Арттерапия с пациентами, страдающими дефектами слуха и эмоциональными расстройствами

1254

Аннотация

Эта статья представляет собой главу из готовящейся к изданию в США книги, посвященной арттерапии с глухими и слабослышащими пациентами. Автор делится опытом работы с взрослыми, которые, кроме дефектов слуха, страдают различными формами психических расстройств. Большинство из пациентов, упоминаемых в статье, наблюдались в рамках специальной программы для глухих, находясь в психиатрическом стационаре. Автор подробно описывает содержание сессии в работе с одной группой пациентов и основные темы, возникавшие в работе другой группы, наблюдаемой на протяжении четырех лет. Каждая из групп представлена по четырем параметрам: состав, характеристики группы, цели и эффективность лечения.

Общая информация

Рубрика издания: Психотерапевтический цех

Для цитаты: Брукер С. Арттерапия с пациентами, страдающими дефектами слуха и эмоциональными расстройствами // Консультативная психология и психотерапия. 2007. Том 15. № 1.

Фрагмент статьи

Начну статью с некоторых исторических сведений, которые помогут понять, почему арттерапия так много значит в лечении глухих и слабослышащих пациентов, страдающих, к тому же, еще и психическими расстройствами. Они касаются истории служб, предоставляющих помощь взрослым глухим пациентам, специфики психических заболеваний, связанных с глухотой, а также — некоторых особенностей ведения арттерапевтических групп с такими больными.

Психические заболевания у глухих пациентов: распространенность и доступность лечения

В США распространенность психических заболеваний в популяции людей, страдающих глухотой, равна распространенности этих заболеваний среди слышащих и составляет примерно 10 процентов. Это означает, что примерно 25000 из 250000 глухих взрослых в течение жизни хотя бы единожды встречаются с необходимостью обращения в психиатрические службы. К сожалению, остается фактом, что медицинские организации, специализирующиеся на предоставлении помощи глухим, значительно уступают по своему числу подобным учреждениям, предоставляющим помощь пациентам с нормальным слухом.

Еще в недавнем прошлом страдающие глухотой люди, которым требовалась госпитализация по поводу психического заболевания, оказывались в весьма затруднительном положении в связи с отсутствием учреждений, отвечающих требованиям обслуживания пациентов с дефектами слуха. Как правило, их помещали в обычные стационары. И лишь отдельные представители медперсонала могли общаться с этими пациентами с помощью жестов и письменной речи. Отсутствие общего языка между пациентами и врачами оказывалось тяжелым испытанием, как для первых, так и для вторых (Брауэр, 1980; Райнери и др., 1969), вело к взаимному непониманию, что, в свою очередь, становилось порой причиной постановки ошибочного диагноза. А это лишало глухих, страдающих эмоциональными расстройствами, надежды на успешность лечения (Альтшулер, 1974; Робинсон; 1978).

Задача организации специализированных психиатрических стационаров для людей с тяжелыми нарушениями слуха долго занимала умы психиатров и сурдологов. Борьба за реализацию подобных программ в США была весьма сложной. Отчасти это являлось следствием и недостаточной информированности психиатров относительно психологических последствий глухоты и особенностей психологических потребностей данных пациентов (Альтшулер, Райнер, 1968).

Первая психиатрическая программа для глухих была открыта в 1955 году в Нью-Йорке (Правительственная психиатрическая программа Нью-Йорка для глухих) (Остерхаус, 1985). А по прошествии восьми лет психиатр Лютэрн Робинсон основал в больнице Св. Елизаветы в Вашингтоне свою программу психиатрической помощи глухим, не получавшим специализированного лечения. Больница принимала пациентов со всей территории США. Проект доктора Робинсона стал образцом для лечебных и обучающих программ в области психиатрической помощи глухим. Начиная с 1963 года эта практика распространилась по всем Соединенным Штатам. К 1984 году подобных программ насчитывалось уже около ста (Остерхаус, 1985).

Литература

  1. Altshuler K. Z. (1974). The Social and Psychological Development of the Deaf, American Annals of the Deaf, 119: 365—376.
  2. Altshuler K. Z., Deming W. E., Vollenweide J., Rainer J. D., Tendler R. (1976). Impulsivity and Profound Early Deafness, American Annals of the Deaf, 121: 331—345.
  3. Altshuler K. Z., Rainer J. (1968). Mental health and the Deaf: Approaches and Prospects. U. S. Dept. of Health, Education, and Welfare, Social and Rehabilitation Service.
  4. Boulton B. (1976) (ed.). Psychology of Deafness for Rehabilitation Counselors, Baltimore University Park Press.
  5. Brauer В., Sussman A. E. (1980). Experiences of Deaf Therapists with Deaf Client. Mental Health in Deafness, No. 4, Fall, NIMH, DHHS Pub. No. (ADM) 81—1047.
  6. Cooper A. F. (1976). Deafness and Psychiatric Illness, British Journal of Psychiatry, 129: 216—226.
  7. Critchley E. M.R. et al. (1981). Hallucinatory Experiences of Prelingually Profoundly Deaf Schizophrenics. British Journal of Psychiatry, 138, 30—32.
  8. Dickens D. (1979). The Mental Health Program for the Deaf at Saint Elizabeth’s Hospital. in Hearing and Hearing Impaired, (Eds.) L. Bradfords, W. G. Hardy: Grune and Stratton, Inc.
  9. Donahue R. J. (1968). The Deaf Personality. Journal of Rehabilitation of the Deaf, 2, 1968, p.37—52.
  10. Furth H. G. (1966). Thinking Without Language: Psychological Implications of Deafness, NY: Free Press.
  11. Harris Robert I. (1982). Communication and Mental Health. The Deaf American, Vol. 34, no.4.
  12. Levine E. S. (1960). Psychology of Deafness, NY, Columbia University Press, p.303—308.
  13. Lowen Alexander (1967). The Betrayal of the Body, MacMillan, New York
  14. Lowenfeld V. and Brittain L. W. (1964). Creative and Mental Growth, 4th edition, MacMillan, New York.
  15. Mykelburst H. R. (1966). The Psychology of Deafness. New York: Grune & Stratton, Inc.
  16. Naumburg M. (1966). Dynamically Oriented Art Therapy: It’s Principles and Practice. New York: Grune and Stratton, Inc.
  17. Oosterhous S (1985). Dance Movement Therapy with the Deaf: The Relationship Between Dance/Movement Therapy and American Sign Language, Unpublished Masters Thesis, Goucher College, Towson, Md.
  18. Prinzhorn H. (1972). Artistry of the Mentally Ill, New York: Springer-Verlag.
  19. Robinson L. D. (1978). Sound Minds in a Soundless World, Dept of Health, Education, and Welfare, Public Health Service, Alcohol, Drug Abuse, and Mental Health Administration, NIMH, DHEW, Pub. No. (ADM) 77—560.
  20. Rubin J. A. (1984). Child Art Therapy: Understanding and Helping Children Grow Through Art, 2nd edition, Van Nostrand, New York.
  21. Schein J., Delk M. (1964). An Eye for an Ear? Social Perception, Nonverbal Communication, and Deafness. Rehabilitation Psychology, 21: 56—57.
  22. Silver R. (1962). Potentials in Art for the Deaf. Eastern Arts Quarterly, Vol. 1, no.2, Nov. — Dec.
  23. Stein M., (1976). Role Playing and Spontaneity in Teaching Social Skills to Deaf Adolescents. unpublished masters thesis.
  24. Swink D. (1979). Therapists and Therapies with Deaf People: The Need for Specialized Training, Attitude Exploration and Novel Approaches., unpublished paper presented at the Southeast Regional Institute on Deafness, Oct., Birmingham, Ala.
  25. Vernon M. C. (1969). Techniques of Screening for Mental Illness Among Deaf Clients. Journal of Rehabilitation of the Deaf, 2 April p. 30.
  26. Vernon M. C. (1978), Deafness and Mental Health, Some theoretical Views, Gallaudet Today, Fall, 78, p.9—13.

Информация об авторах

Брукер Салли, арттерапевт в области психиатрической помощи детям, подросткам и взрослым, М.А., MSW, возглавляет студию "На первом этаже", США

Метрики

Просмотров

Всего: 2785
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1254
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1