Значение самопознания в экзистенциальном анализе и логотерапии: сравнение подходов

1779

Аннотация

Тема самопознания в последнее время была причиной бурных дискуссий и в итоге привела к расколу в экзистенциальном анализе и логотерапии. Виктор Франкл, следуя своим теоретическим убеждениям, отрицал категорию самопознания (его аргументация в подробностях отражена в статье, предлагаемой вниманию читателей). Уважая его позицию, ученики Франкла, тем не менее, с согласия своего учителя ввели в научный обиход некий “эквивалент самопознания”, совместимый с лого-терапией. По иному пути пошло находящееся в Вене Общество логотерапии и экзистенци-ального анализа (GLE). Здесь категория самопознания не только не подвергалась сомнению, но, напротив, была признана абсолютно необходимой для обучения практикующих экзистенциальных аналитиков. В статье приводится теоретическое обоснование необходимости самопознания на антропологическом, экзистенциальном и методическом уровнях. В заключение дается краткий критический анализ современного состояния проблемы самопознания и указывается на необходимость дальнейшего развития теории в этой области.

Общая информация

Рубрика издания: Психотерапевтический цех

Для цитаты: Лэнгле А. Значение самопознания в экзистенциальном анализе и логотерапии: сравнение подходов // Консультативная психология и психотерапия. 2002. Том 10. № 4. С. 150–168.

Фрагмент статьи

В экзистенциальном анализе и логотерапии самопознание было особенно спорной темой, и не случайно она, в конце концов, стала причиной раскола. По одну сторону оказался Виктор Франкл, представляющий логотерапию, – по теоретическим, практическим и личным причинам он отвергал самопознание. Эту позицию до сих пор разделяют, пусть и с определенными модификациями, некоторые его ученики. По другую – экзистенциальный  анализ, где возникло собственное представление о понятиях Person* и экзистенция, благодаря которым самопознание, с теоретических, методических и практических позиций, стало рассматриваться как необходимый компонент психотерапевтического образования.



* Термину “Person” (не путать с понятием “personа”, что означает “внешняя роль, личина, маска”) трудно найти точный аналог в русском языке. Поэтому мы оставляем его без перевода. Согласно антропологической модели, принятой в экзистенциальном анализе и логотерапии, человек рассматривается в трех измерениях – соматическом (телесное), психическом (влечения, эмоции, черты характера и др.) и духовном. Немецкое “Person”, как и “personale”, соответствует духовному измерению человека. Более подробно об этом понятии см. Лэнгле, 2001, 2002а (Прим. ред.).

Литература

  1. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ – найти согласие с жизнью. МПЖ,, №1(28), 2001, с. 5-23. 
  2. Лэнгле А. Грандиозное одиночество. Нарциссизм как антропологическо-экзистенциальный феномен. МПЖ, № 2 (33), 2002a, с.34-58.
  3. Лэнгле А. Стоит ли полагаться на свои чувства? Педология / Новый век, № 3 (12), 2002b, с.5-12.
  4. Blankenburg W. (1971). Verlust der natьrlichen Selbstverstдndlichkeit. Ein Beitrag zur Psychopathologie symptomarmer Schizophrenien [Потеря естественнoго самопонимания. O психопатологии малопрогредиентной шизофрении]. Enke, Stuttgart.
  5. Blankenburg W. (1979). Phдnomenologische Epoche und Psychopathologie [Феноменологическое epoché и психопатология]. In: Sprondel W, Grathoff R.(Hrsg) Alfried Schьtz und die Idee des Alltags in den Sozoalwissenschaften [Альфред Шютц и идея повседневности в социальных науках]. Enke, Stuttgart 125-129.
  6. Buber М. (1973). Das dialogische Prinzip [Диалогический принцип]. Schneider, Heidelberg. Bulletin der GLE (1991) 8/2:3-4.
  7. Condrau G. (1989). Daseinanalyse. Philosophisch-antropologische Grundlagen Die Bedeutung der Sprache. [Дазайнанализ. Философско-антропологичекие основы. Значение языка]. Huber, Bern.
  8. Curriculum zur logotherapeutisch qalifizierten Fachkraft. [Куррикулум специалистов с логотерапевтической квалификацией]. Sьddeutsche Institut fьr Logotherapie GmbH [Южнонемецкий Институт логотерапии], Geschwister Scholl-Platz 8, Fьrstenfeldbruck.
  9. Drexsler H. (1992). Erfahrungen mit existenzanalytischen Selbstrerfahrungsgruppen. [Опыт групп экзистенциально аналитического самопознания]. Bulletin der GLE 9/1:7-11.
  10. Espinosa N. (1992). Selbsterfahrung alsErfahrung”. [Самопознание как “познание”]. Bulletin  der GLE 9/3:10-11.
  11. Firus Ch. (1992). Die Notwendigkeit von Selbsterfahrung. [Необходимость самопознания]. Bulletin  der GLE 9/2:7-8.
  12. Frankl V.E. (1959). GrundriЯ der Existenzanalyse und Logotherapie. [Обзор экзистенциально анализа и логотерапии]. In :Frankl VE, v Gebasattel VE, Schultz JH (Hrsg) Handbuch der Neurosenlehre. [Справочник по теории неврозов и психотерапии], Bd III. Urban & Schwarzenberg, Mьnchen, 663-736.
  13. Frankl V.E. (1979). Der unbewuЯte Gott. Psychotherapie und Religion. [Бессознательный Бог. Психотерапия и религия]. Kцsel, Munchen.
  14. Frankl V.E. (1982a). Дrztliche Seelsorge. [Врачебная забота о душе. В русском переводе: “Доктор и душа”].Grundlagen der Logotherapie und Religion. [Основы логотерапии и  религия]. Deuticke, Wien.
  15. Frankl V.E. (1982b). Der Wille zum Sinn. Ausgewдhlte Vortrдge ьber Logotherapie. [Воля к смыслу. Избранные доклады о логотерапии. В русском переводе “Человек в поисках смысла”]. Huber, Bern.
  16. Frankl V.E. (1983). Theorie und Therapie der Neurosen. [Теория и терапия неврозов]. Rheinhardt, Mьnchen.
  17. Frankl V.E. (1984). Der leidende Mensch. Anthropologische Grundlagen der Psychotherapie. [Страдающий человек. Антропологические основы психотерапии]. Huber, Bern.
  18. Frankl V.E. (1985). Das Leiden am sinnlosen Leben. [Страдание от жизни, лишенной смысла]. Herder, Freiburg.
  19. Frankl V.E. (1987). Logotherapie und Existenzanalyse. Texte aus fьnf Jahrzehnten. [Логотерапия и экзистенциальный анализ. Тексты пяти десятилетий]. Piper, Mьnchen.
  20. Heidegger M. (1979). Sein und Zeit. [Бытие и время]. Nimeyer, Tьbingen.
  21. Jaspers K. (1952). Vernunft und Widervernunft in unserer Zeit. [Разум и контрразум в наше время]. Piper, Mьnchen.
  22. Jaspers K. (1974). Existenzphilosophie. [Экзистенциальная философия]. De Gruyter, Berlin.
  23. Jaspers K. (1984). Chiffren der Transzendenz. [Шифры трансценденции]. Piper, Mьnchen.
  24. Kierkegaard S. (1950). Entweder-Oder. [Или-или]. Teil II. In: Hirsch E. et al (Hrsg) Gesammelte Werke. Diederich, Dьsseldorf.
  25. Kolbe Ch. (1992). Selbsterfahrung aus existenzanalytischer Sicht. [Самопознание c экзистенциальнo-аналитической точки зрения]. Bull. der GLE 9/3:111-12.
  26. Kriz J. (1992). Zum Stellenwert von Selbsterfahrung und Eigentherapie fьr Therapeuten aus der Sicht der personenzentrierten Systemtherapie. [О значении самопознания и самотерапии для терапевтов с точки зрения персон-центрированной системной терапии]. Bull. der GLE 9/2:3-6.
  27. Кurz W. (1992). Suche nach dem Sinn. Einfьhrende Bemerkungen zu einem fundamentalen Thema menschlicher Existenz. [Поиск смысла. Вводные замечания к фундаментальной теме человеческой экзистенции] In: Logotherpie und Existenzanalyse. Z. der Deutschen Gesellschaft fьr Logotherapie und Existenzanalyse [Логотерапия и экзистенциальный анализ. Журн. по экзистенц. анализу и логотерапии]. e.V. 1:331.
  28. Laireiter А.R. (1996). Selbsterfahrung in der Ausbildung in Psychotherapie Schwerpunkt Verhaltenstherapie. [Самопознание в обучении психотерапии поведенческая терапия]. Psychologie in  der Medizin. 7/1: 3-14.
  29. Längle А. (1994). Nicht-schulenspezifische Faktoren und die Pflicht zur Lehrtherapie. Eine kritische Auseinandersetzung. [Факторы, не обусловленные школой, и долг в отношении учебной терапии. Критика]. Psychologische Rundschau 45: 148-156.
  30. Lдngle A. (Hrsg) (1988). Entscheidung zum Sein.[Решение быть].Piper, Mьnch..
  31. Lдngle A. (Hrsg) (1989a). Selbstbild und Weltbild. Phдnomenologie und Methode der Sinnwahrnehmung. [Картина самости и взгляд на мир. Феноменология и метод восприятия смысла]. Tagungsbericht der GLE, Wien.
  32. Lдngle A. (1989b). Die Bedeutung der Persцnlichkeit und der Selbsterfahrung  des Psychotherapeuten und der Selbsterfahrung des Psychotherapeuten fьr den Therapieverlauf aus der Sicht der Existenzanalyse. [Значение личности и самопознания психотерапевта для процесса терапии с точки зрения экзистенциального анализа]. Bull. der GLE 6/1:3-5.
  33. Lдngle A. (1992). Selbsterfahrung im Kontext existenzanalytischer und logotherapeutischer Ausbildung. [Самопознание в контексте экзистенциально аналитического и логотерапевтического образования]. Bull. der GLE 9/1:3-7.
  34. Lдngle A. (1993). Personale Existenzanalyse. [Персональный экзистенциальный анализ]. In: Lдngle A. (Hrsg). Wertbegegnung. Phдnomene und methodische Zugдnge. [Встреча с ценностью. Феномены и методические подходы]. Tagungsbericht der GLE, Wien, 133-160.
  35. Lleras F. (1992). Selbsterfahrung als Vollzug von Existenzvestдndnis. [Самопознание как осуществление понимания экзистенции]. Bullder GLE 9/3:3-9.
  36. Lleras F. (1996). Das frьhgestцrte Verhalten  zur eigenen Existenz. [Рано нарушенное поведение по отношению к собственной экзистенции]. Existenzanalyse 13/2:23-29.
  37. Lukas E. (1981). Auch dein Leiden hat Sinn. Logotherapeutischer Trost in der Krise. [И твои страдания имеют смысл. Логотерапевтическое утешение в период кризиса]. Herder, Freiburg.
  38. Lukas E. (1990). Jahresbericht Sьddeutsches Institut fьr Logotherapie GmbH [Ежегодник Южнонемецкого Института  логотерапии ], Fьrstenfeldbruck.
  39. Lukas E. (1991). Spannendes Leben. Ein Logotherapiebuch. [Увлекательная жизнь. Книга по логотерапии]. Quintessenz, Mьnchen.
  40. Lukas E. (1992). Jahresbericht Sьddeutsches Institut fьr Logotherapie GmbH [Ежегодник Южнонемецкого Института логотерапии ], Fьrstenfeldbruck.
  41. Lukas E. (1993a). Logotherapeutische Ausbildung und Selbsterfahrung ein Gegensatz? [Логотерапевтическое образование и самопознание является ли это противоречием?]. Jour.des V.-Frankl-Instit1/1:8-20.
  42. Lukas E. (1993b). Geborgensein – worin? Logotherapeutische Leitlinien zur Rьckgewinnung des Urvertrauens. [Защищенность – в чем? Основные логотерапевтические пути обретения доверия].  Herder, Freiburg.
  43. Lukas E. (1994). Jahresbericht Sьddeutsches Institut fьr Logotherapie GmbH [Ежегодник Южнонемецкого Института  логотерапии], Fьrsten-feldbruck.
  44. Pannenberg W. (1986). Der Mensch als Person. [Человек как Person]. In: Heimann H., Gaertner H. (Hrsg). Das Verhдltnis der Psychiatrie zu ihren Nachbardisziplinen. [Соотношение психотерапии и пограничных дисциплин]. Springer, Heidelberg Berlin New-York Tokyo.
  45. Pieringer W. (1993). Zum Methodenstreit in der Psychotherapie. [К методическому спору в психотерапии] In: Lдngle A. (Hrsg). Wertbegegnung. Phдnomene und methodische Zugдnge. [Встреча с ценностью. Феномены и методические подходы]. GLE, Wien,119-132.
  46. Pieringer W. (1994). Die Methoden der Psychotherapie jenseits des Schulenstreits.  […За пределом спора школ]. Psychoter. Forum 2:121-127.
  47. Popa W. (1992). Existenzielles Bild-Erleben. [Экзистенциальное переживание картины]. Bull. der GLE 9/2:8-10.
  48. Scheler M. (1954). Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik. [Формализм в этике и материальная этика ценности]. Francke, Bern.
  49. Scheler M. (1975). Die Stellung des Menschen im Kosmos. [Положение человека в космосе]. Francke, Bern.
  50. Schneider C. (1992). Das Selbst Versuch einer Begriffsentwirrung. [Самость попытка разобраться  в понятии]. Bull. der GLE 9/1:11-12.
  51. Sedlak F. (1992). Logotherapeutische Selbsterfahrung. Befreiung zur Verantwortung. [Логотерапевтическое самопознание. Освобождение для ответственности). In: Logotherpie und Existenzanalyse. Z. der Deutschen Gesellschaft fьr Logotherapie und Existenzanalyse [Логотерапия и экзистенциальный анализ. Журнал по экзистенциальному анализу и логотерапии]. e.V. 1:42-60.
  52. Tellenbach H. (1987). Psychiatrie als geistige Medizin. [Психиатрия как духовная медицина]. VaW, Mьnchen.
  53. Vetter H. (1989). Die phдnomenologische Haltung. In: Lдngle A (Hrsg). Selbstbild und Weltsicht. Phдnomenologie und Methode der Sinnwahrnehmung. [Картина самости и взгляд на мир. Феноменология и метод восприятия смысла]. Tagungsbericht der GLE, Wien, 14-22.
  54. Weizsдcker V. (1949). Begegnungen und Entscheidungen. [Встречи и решения]. Koehler, Stuttgart.
  55. Wicki B. (1991). Die Existenzanalyse von Viktor E.Frankl als Beitrag zu einer antropologisch fundierten Pдdagogik. [Экзистенциальный анализ В.Франкла как вклад в антропологическую педагогику]. Haupt, Bern.

Информация об авторах

Лэнгле Альфред, доктор медицинских наук, доктор философских наук, встрийский психотерапевт, клинический психолог, профессор медицины и философии, президент, GLE-International, Вена, Австрия, e-mail: alfried.laengle@existenzanalyse.org

Метрики

Просмотров

Всего: 1805
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 1779
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 18