Богословие диалога. "Я и ТЫ" Мартина Бубера

898

Аннотация

В статье описываются диалогические отношения Я-Оно и Я-Ты, взаимоотношение которых автор, опираясь на интуицию Мартина Бубера, представляет как относительную антиномию между Я-Оно и Я-Ты, по смыслу близкую к хорошо известным христианским антиномиям. «Врожденное Ты» человека ищет своей реализации во взаимоотношении Я-Ты, инициируемом подлинной встречей. Характеристики «подлинной встречи» и соответствующие опасности «ложной встречи» помогают подойти ближе к пониманию образа такой встречи, которая приводит к подлинному диалогу. Можно заметить изменение размерности, происходящее при переходе от одностороннего отношения Я-Оно к двухстороннему Я-Ты и затем при обращении к «вечному Ты», когда мы входим в трехмерное подтвержденное отношение Я-Ты. Последнее, подтверждаемое той благодатью общения, которая дается через отношение Я-«вечное Ты», и является богословским основанием межличностного диалога, его осмыслением и подтверждением со стороны тринитарного богословия.

Общая информация

Рубрика издания: Психология веры, христианская психология и психотерапия

Для цитаты: Завершинский С. Богословие диалога. "Я и ТЫ" Мартина Бубера // Консультативная психология и психотерапия. 2008. Том 16. № 3. С. 7–18.

Фрагмент статьи

Достаточно продолжительное время проблема адекватных человеческих отношений рассматривалась, скорее, в контексте дебатов и диспутов, чем в контексте диалога. Многое препятствует диалогу, когда в отношениях проявляются «скрытность, необоснованные надежды, предубежденность, измышления, размолвки, конфликты, двусмысленности и неопределенности» (Kramer, 2003, с.2).

Хотя эгоизм превалирует в человеческой природе, сознание все-таки напоминает человеку о таком измерении его бытия, где он вступает в отношения с другими людьми. Инаковость становится неизбежной реальностью в персональной жизни человека, который вступает в диалог. Через отношения с другими людьми можно увидеть свою жизнь как бы в отраженном свете, и такое представление о ней оказывается более реальным, чем наше собственное внутреннее представление.

Оставаясь в твердом убеждении, что «я знаю, кто я есть», можно упустить важную сторону своей личности, которая известна и понятна окружающим нас людям. Эту неизвестную сторону самого себя необходимо принять во внимание в диалоге, когда наше «я» проникается другим «я», заинтересованным во взаимопонимании. В философии и богословии персональный подход к окружающему нас миру и его Творцу серьезно переориентировал интерес человека в сторону диалога и межличностных отношений.

Среди наиболее значительных работ в области человеческих отношений и диалога, написанных такими выдающимися мыслителями начала прошлого века как Бубер, Розенцвейг и Эбнер, книга Мартина Бубера «Я и Ты» заслуживает особо пристального внимания (Buber, 1937).

В этом замечательном произведении глубокая поэзия и серьезная философия служат единой идее автора, раскрывающей значение человеческих отношений. Невозможно представить себе абсолютно безотносительную, то есть лишенную всяких отношений, жизнь. Вступив в диалог, его участники получают возможность соприкоснуться с неким единым бытием, общим каждому из них настолько, насколько он открыт для диалога. М.Бубер подчеркивает значение этого единого диалогического бытия, когда объясняет фундаментальность отношения Я-Ты и его отличие от отношения Я-Оно.

Словесная пара Я-Оно означает объективированные и монологические отношения, в то время как сочетание Я и Ты предполагает отношения диалога и общения. Таким образом, можно говорить, что если пара Я-Оно указывает на степень отделения от других, то пара Я-Ты – на совместность и тесную связь (там же, c.16).

При рассмотрении роли диалога М.Бубер пишет о феномене, свойственном только человеку, – это феномен осмысленной речи, благодаря которому люди общаются друг с другом, то есть сосуществуют. Осмысленная речь может привести к взаимопониманию и диалогу (что, впрочем, случается не всегда). Следовательно, диалог можно рассматривать как форму или модус личностного бытия, различимого внутри бытия-с-другим, то есть во взаимоотношении, постоянно оказывающем влияние на личностное бытие.

Я, выраженные в словесных парах Я-Ты и Я-Оно, различаются. Однако сам по себе мир не дуалистичен, хотя в личностном отношении к нему может быть рассмотрен в двух различных и соотносящихся модусах. Различие между ними труднообъяснимо, и можно ожидать, что оно будет исчезать при начале диалога. Диалогический модус бытия личности имеет двухмерную перспективу вместо монологического отношения в паре Я-Оно. В процессе диалога одностороннее Я преобразуется в Я, взаимно отображенное в Ты. Тем не менее, реальности бытия, единого в принципе и в непосредственном понимании его целостности, соответствуют два соотнесенных модуса.

Литература

  1. Buber Martin. I and Thou / trans. by R.G.Smith. – Edinburgh: T&T Clark, 1937.
  2. Buber Martin. Philosophical Interrogations. – New York: Hope, Rinehart & Winston, 1964.
  3. Buber Martin. The Knowledge of Man: A Philosophy of the Interhuman / trans. by M.Friedman and R.G.Smith. – New York: Harper and Row Publishers, 1965.
  4. Kramer Kenneth. Martin Buber’s  I and Thou: practicing living dialogue. Kenneth Paul Kramer with Mechthild Gawlick. – New Jersey: Paulist Press, 2003.
  5. Livingstone E. A. The Concise Oxford Dictionary of the Christian Church. Second edition. – Oxford: Oxford University Press, 2000.
  6. Macquarrie John. Existentialism. An introduction, guide and assessment. – London: Penguin Books, 1972.
  7. Patrologia Graeca, 94, 860C.
  8. Russell Bertrand. History of Western Philosophy. – London: Routledge, 2000.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 2013
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 898
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 5