Консультативная психология и психотерапия
2002. Том 10. № 1. С. 7–17
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Ж.Лакан: хронология жизни и творчества
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: История, архив
Для цитаты: Цапкин В.Н. Ж.Лакан: хронология жизни и творчества // Консультативная психология и психотерапия. 2002. Том 10. № 1. С. 7–17.
Полный текст
ЖАК ЛАКАН (1901-2001)
ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСКТВА
Жак-Мари Эмиль Лакан (13.04.1901, Париж - 9.09.1981, Париж) - выдающийся французский психоаналитик, основатель направления в психоанализе, которое часто называют структуральным (что слишком узко) или французским психоанализом (что тоже не точно: далеко не все французские психоаналитики разделяют его взгляды, c другой стороны, лаканов- ское движение вышло далеко за пределы Франции). Точнее всего, на наш взгляд, говорить о лакановской школе психоанализа. Сегодня можно с уверенностью сказать, что Л. был одним из самых влиятельных мыслителей второй половины минувшего века. Причем со временем его влияние становится все более ощутимым. Оно сказывается в понимании как теоретических оснований психоанализа, так и клинической практики; прослеживается как в философской антропологии и эпистемологии, так и в семиотике, лингвистике, литературоведении и культурологии, как в гендерных исследованиях, так и - даже - в теологии. Столь гетерогенное воздействие Л. представляет собой особую проблему, поскольку большинству исследователей не удается уловить системный характер его учения (для этого необходимо выйти далеко за рамки монодисциплинарного видения), в результате чего оно распадается на множество трудно сопоставимых между собой сегментов. Учение Л. во многом остается вызовом для XXI века.
1907-1919 - годы учебы в Коллеж Станислас, иезуитской школе. 1919-1927 - получает образование на медицинском факультете и проходит специализацию по психиатрии.
1920 - знакомится с Андре Бретоном и проявляет интерес к сюрреалистическому движению.
1927-28 - клиническая подготовка в Клинике психических заболеваний и энцефалитов, возглавляемой профессором Анри Клодом, а также в больнице Святой Анны.
1928-29 - клиническая подготовка в Специальной больнице префектуры полиции под руководством Гаэтана Гатиана де Клерамбо.
1929-31 - клиническая подготовка в б-це Анри Руссель и Святой Анны.
1930 - знакомится с Сальвадором Дали, с которым завязываются дружеские взаимоотношения.
Публикует первую самостоятельную научную статью в Медикопсихологических анналах.
Проходит двухмесячную стажировку в клинике Бургёлцли в Цюрихе. 1931 - Получает диплом судебного психиатра. В июне начинает обследование Маргариты Пантен-Анзье, стационированной в б-цу Святой Анны после покушения на убийство известной актрисы Югетт Дюфло. Анализ этого случая составит центральную часть его докторской диссертации (Случай Эме-Возлюбленной).
1932 - публикует в Revue Francaise de Psychanalyse свой перевод статьи Фрейда «О некоторых невротических механизмах ревности, паранойи и гомосексуализма».
Начинает проходить учебный анализ у Рудольфа Левенштейна. Он так и останется незавершенным ввиду отъезда Левенштейна из Франции в 1939г.
В ноябре защищает докторскую диссертацию О паранойяльном психозе в его отношении к личности. Много лет спустя (1975) заявит, что паранойяльный психоз и личность суть одно и то же. Опубликовав текст диссертации в издательстве Le Francais, посылает экземпляр Фрейду, обратная связь от которого ограничивается открыткой с уведомлением о получении бандероли. В своем исследовании Л. предпринимает попытку осуществить синтез клинической психиатрии с учением Фрейда и сюрреализмом второго этапа. Философской базой синтеза выступают учения Спинозы, Ницше, феноменология Гуссерля и Ясперса, а также идеи Бергсона. Исследование вызывает интерес не столько у психиатров, сколько у сюрреалистов.
Со временем сближается с артистической элитой Парижа: Сальвадором Дали, Жоржем Батаем, Мишелем Лейрисом, Полем Элюаром, Андре Мальро и др. Общение с художественной богемой не слишком повлияет на теоретические взгляды Л., однако заметно скажется на стиле изложения его идей.
1933-39 - Посещает семинар Александра Кожева (Александра Владимировича Кожевникова - племянника В.Кандинского) по «Феноменологии духа» Гегеля в Практической школе высших исследований. Блистательный лектор и один из лучших комментаторов Гегеля, Кожев в 30-е годы собирает на свой семинар всю литературно-философскую элиту Франции.
Прочтение Кожевым Гегеля, преломленное сквозь призму Гуссерля, Хайдеггера и Маркса, даст Л. важнейшие ключи для нового прочтения Фрейда. 1934 - женится на Мари-Луиз Блонден, которая впоследствии родит троих детей: Каролин, Тибо и Сибилль.
Начинает работу со своим первым частным пациентом.
Становится кандидатом в члены Парижского общества психоаналитиков (SPP).
1936 - Лакан и Кожев собираются написать совместное исследование Гегель и Фрейд: Опыт сравнительного анализа. От проекта сохранилось только пятнадцать страниц введения в проблему, написанных Кожевым. На этих страницах он сформулировал три важнейших понятия, которые будут использованы Л. уже в 1938г.: «Я» (je) как субъект желания, «желание» как доказательство объективности бытия, «мое я» (moi) как источник иллюзии и самообмана.
Принимает участие в 14-м Конгрессе Международной психоаналитической ассоциации (IPA) в Мариенбаде, где делает сообщение о стадии зеркала.
1938 - становится полным членом SPP. Пишет большой текст о семье для 8-го тома Французской энциклопедии.
1941 - 3 июля Сильвия Батай рожает от Л. дочь, Жюдит Батай.
1944 - знакомится с Ж.-П.Сартром, М.Мерло-Понти и П.Пикассо. Становится личным врачом последнего.
1945 - совершает поездку в Англию, где изучает деятельность британских психиатров и психоаналитиков в военное время. Знакомится с Вилфредом Бионом и Джоном Рикманом. Самое сильное впечатление от этой поездки для него - новаторский опыт использования английскими аналитиками методов групповой работы.
1948 - становится членом Комитета SPP по обучению, ответственного за организацию и проведение дидактического анализа и супервизии.
1949 - знакомится с Клодом Леви-Стросом. Находясь под огромным впечатлением от его труда Элементарные структуры родства, осуществляет свое «первое прочтение» Соссюра.
На 16-м Конгрессе IPA делает новый доклад о стадии зеркала.
1951-53 - вводит в практику психоаналитические сессии с вариабельной длительностью. В дальнейшем будет безуспешно пытаться убедить своих коллег-оппонентов в осмысленности практики неожиданного окончания сессий как расстановки пунктуации в дискурсе пациента.
Проводит у себя дома семинар по анализу случаев Доры (Фрейд), Человека-волка и Человека-крысы.
1953 - 20 января избирается в президенты SPP.
июня слагает с себя полномочия президента, чтобы вступить в диссидентское Французское общество психоанализа (SFP), организованное Даниелем Лагашем, Франсуазой Дольто и Жюльет Фаве-Бутонье. На первом собрании SFP читает лекцию Символическое, Воображаемое и Реальное. В июле члены SFP получают извещение о том, что они больше не являются членами IPA.
июля Лакан вступает во второй брак - с Сильвией Батай.
сентября на конгрессе романо-язычных психоаналитиков произносит свою программную “Римскую речь” - Функция и поле речи и языка в психоанализе.
1953-54 - 18 ноября в б-це Святой Анны начинает первый публичный семинар, посвященный работам Фрейда по технике психоанализа. По средам проводит семинар, по пятницам - клинические демонстрации и по вторникам - разбор случаев своих учеников. Такого режима работы он будет придерживаться до 1963г. Семинар продолжается вплоть до 1980г., оставаясь на протяжении многих лет одним из центральных событий интеллектуальной жизни Франции. В большой степени благодаря этому семинару, психоанализ не только стал одной из самых престижных профессий во Франции, но и приобрел статус некой метадисциплины во всем корпусе гуманитарных наук - философии, социальной антропологии, культурологии, социологии, литературоведении, лингвистике и т.д. В разные годы семинар будут посещать такие выдающиеся ученые, как этнолог К.Леви- Строс, философы М.Мерло-Понти, Л.Альтюссер, П.Рикер, Ж.Делез, Ж.Деррида, Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Бодрияр, филологи Р.Якобсон, Э.Бенвенист, Р.Барт, Ж.Женетт, Ю.Кристева и др.
Выдвигая программный лозунг о «возвращении к Фрейду», подвергает беспощадной критике американизированную эго-психологию, основанную на концепции автономного эго и направленную на его усиление, что, по убеждению Л., искажает суть фрейдовских открытий. Не менее остро он критикует и британских аналитиков за отказ понимать символическую природу бессознательного.
1954 - добивается встречи с К.Юнгом в Кушнахте (Швейцария), во время которой подробно расспрашивает своего собеседника о его опыте непосредственного общения с Фрейдом, не проявляя при этом никакого интереса к теоретическим воззрениям самого Юнга.
1955 - пасхальные дни проводит в Фрайбурге (Германия) в гостях у Мартина Хайдеггера, а в августе-сентябре принимает его с супругой в своей загородной резиденции.
Руководство IPA отказывается признать полномочия Французского общества психоаналитиков (SFP).
1956 - выходит первый номер журнала Психоанализ, полностью посвященный творчеству Л. Он включает «Римскую речь» и дискуссии по ее по- 10
воду, комментарий Л. к анализу Ж.Ипполита фрейдовской статьи об отрицании, а также его перевод текста Хайдеггера Логос.
1957 - выступает с докладом Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда, который явился главным итогом «второго прочтения» Соссюра, осуществленного благодаря тесному общению с Романом Якобсоном. В этом выступлении Л. в наиболее полной форме артикулирует свои основополагающие тезисы о том, что бессознательное структурировано как язык («бессознательное - это дискурс Другого», «симптом организуется структурой языка», «симптом - это метафора, а желание - метонимия») и что мысль нетождественна существованию («Я мыслю там, где я не есть, а следовательно, я есть там, где я не мыслю»).
1959-60 - Л. проводит семинар, в котором формулирует этические основания психоанализа, - трагическую этику «желания» (желания как желания Другого). Единственное обещание психоанализа скупо: это вхождение-в-Я, (l’entree-en-Je) («Я должен придти на то место, где было оно»), где анали- занд обнаруживает истину своего желания в ее абсолютной наготе.
Доклад на философской конференции в Руомоне, в котором прозвучали три утверждения: a) психоанализ - в той степени, в какой он вырабатывает теорию, исходя из практики, - должен обладать научным статусом; b) фрейдовские открытия самым радикальным образом изменили представления о субъекте, знании и желании; c) аналитическое поле является единственным локусом, откуда можно осмысленно вопрошать о недостатках науки и философии. В Écrits это выступление будет трансформировано в текст Ниспровержение субъекта и диалектика желания в бессознательном у Фрейда.
1961-62 - руководство IPA соглашается признать SFP при условии, что Лакан и Дольто будут отстранены от функций обучающих аналитиков, а год спустя выдвигает ультиматум с тем же требованием.
1963 - 19 ноября собрание SFP большинством голосов выносит решение принять условия IPA. 20 ноября Лакан читает первую лекцию в рамках объявленного семинара, посвященного теме Имени Отца, а в ее конце объявляет семинар закрытым.
1964-65 - после длительных и сложных юридических процедур Жюдит получает право носить фамилию отца.
Благодаря хлопотам Л.Альтюссера и К.Леви-Строса Л. получает приглашение стать лектором Практической школы высших исследований и открыть семинар в Эколь нормаль.
15 января начинает этот семинар, посвящая его четырем основополагающим понятиям психоанализа (бессознательное, повторение, перенос и влечение). Семинар начинается лекцией «Отлучение», где Л. проводит аналогию между психоаналитическим сообществом и религиозной организацией, а свое положение как изгнанника сопоставляет с ситуацией Спино- 11
зы. XI семинар знаменует новую веху в профессиональной биографии Л. Если предыдущие десять семинаров он проводил в лекционном зале б-цы св.Анны, который вмещал не более ста человек, то теперь в аудитории Дю- занн его слушают триста, а несколько лет позже в зале Факультета права семинар будет собирать около шестисот слушателей. Изменяется и состав слушателей: теперь это не только аналитики, но самый широкий круг гуманитариев, включая и студентов и профессуру.
21 июня основывает Фрейдовскую школу Парижа, подчеркивая названием свою лояльность по отношению к Фрейду.
Продолжает консультировать в б-це св. Анны, где еженедельно проводит клинические демонстрации и разбор случаев своих учеников.
1966 - главным приоритетом для Л. выступает подготовка аналитиков, однако основную часть аудитории на его семинаре составляют молодые философы - студенты Л.Альтюссера. Отсюда значимость вопросов: Является ли психоанализ наукой? Если он является наукой, то каков ее предмет - бессознательное или субъект? И, являясь наукой о бессознательном или наукой о субъекте, чему он, в свою очередь, может научить нас относительно науки?
Начинает выходить Cahiers pour l’Analyse - журнал эпистемологического кружка Эколь нормаль, основанный группой аналитиков, включая Жака-Аллэна Миллера (того самого студента, которому Альтюссер поручил за неделю прочитать всего Лакана). В трех номерах публикуются тексты Л. по эпистомологической проблематике.
По приглашению Р.Якобсона, читает лекции в американских университетах на тему Желание и запрос.
В ноябре выходят в свет Écrits (что в буквальном смысле означает - письменные тексты). Экземпляр с дарственной надписью Л. посылает М.Хайдеггеру. Во Франции Écrits очень быстро становятся бестселлером, хотя книгу мало кто понимает. Автор любил по данному поводу говорить, что эта книга для чтения, а не для понимания.
В декабре Жюдит Лакан вступает в брак с Ж.-А. Миллером.
1968 (май) - Париж охвачен студенческими волнениями. Увольнение из Эколь нормаль, которое приводит к еще большему росту популярности Л. среди студентов.
Мишель Фуко предлагает Л. организовать Отделение психоанализа в Парижском университете в Винсенне. В декабре Отделение открывается. Его возглавляет Серж Леклер.
Введение в практику процедуры “прохода” (passe), верифицирующей переход кандидата от положения анализанда к положению аналитика.
Выходит новый журнал Scilicet.
1969 - благодаря поддержке Леви-Строса переносит свой семинар в большую аудиторию факультета права.
Март - процедура “прохода” вызывает глубокие разногласия среди членов EFP и приводит к расколу Школы.
1972-73 - Семинар “Encore : О женской сексуальности, пределах любви и знания”. Л. делает свои знаменитые утверждения о том, что женщина непостижима для мужчины, и, более того, о невозможности сексуальных отношений между мужчиной и женщиной (“Нет такой вещи, как сексуальные взаимоотношения”, “женщина не существует”), обосновывая их, в частности, при посредстве теории открытых и закрытых множеств Кантора. Публикация XI семинара. Ж.-А.Миллер расшифровывает аудиозаписи семинара и редактирует текст.
1974 - Отделение психоанализа в Винсенне реорганизуется, его возглавляет Ж.-А. Миллер.
1975 - выходит новый журнал Ornicar.
16 июня Л. открывает в Париже 5-й международный симпозиум по Джеймсу Джойсу.
Ноябрь-декабрь - лекционное турне по США. В Массачусетском технологическом институте эпатирует собравшихся своим ответом на вопрос Н.Хомского о происхождении мышления: “Все полагают, что мы мыслим при помощи нашего мозга, но, что касается меня, то я, например, думаю ногами. Это в том случае, если мне попадается что-нибудь твердое. А иногда я думаю кожей, которая у меня на лбу: это когда я тру лоб. Я повидал достаточно электроэнцефалограмм и могу сказать с уверенностью: на них нет даже и тени мысли”. К этому он добавляет целый ряд парадоксальных утверждений: «Женщина есть симптом мужчины», «Психоз представляет собой попытку быть предельно точным. В этом смысле, я бы сказал, что я - психотик». «Сексуальный акт есть acte manqué par excellence. Один из двоих всегда остается неудовлетворенным».
1977 - Публикация английского перевода Écrits: A Selection, а также XI семинара (оба перевода Алана Шеридана). Л. пишет новое предисловие к английскому изданию Écrits.
1979 - Основание Фонда фрейдовского поля с Жюдит Миллер в качестве директора.
1980 - 5 января распускает Фрейдовскую школу Парижа и просит тех, кто хочет сотрудничать с ним, заявить об этом в письменном виде. В течение недели получает более тысячи заявлений.
12-15 июля - возглавляет Первую международную конференцию Фонда фрейдовского поля (Каракас, Венесуэла). Там он заявляет: “Вы, если угодно, можете считать себя лаканистами. Я же фрейдист”.
Октябрь - основание Школы фрейдовского дела (ECF).
10 октября проводит последнюю клиническую демонстрацию.
1981 - 9 сентября Лакан умирает в Париже.
1985 - Во Франции существует 20 психоаналитических организаций, 19 из которых исторически связаны с учением Л. Она занимает четвертое место в мире по количеству психоаналитиков (после США, Бразилии и Аргентины) и первое - по их численности на квадратный километр страны. Ж.- А.Миллер выигрывает юридическую баталию за право издавать и редактировать лакановские тексты.
1990 - 21 сентября. Учреждение Европейской школы психоанализа (EEP). Первый президент - Ж.-А.Миллер. В структурном отношении это означает, что ECF (Школа фрейдовского дела) является исторически главной, но не единственной в рамках лакановского психоанализа. Европейская школа имеет три больших подразделения: EEP-Италия, EEP-Испания и EEP- Развитие (куда входят Англия, Армения, Болгария, Греция, Польша, Фландрия, Швейцария, а также Израиль - в порядке географического исключения).
1992 - 3 января. Учреждение Всемирной Ассоциации Психоанализа (l’Association Mondiale de Psychanalyse - AMP), которая объединяет главные школы лакановского психоанализа: Школу фрейдовского дела (Франция, 1980), Европейскую школу психоанализа (1990), Каракасскую школу фрейдовского поля (Венесуэла, 1986), Школу лакановской ориентации (Аргентина, 1992) и Бразильскую школу психоанализа. AMP координирует свою деятельность с Фондом фрейдовского поля (президент - Ж- А.Миллер) и Институтом фрейдовского поля. Кроме того, к числу лака- новских доминионов следует отнести Канаду (Фрейдовская школа Квебека, Группа RSI, Монреаль), Австралию (Австралийский центр психоанализа, Мельбурн), США (Лакановская школа психоанализа в Беркли, Сан- францисское общество лакановских исследований, Психоаналитическая ассоциация Apres-Coup, Нью-Йорк), Словению (Общество теоретического психоанализа в Любляне, прославленное работами С.Жижека, Р.Салецл, А.Жупанчич и др.). Число лакановских аналитиков неуклонно возрастает с каждым годом. К концу 90-х годов их насчитывается примерно 20 тысяч, что составляет около половины от числа всей психоаналитической популяции.
1989-2000 - по инициативе американских лаканистов, в Париже организуются длительные конференции на английском языке с участием ведущих представителей ECF (многие из которых выучили английский специально для этого события) по “Чтению семинара XI” (1989) и “Чтению семинаров I и II ” (1990).
2000 - июль. Выходит первый номер англоязычного журнала “Диагональ” (EEP-Развитие ). Это событие символизирует собой признание того факта, что лакановское сообщество перестает быть исключительно латиноязычным.
2001-02 - 13 апреля 2001 года исполняется сто лет со дня рождения Жака Лакана. Руководство Фонда фрейдовского поля, AMP и EEP совершает мировое турне по лакановским центрам, где проходят юбилейные конференции. Однако центральным юбилейным событием во Франции остается выход в свет объемного тома Autres Écrits (“Других текстов”), а в англоязычном мире - публикация нового перевода Écrits, выполненного видным американским лакановским аналитиком Брюсом Финком.
В нашей стране этот юбилей прошел почти незаметно. В октябре прошлого года в Москве (в Институте философии РАН) и в Санкт-Петербурге очень тихо, почти по-домашнему, был проведен юбилейный коллоквиум с участием Жюдит Миллер, Франсуа Реньо и Сержа Котте. До этого в Москве в июле состоялся пятидневный семинар американского лакановского аналитика Юргена Брунгардта, а в июне автор данных строк провел короткий семинар с очень длинным названием: «Пролегомены к введению в чтение “Телевидения” Лакана: “Теле-видение” как лаканичное словидение, или Лакантонада не для идиотов». Вот, пожалуй, и все. Никаких новых публикаций на русском языке - ни переводов текстов Лакана, ни работ, посвященных его творчеству. К сожалению, в 2001г. и МПЖ обошел вниманием столь знаменательный юбилей (если не считать статьи Ф.Р.Филатова «Отношение “Я-Другой” в свете поздних сочинений К.Г.Юнга», где автор проводит сравнительный анализ трактовок проблемы Другого в концепциях Юнга, Лакана и Бубера - см.: МПЖ, 2001, № 1, с.2441). Это упущение Редакция журнала исправляет в 2002 году, в данном юбилейном выпуске - публикацией перевода двух глав из третьего семинара Лакана «Психозы», а также ряда текстов в последующих номерах. Кроме того, пользуюсь случаем сообщить, что издательство «Гно- зис/Логос» летом этого года выпускает в свет пятый семинар «Формации бессознательного» (в переводе А.К.Черноглазова).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1041
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 1200
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 4