О различении понятий личности и природы человека в Православии.

949

Аннотация

Статья посвящена проблеме понимания личности и ее отличия от природы человека, которая, по мнению автора, является ключевой проблемой право-славной антропологии. Автор подчеркивает, что правильное понимание от-ношения личности и природы человека возможно только на основе верного понимания Троицы. Поскольку в православном познании тварного мира ан-тропология является фундаментальной наукой, то решение проблемы взаи-моотношения личности и природы оказывает решающее влияние и на по-знание антропосферы.

Общая информация

Рубрика издания: Философия, антропология, культура

Для цитаты: Непомнящих И.А. О различении понятий личности и природы человека в Православии. // Консультативная психология и психотерапия. 2009. Том 17. № 3. С. 83–96.

Фрагмент статьи

Сегодня главной проблемой для Православия становится не распространение атеизма, как это было в последние века, а возврат от религии Личности и личности в дохристианскую природную, магическую религиозность. Опасность этого движения вспять определяется в настоящее время не столько тем, что ему следуют отвергающие Православие, сколько тем, что при современной свободе вероисповедания ему невозбранно следуют и те, кто считает себя православными. Во всех случаях этот сдвиг от христианства к язычеству связан с отрицанием Личности и подменой понятия «личность» понятием «природа» или «индивид». Многие склонны не видеть между этими понятиями различия или не придавать значения пониманию этого различия. Однако смешение этих понятий выхолащивает сегодня Православие и служит возрождению языческих религий, приобретающих новые современные формы. Этот процесс захватывает все конфессии, порождая различные идеологии, возвеличивающие падшую природу человека.

Литература

  1. Алипий, архим., Исайя, архим. Догматическое богословие: курс лекций. Свято-Троицкая Лавра, 1999.
  2. Георгий (Шестун), иером. Православная традиция духовно-нравственного становления человека: дис. … доктора пед. наук).
  3. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о молитве Иисусовой: соч., т. 2. СПб, 1905.
  4. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2006.
  5. Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой  личности // Богословие и боговидение. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 2000.
  6. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
  7. Лосский В.Н. По образу и подобию. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1995.
  8. Лосский Н.В. Понятие о личности по В.Н. Лосскому.
  9. Флоровский Георгий, свящ. Восточные Отцы IV века. Париж, 1933.
  10. Флоровский Георгий, свящ. Восточные Отцы V-VIII веков. Преп. Максим Исповедник. Париж, 1933.
  11. Флоровский Георгий, свящ. Cмысл истории и смысл жизни // Из прошлого русской жизни. М.: АГРАФ, 1998.
  12. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М., 1885.

Информация об авторах

Непомнящих Игорь Анатольевич, ведущий научный сотрудник Института сейсмологии Казахстана, автор нескольких монографий по геофизике, биофизике, а также по вопросам православной антропологии и православного естествознания. Наиболее полное изложение его взглядов на православную науку содержится в книге: «Россия: православное осмысление мира», Екатеринбург, 2008, Россия, e-mail: ingvarnepnep@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1583
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 949
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4