Духовность и духовничество

467

Аннотация

В этом году митрополиту Сурожскому Антонию (в миру – Андрею Борисовичу Блуму) исполняется 80 лет. Читая статьи и книги знаменитого проповедника и богослова, за его мыслью и словом всегда ощущаешь явный эффект присутствия автора, впрочем, не эффект – само присутствие. Совершается встреча. И в этой встрече, странное дело, чувствуешь и свое присутствие так, будто лично знаком с владыкой Антонием. Отчего это? Кажется, дело отнюдь не в том, что большинство статей митрополита Антония – обработанные фонограммы устных выступлений, причина – в искусстве автора встречаться с другим. Таинственный источник этого искусства – дар простоты, позволяющий владыке Антонию с одинаковой глубиной, теплом и серьезностью общаться с прихожанином в Успенском соборе Лондона и с неверующим интеллектуалом в радиобеседах Би-Би-Си, с лондонскими хиппи (присев, как рассказывают, в их кружок на городской площади) и с преподавателями Московской Духовной академии. Размышляя о чуде встречи, сам митрополит Антоний словно бы обращается специально к нам, психотерапевтам; «Мы должны научиться видеть человека, слышать человека, мы должны научиться его видеть не по отношению к себе, а по отношению к нему, признать его право на самобытность, на личное, независимое от нас, трагическое и славное существование... Как редко бывает, что мы друг друга умеем слушать, и какой это бесценный дар от Бога, когда мы встречаем человека, который способен забыть собственные заботы, не вспомнить о себе, не спешить никуда, не следовать за ходом собственных мыслей, а слушать, благоговейно и трепетно слушать» (Беседы о вере и церкви. – М.: Интербук, 1991, с.153). Редакция от всего сердца поздравляет владыку Антония с юбилеем, а наших читателей – с тем, что в этом году на страницах журнала нам предстоит не одна встреча со словом замечательного пастыря.

Общая информация

Рубрика издания: Психология веры, христианская психология и психотерапия

Для цитаты: Сурожский А. Духовность и духовничество // Консультативная психология и психотерапия. 1994. Том 3. № 1.

Фрагмент статьи

Тема моего доклада – духовность и духовничество или, если предпочитаете, духовное окормление или душепопечение.

Я хотел бы сначала определить слово «духовность», потому что обычно, когда мы говорим о духовности, мы говорим об определенных выражениях нашей духовной жизни, таких как молитва, как подвижничество; и это ясно из таких книг, как, например, книги Феофана Затворника. Мне кажется, однако, надо помнить, что духовность заключается в том, что в нас совершает действие Святого Духа, и духовность не есть то, что мы ею обозначаем обычно, а эти проявления таинственного дей­ствия Духа Святого.

И это сразу нас ставит по отношению к духовничеству в очень четкое положение, потому что тогда речь не о том, чтобы че­ловека воспитывать по каким-то принципам и научить его раз­виваться в молитве или аскетически по каким-то трафаретам. Духовничество тогда будет состоять в том, чтобы духовник, на какой бы степени духовности он сам ни находился, зорко следил за тем, что над человеком и в человеке совершает Святой Дух, воззревал бы Его действие, защищал против соблазнов или па­дений, против колебаний неверия; и в результате духовническая деятельность может представиться, с одной стороны, гораздо менее активной, а с другой стороны, гораздо более значительной, чем мы часто думаем.

Информация об авторах

Сурожский Антоний, доктора богословия, Абердинского и Кембриджского университетов, Лондон, Великобритания

Метрики

Просмотров

Всего: 901
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 467
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0