоит в том, чтобы подвести человека к сознаванию своего тела и просто дать ему почувствовать, что он живой организм. Но, когда на самом деле произойдет переключение каналов, вас поразит то, как незаметно и быстро они меняются. На самом деле многие люди в этот момент полагают, что они просто ослабили сосредоточенность. Действительно, минуту назад они концентрировали сознание на своей боли, а сейчас они уже думают о своем соседе или воспроизводят мелодию, слышанную на днях. Конечно, если есть желание, вы можете вернуться к своей боли, но я бы на вашем месте попытался понять, что процесс переключился с проприоцептивного канала на слуховые или визуальные ощущения. Ваша задача теперь сводится к тому, чтобы быть расторопным и беспристрастным наблюдателем. Оставайтесь с этими переменами, подмечая, как сновидящее тело меняет свою форму. Теперь ваша задача - усилить процесс сновидящего тела в этом новом канале, точно так, как вы усиливали свою проприоцепцию. Вы сможете увидеть многое: лезвие ножа в эпицентре вашей боли, пламя в своей воспаленной гортани, стальной зажим в желудке, камень на своей спине, барабанщика в голове, бомбу в вашей опухоли и многое другое. Вы можете услышать голоса и продолжительные разговоры, шум битвы или музыку. Может быть, вы начнете двигаться и потом захотите продолжить это движение. Если у вас есть некоторая подготовка в области юнгианской психологии, то она подскажет вам, что можно делать с образами. Если вы знакомы с гештальттерапией, это поможет вам работать с голосами. Занятия танцами или йогой окажутся весьма полезными, когда дело касается движения. Повторяясь, замечу: то, как вы производите усиление в визуальном, слуховом или кинестетическом канале, зависит от вашего образования и подготовки в области психологии. Быть может, вас заинтересует обзор случаев, который я привожу в этой книге, и вы захотите скомбинировать те методы, которые я использовал для усиления процессов в различных каналах. Главное, мне бы хотелось, чтобы вы поняли одну важную вещь. Что бы вы ни делали со своими видениями, внутренним голосам или движениями, теперь (после переключения с проприоцептивного канала) у вас появляется вторая точка зрения, будь то картина, звук или движение, отражающая телесный симптом, который до этого вы только могли ощущать. Теперь вам доступен перевод на другой язык того, что делает ваше тело. Переключение канала является особым способом, при помощи которого ваше сновидящее тело пытается поведать вам о своей природе.

Теперь, если вы уподобитесь юноше из сказки «Дух в бутылке», вы сможете поговорить со своим давлением, визуализированным в виде духа- призрака. Тот парень поступал весьма мудро, взаимодействуя с агрессией своего сновидящего тела: с одной стороны, он не выпускал ее бездумно наружу, а с другой - не позволял ей просто оставаться внутри. Если вы относитесь к тем людям, которые внимательны к своим сновидениям, вы заметите, что все, что вы видите, слышите и делаете в результате усиления своих телесных сигналов, отражается в ваших снах. Теперь вы можете ре­

шить, как работать со своими телесными проблемами. Вы можете рассматривать их в свете своих сновидений, развивая сновидческую фантазию, сочинить историю про них, связать их с какими-то образами, поговорить с ними, разыграть с ними сцену или сделать все, что вам понравится.

Когда ваш процесс переключил каналы, продолжайте следовать тому, что происходит, с той же тщательностью и открытостью. Если вы представляете себе какую-то сцену, проникните внутрь ситуации и изучите все персонажи, присутствующие в вашем воображении. Если вы слышите голос, попытайтесь определить, принадлежит он мужчине или женщине, старику или юноше, ответьте ему, задайте ему допрос. Если ваше тело вдруг начинает спонтанно двигаться, следуйте за ним. Очень- очень медленно и осторожно следуйте за этим движением, сидите спокойно, ограничьте движения ног, наблюдайте, как ваши мышцы связаны с движением. Не торопитесь. Если вы достаточно терпеливы, работа со сновидящим телом войдет в вашу жизнь и вы просто-напросто осознаете все, что вы делаете, видите, слышите и чувствуете. В этом, собственно, и состоит суть дела. Трудно предугадать, куда приведет вас ваше сновидящее тело. Может быть, к здоровью, может - к более глубоким чувствам или, как знать, - к внезапному внутреннему прозрению.

Фаза 4. Завершение работы

Вы сами почувствуете момент, когда работа завершена. Либо вы просто почувствуете себя лучше, либо вы получите некоторое понимание своих симптомов и будете способны связать внутренний или внешний конфликт со своим симптомом. Ваша телесная проблема может обратиться желанием потанцевать, выговориться или начать писать. В любом случае смена канала дает вам возможность работы в другой форме, указывает другой путь переживания и понимания процесса вашего сновидящего тела.

У некоторых людей процесс идет несколько дальше; он движется от болезни к исцелению и далее - к пониманию. Последнее - не для всех. Большинство людей останавливаются, почувствовав себя лучше. Но, может быть, после окончания работы вы спросите себя: «Как моя работа связана с моими сновидениями? В чем ее значение для моей жизни и для моих личных проблем?»

Недавно ко мне обратилась женщина с сильной простудой. Грипп отнимал у нее все силы. Ее глаза были полуприкрыты, и я понял, что в таком интровертированном состоянии она представляет идеальный объект для самостоятельной работы, где я буду лишь свидетелем. Она закрыла глаза, легла на пол, укрывшись одеялом, и сосредоточилась на усиливающемся сердцебиении. Через некоторое время к ней пришло ощущение, будто она куда-то проваливается. Это ощущение визуализировалось в картину - ей представилось, что она падает. Вдруг

она вспомнила сновидение прошедшей ночи. Это был сон о деревьях, пораженных какой-то болезнью. Она почувствовала себя гораздо лучше. Три четверти часа спустя она поднялась и начала говорить. Ей захотелось выяснить, как связаны ее недомогание, сновидение и конфликты этого мира.

Эту последнюю часть работы мы проводили вместе. Ее деревья, то есть ее вегетативный процесс, были больны, поскольку в своей жизни она была погружена в бесконечную суету. Ей требовалось умерить свои амбиции, упасть и стать спокойным деревом. Ей нужно было стать спокойным деревом как в семейных ссорах, так и в профессиональной деятельности. Если она не делает этого сознательно, ее тело простужается и таким образом само утихомиривает ее.

Великие Демоны

По тому, как ваши чувства, голоса, видения и движения изменили ваши симптомы, вы поймете, что работа со сновидящим телом затронула ваше физическое тело. Если вы разовьете в себе строгое, медитативное сосредоточение и поймете, как усиливать и сопровождать характерную перемену каналов, ваше ощущение тела изменится и будет оставаться в этом состоянии настолько долго, насколько вы способны завершить и прожить то, что подсказывают фантазии вашего сновидящего тела.

Тем не менее я хочу предостеречь вас от трех демонов, которые снова и снова будут пытаться нарушить ход вашей работы и свести успех к минимуму. Первый демон прикидывается вашим домашним аптекарем. Он выпрыгивает мгновенно и мешает вам с самого начала. Соблазн облегчить свои страдания при помощи аспирина или другого лекарства блокирует любую попытку вашего сновидящего тела развить процесс вашего внутреннего сознавания.

Второй демон - это нетерпеливость. Он стремится ослабить вашу дисциплину и нарушить сосредоточенность, нашептывая вам, что вы потеряли нить своих действий. Нетерпеливость подразумевает ориентацию на результат, и вам не терпится попасть хоть куда-нибудь, вы теряете способность следовать запутанным путем процесса сновидящего тела, который бесконечно петляет, переключаясь с одного канала на другой.

Третий демон - это ваша смерть. На самом деле смерть может быть и союзником, но для большинства из нас она представляет проблему. Она шепчет вам на ухо, что вы смертельно больны. Она пытается убедить вас, что если следующая остановка на вашем пути не будет называться «Здоровье», вам конец. Смерть дурачит вас, заставляя желать лишь исцеления и не позволяя достичь нелегкого сосредоточения на боли или понять, что то, что называется патологическим симптомом, - это лишь непознанное сновидение, жаждущее реализации. Смерть говорит: «Если ты немедленно не исцелишься, ты пропал».

Мой опыт убеждает меня в том, что не существует простых и универсальных способов, при помощи которых можно мгновенно обрести дисциплину или избежать боли. Нет такой программы исцеления или личностного роста, которая удовлетворяла бы всех, и слава Богу. Никто не в силах предсказать, что произойдет с вами, когда вы выберете путь дисциплины, сосредоточения и усиления процесса вашего сновидящего тела. Работа со сновидящим телом поворачивает вас лицом к собственной индивидуальности, вашему мудрому «сновидящему гуру», который научит вас всему, что вам следует знать. Если вы нашли в себе мужество отказаться от привычных стереотипов мышления, если вы ощущаете в себе неразгаданную тайну, если вы смиренны, открыты и решительны, ваше сновидящее тело может научить вас тому, что биологическая жизнь - это, помимо прочего, еще и неизъяснимое чудо.

Стенограмма работы со сновидящим телом

Мне хотелось бы, чтобы читатель смог более конкретно представить себе, что происходит во время сеанса индивидуальной процессуальной работы. Конечно, не существует такой вещи, как типичная работа со сновидящим телом, потому что ее ход почти полностью определяется индивидуальными особенностями терапевта и клиента. И все же подробности конкретного случая способны многое прояснить. Я выбрал стенограмму, сделанную с одной из пленок, записанной во время учебного семинара. Я выбрал ее потому, что в этой работе я намеренно ставил перед собой задачи демонстрации и объяснения в отличие от сеансов в рамках частной практики, где такие задачи обычно не ставятся. Кроме того, эта стенограмма имеет то преимущество, что у участницы семинара, о которой пойдет речь, ярко выражена вербально-слуховая функция. Так, она охотно описывает многие из своих чувств, видений, голосов и движений, в отличие от людей проприоцептивного, кинестетического или визуального типа, которые переполнены чувствами, которые изощрены в своих движениях и фантазиях, но не проявляют ни малейшего интереса к вербализации этих переживаний.

Ли, как зовут эту участницу семинара, хотела поработать над собой потому, что, по ее словам, она пыталась лучше понять свое тело и тем самым достичь независимости от медиков-профессионалов, которые не сумели помочь ей разрешить ее соматические проблемы. Ли около 35 лет. Это привлекательная, эффектная женщина. Она атлетично сложена. Она экономна в движениях, речь же ее мягка и внятна. На момент записи беседы она была беременна в четвертый раз и готовилась к четвертому аборту. Несколькими месяцами раньше она попала в дорожную аварию, чуть не закончившуюся трагически. Кроме того, с недавних пор она страдала тем, что называла «физическим коллапсом», симптомом, характеризующимся сильными спазмами, которые затрудняли дыхание; она чувствовала себя совершенно изможденной и не находила в себе сил справляться со своими обычными обязанностями. Она неоднократно

обращалась за помощью к различным медицинским специалистам, включая даже оккультных целителей, но никто из них не смог ей помочь.

Наш сеанс проходил примерно в течение часа.

После работы мы сделали перерыв, а потом собрались снова, чтобы обсудить сеанс. Во время перерыва. Ли вызвалась рассказать мне свой недавний сон. В этом сновидении она гостила в доме своей подруги, по ее словам, «личности чрезвычайно пассивной, которая совершенно не может за себя постоять». В ее сновидении они обе спали на большой двуспальной кровати, и подруга Ли все время наваливалась на нее, так что той приходилось ее отпихивать. Это сновидение точно отражало ход нашей процессуальной работы. Во время сеанса мы добрались до края Ли и тем самым автоматически стали работать над ее сновидением.

В случае Ли кинестезия является слабым каналом. Тут она подчиняется воле бессознательного. Переживания, имеющие место в слабом канале, кажутся непонятными и опасными. Они испытываются как нечто, действующее совершенно автономно и не поддающееся контролю. Например, в сновидении Ли подруга наваливается на нее. Ранее она говорила, что с ней случился «физический коллапс», а описывая аварию, утверждала, что ее «бросило вперед». Ее эго не организует активно события, а только переживает или реагирует на происходящее. «Коллапс» и бросать» - это кинестетические глаголы, обозначающие движение. Если бы у Ли слабым был слуховой канал, она бы слышала голоса. Если бы проприоцепция была недостаточно развита, ее беспокоили бы странные ощущения. При слабо развитой способности к визуализации ее одолевали бы образы сновидений или какие-то видения. Движения тела, так же как и употребляемые глаголы, указывают нам на слабость того или иного канала. О плохом слухе часто говорит поворот левого или правого уха в сторону собеседника, о слабом зрении - прищуривание, о неразвитой проприоцепции - хронические боли. В случае Ли невыразительность ее поведения говорит о слабой кинестетике.

Мы достигаем «края» слабого канала, когда говорим: «Я не могу». Такое заявление указывает на то, что мы могли бы сделать и что будем в силах сделать в ближайшее время. Если Ли говорит: «Я не могу отталкивать людей», тогда в своих сновидениях она будет отодвигать от себя что-то, расчищая собственное жизненное пространство, становясь более определенной в межличностных отношениях, устанавливая в них приемлемую для нее дистанцию. Обнаруживая «край» в слабом канале, процессуально ориентированная работа со сновидящим телом имеет дело со сновидениями, даже если сами сновидения могут и не упоминаться в ходе сеанса. В случае Ли мы работали с проблемой отталкивания, не имея ни малейшего понятия, что ей приснилось накануне. Процессы словно кружатся вокруг границы личности, края сновидений. Я часто прошу своих клиентов рассказать о своих снах (если они не делают это непроизвольно), чтобы проверить свою работу и быть уверенным, что я действительно следую их процессу. Сновидения в форме зрительных образов наглядно демонстрируют конфигурации процессов, которые пытаются произойти, придавая целостность и связанность всей работе со сновидящим телом. Работа с Ли показывает, как ее сновидящее тело проявляет себя физически. Оно сковывает ее реальное тело изнутри; прерывает ее дыхание с помощью спазмов в груди, когда она становится излишне мягкой; оно скручивает желудок спазмами и душит, демонстрируя свое присутствие и силу. Оно толкает ее вперед навстречу несчастным случаям тогда, когда она сама хочет остаться не при чем. В своем сознании Ли программирует себя на то, чтобы быть обыкновенной женщиной, пассивной и мягкой, которая испускает монотонные, миролюбивые вербальные сигналы. Таким образом, ее реальное тело рассогласовано с ее сновидящим телом, проявляющим себя только в форме вторичных процессов. Реальное тело Ли действует как механический аппарат, в который вдохнули жизнь, и в то же время его мучит неизвестный дух.

Для Ли индивидуация означает конгруэнтность со своим сновидящим телом. Она должна прочувствовать, как она создает у себя спазмы, стать более сильной, активной и определенной. Конгруэнтность требует мужества для того, чтобы переступить через край, который она сама определила для себя во взаимоотношениях с другими, и подвергнуть сомнению некоторые из базисных установок своего сознания. Все это, во- первых, предполагает, что следует прочувствовать симптомы по мере того, как они проявляются в проприоцептивной форме, а затем отпустить их, разрешить им самим себя выразить и (особенно это касается случая Ли) не гадать и не теоретизировать по поводу их значения прежде времени.

Чем дальше мы раздвигаем свои интеллектуальные и физические границы, тем менее драматичной становится взаимосвязь сновидящего тела и реальности. В тех областях, где человек уже преодолел свои «края» и действует спонтанно, он живет своим сновидящим телом, почти не осознавая этого. Тем не менее у каждого человека существует большое количество «краев», определяющих границы возможных для него действий. Эти ограничения представляют собой явления того же рода, что и бессознательные телесные симптомы, сновидения и проблемы во взаимоотношениях. С точки зрения сновидящего тела, чем больше проблем у человека, тем сильнее мотивация для его индивидуации.

У края смерти

Когда человек оказывается перед лицом смерти, степень сознавания его сновидящего тела неизмеримо возрастает. Угроза потери нашего реального тела заставляет дух сновидящего тела выражать себя более мощно, чем в обычных условиях. Нередко страх смерти проистекает из того, что большинство людей совершенно не осознают свое сновидящее тело и начинают считаться с ним, лишь когда их к этому принуждают обстоятельства. Так, умирающих людей мучит неизвестность того, что случится в момент смерти. Большинство из них охвачены тревогой. Причина их паники кроется в том, что на протяжении всей своей жизни они идентифицировали себя исключительно со своим реальным телом и никогда не переживали свою встречу с болезнью или духом как проявлением сновидящего тела. Здесь мне вспоминается сказка братьев Гримм, в которой к одному из персонажей приходит Смерть. Тот спрашивает ее, зачем она явилась так внезапно. Смерть же впадает в гнев и отвечает: «Глупец! Я приходила к тебе каждую ночь, когда ты засыпал, и каждый раз, когда тобой овладевал недуг. Я всегда была поблизости, просто ты меня не замечал».

Мой опыт работы с умирающими позволил мне открыть один важный и поучительный феномен, происходящий на пороге смерти. Незадолго до наступления смерти люди порой чувствуют, что они выздоровели и у них опять все в порядке. Они пытаются встать с постели, покинуть больницу и выйти на улицу. К некоторым из них приходят сновидения, после которых они чувствуют себя исцеленными. Одна женщина за день до своей смерти рассказывала мне, что она чувствует себя так хорошо, что хочет уйти из больницы и пойти в магазин, чтобы выбрать себе новое платье. Один мужчина незадолго перед смертью поведал мне, что хотел бы грядущей зимой отправиться в горы, чтобы покататься на своих любимых горных лыжах.

Другой мужчина рассказывал мне, что умирание - странная вещь: ты хочешь встать с кровати, чтобы зашнуровать ботинки, а шнурки распадаются на атомы. Когда эти умирающие люди пытаются следовать за своими внутренними чувствами и видениями, все это обычно заканчивается тем, что они без сил валятся на пол. Очевидно, что у умирающего продолжают функционировать зрение, слух и чувства. Фактически они продолжают испытывать проприоцептивные ощущения, хотя их тело весьма слабо связано с телом реальным. В отличие от нормального, здорового человека, чье сновидящее тело генерирует спазмы, боли и жизненные импульсы, которые можно связать с реальными механизмами, у умирающего внутренние чувства, спазмы и непроизвольные движения не привязаны к реальным механизмам. На пороге смерти сновидящее тело являет себя людям в форме просветления или ясновидения. Люди чувствуют, что могут перемещаться в отдаленные места, и часто действительно видят, слышат и чувствуют происходящее там, хотя их реальные тела прикованы к постели. Их сновидящее тело теперь почти свободно, ему подвластно невозможное, потому что их проприоцепция больше не связана с напряжением, болью и агонией их физического тела.

Большую часть своей жизни мы идентифицируем себя с нашим реальным телом, которому досаждает тело сновидящее. Оно пронзает нас болью, создает невероятные сны, вынуждает нас галлюцинировать и слышать голоса. Оно проявляется в проекциях, проблемах во взаимоотношениях и парапсихологических феноменах, которые страшат нас не хуже снов. Однако и перед лицом смерти мы все еще убеждены в том, что находимся в реальном теле, хотя на самом деле мы уже представляем собой сновидящее тело. Теперь для умирающего бессознательными являются уже не сны тела; само его реальное тело, связанное со сновидящим телом, становится неосознаваемым! Умирающий, пытающийся встать с постели, находится в своем сновидящем теле и не понимает, что его реальное тело уже не в силах делать то, что ему нужно. Он хочет продолжать планировать будущее - покататься на горных лыжах, выписаться из больницы и т.д. Он совершенно обескуражен, обнаруживая, что он не может этого сделать. Его новая форма бессознательного - это реальный мир, а не мир снов.

Наблюдая за этим процессом извне, мы склонны будем заключить, что сновидящее тело трансцендирует тело реальное. Похоже, что природа нашего зрения, слуха и наших чувств имеет трансцендентальный характер и обусловлена существованием вечного тела. Очевидно, что и восприятие, и каналы имеют вселенскую природу, это не механизмы, к которым мы подсоединены. Моя способность водить рукой во время письма; моя способность видеть, когда я читаю книгу; мое ощущение горячего солнца на спине и дар слышать, как море накатывает на берег - все это способности моего сновидящего тела. В течение моей жизни эти способности развиваются с помощью реального тела, наделенного глазами, ушами и руками. Но реальное тело - это только игровая площадка для сновидящего тела. Реальное тело ограничивает нас, но в то же время и учит нас ходить. И в будущем настанет день, когда мы будем готовы ходить самостоятельно и покинем свою детскую площадку, свое реальное тело. Смерть научит нас двигаться без помощи ног и видеть без помощи глаз. Мы отбрасываем реальное тело как костыль и рождаемся, так сказать, для восприятия в смерти.

Но смерть - это не только космический опыт восприятия. Она может нести с собой и глубокое страдание, и истощение всех сил. Если вы не осознаете свою способность воспринимать, то есть не осознаете, что вы сами - сновидящее тело, если вы оставляете свою целостную личность за пределами сознания, тогда и перед лицом смерти вы будете в том же смятении, что и при жизни. Без осознания своей целостной личности вы представляете себя либо как реальное тело, либо (уже на смертном одре) как сновидящее тело, вместо того чтобы понять, что вы сами, в основе своей чистое сознание (pure awareness), которое лишь иногда и на короткие периоды времени можно идентифицировать с реальным телом. Без этого понимания процесс умирания уподобляется кораблекрушению, когда на борту нет ни одной спасательной шлюпки. Многие люди воспринимают этот процесс как наводнение, которое на своем пути сметает то, что они считали твердой почвой. Людей охватывает страх смерти, им кажется, что они сходят с ума, они боятся утонуть в парапсихологических галлюцинациях и внетелесных ощущениях, которые возникают перед концом.

Я работал с людьми, которые еще при жизни осознали, что они реальные личности, движимые духом. Умирая, они ощущают себя духами, входящими в реальное тело и выходящими из него. Таким людям удалось в течение своей жизни развить способность чувствовать свое сновидящее тело. Им было по силам оставить насиженные места и отправиться в путь, когда они слышали зов сновидящего тела и следовали ему, даже если он вызывал непонимание или неодобрение со стороны окружающих. В процессе умирания они также оставались со своим сновидящим телом, понимая, что какая-то их часть все еще остается здесь, на земле. Так, они вошли в эту «обычную» реальность, а затем покинули ее, как им было положено, не испытывая при этом особых мук по поводу этого жестокого разделения.

Работа со сновидящим телом заключается не только в том, чтобы следовать за снами тела в течение жизни, но и в том, чтобы следовать за той реальностью, которая обрушивается на сновидящее тело в процессе умирания. Несколько интересных гипотез вытекает из факта признания того, что сновидящее тело по своей сути - это система восприятия и что сознание подразумевает осознание нашей способности к восприятию. Вытекает ли из этого, что сознание определяет нашу способность оставаться в контакте с этим миром в процессе умирания? Следует ли из преданий о бессмертии, что наши великие учителя все еще находятся среди нас? Возможна ли на земле божественная свобода? Почему мы несемся по жизни сломя голову? Живы ли мы в данный момент? Сновидящее тело может совершенно свободно воплотиться в материю при жизни и стать сновидением на пороге смерти. Выбираем ли мы человеческую форму существования лишь для того, чтобы развивать свою способность чувствовать и познавать то, что мы воспринимаем? Ограничения наших человеческих возможностей пробуждают нас и подталкивают к сновидящему телу. Вещи, на которые вы не можете смотреть без содрогания... вот где ключ к сновидящему телу. Звук, который для вас непереносим - подумайте над этим, здесь начинается сновидящее тело. Предел вашей физической выносливости, границы вашего здоровья, физическое действие, которое вам ненавистно - здесь можно обрести осознание сновидящего тела. Сновидящее тело использует наши границы (edges), но проявляет мало уважения к нашим ограничениям. Оно заявляет о себе, творя боль и радость, толкая нас в сторону своего осознания.

Если вы находитесь в салоне самолета, тот недостаток пространства, который вы ощущаете, показывает вам, сколько места требует ваше сновидящее тело и сколько пространства вы обычно ему предоставляете. Если вас всегда поджимает время, вы начинаете понимать, что ваше сновидящее тело не хочет считаться с коллективным временем. Если вы напряжены, в то время как другие расслаблены, вы осознаете, что у вашего сновидящего тела созрела неотложная, важная для вас или других задача, которая не терпит отлагательства. Если другие ограничивают вас или вас угнетает внутренний диалог или внутренняя установка, тогда вы понимаете, что у вас есть сновидящее тело и оно рождено свободным. Оно происходит из знатного рода Истины, а не культуры или истории. Так же, как морю нужна суша, чтобы познать себя, так и реальной, живой личности требуется сновидящее тело, чтобы сохранять перспективу. Человеку следует знать, что невозможные события чрезвычайно полезны. Они заставляют нас расширять границы нашего мира и развивать гибкость, приводят нас к пониманию того, что освобождение это суть открытие сновидящего тела, которое безустанно сражается с границами (edges) реальности. Полное освобождение от боли, вызванной столкновением между сновидящим телом и реальным миром, происходит в результате осознания, пробужденного болью, а не как итог борьбы с этой болью.

Если бы мы могли на время вырваться из цикла «жизнь-смерть» и стали бы честно и беспристрастно наблюдать за бытием, то, возможно, мы бы увидели вечное тело как систему восприятия. В течение большей части нашей жизни сновидения и телесные проблемы формируют наше бессознательное. Но на пороге смерти реальный мир превращается в наше сновидение. Таким образом, мы можем вообразить, что события этого мира представляют собой лишь сны умирающих. Быть сознательным в каждый момент значит принимать во внимание любое необычное проявление нашего восприятия, будь то сновидение, фантазия, телесная проблема или наше ограничение в «реальном мире».

Каждый сигнал - это часть нашей личности. Мощная, волнующая информация заставляет нас осознавать себя как сновидящее тело. Это значит, что мы должны понять: у нас есть тело и все же мы можем покинуть его. Это значит, что у нас развита некая особая форма сознавания, которая может быть независимым от живого тела. Это значит, что до смерти и после нее нам следует быть крайне осмотрительными, чтобы не дать проблемам и событиям этого мира уйти в бессознательное. Мои теории умаляют роль смерти, но создают порядок там, где была бессмыслица и хаос.

Процессуально ориентированная работа со сновидящим телом умирающих, как правило, получает от них очень сильную позитивную обратную связь.

Вряд ли можно сомневаться в том, что в недостаточном осознавании сновидящего тела кроется одна из причин потока бессмысленной боли и растерянности, испытываемых на пороге смерти. Я, например, вспоминаю сон умирающего человека, рассказанный мне им самим. Это типичный сон, который я слышал много раз. Ему снилось, что он присутствует на собственных похоронах. Он расстроен тем, что всеобщее внимание приковано к гробу и никто не видит и не слышит его, стоящего среди скорбящих людей. Давайте внимательно рассмотрим его сновидение. Вот он пришел на свои похороны и видит свое мертвое тело и плачущих людей. Мертвое тело - это его теперешнее переживание жизненной силы, покидающей тело. Он сам находится в сновидящем теле, которое утеряло связь с этим реальным, живым механизмом. Плакальщики - это та его часть, которая оплакивает его смерть, наблюдая ее приближение, и думает: «Вот оно. Связь с ним нарушена». Плакальщики могли бы олицетворять пагубное коллективное представление о нем, как о существующем лишь в реальном теле, как о человеке, уходящем вместе со смертью. В этом сне его личность расщеплена. Он - сновидящее тело, но, с другой стороны, он охвачен печалью, поскольку не знает об этом. Он все еще видит себя в образе реального тела, пораженного недугом, и не чувствителен к тому, что он - сновидящее тело.

Несколько недель спустя, буквально за несколько минут до кончины этот человек срывающимся голосом поведал мне, что его ошибка состояла в том, что до теперешнего момента он думал о том, как излечить свою болезнь, не понимая, что она призывала его радикально изменить свою жизнь. Он сказал, что именно эту перемену ему хотелось бы осуществить сейчас. «С этого момента, - поклялся он, - я начинаю становиться личностью».

Он понял простую вещь. Зачем же ему надо было дождаться смерти, чтобы понять, что все мы - личности. Может быть, смерть - это тот последний край, последний порог, подойдя к которому мы начинаем жить своей подлинной жизнью и становимся собой.

Перевод В.В.Самойлова

Информация об авторах

Минделл Арнольд, PhD, Портленд, США

Метрики

Просмотров

Всего: 841
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1800
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2