Федунина Н.Ю. кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Центр экстренной психологической помощи Московского государственного психологического университета, психолог, Центр спортивных технологий (ГКУ «ЦСТиСК Москомспорта»), Москва, Россия e-mail: natalia_fedunina@mail.ru
Чурсина Е.А. психолог в ЦППРиК "На Снежной" e-mail: tchursinaea@gmail.com
Статья посвящена анализу образа телефона доверия в прессе и воспоминаниях консультантов. Рассматривается история телефона доверия через призму специфики осуществляемого журналистом "перевода" с языка профессиональной области телефонного консультирования, предстающей перед ним во время интервью, на язык читателя в контексте изменений социо-культурных норм и представлений, а также развития профессионального сообщества.
* Консультант статьи — Е. Креславский. Мы также благодарны ему за базисную для статьи метафору журналиста как переводчика.
Мы благодарим также наших коллег, консультантов ТД разных лет — М. Зосимову, Е. Креславского, А. Логвинскую, О. Филипповскую, Т. Хамову, Н. Вайнштейн, С. Яблонскую, давших интервью для этой статьи и поделившихся размышлениями и воспоминаниями.
Ссылка для цитирования
Фрагмент статьи
Другдруга отражают зеркала, Взаимно
искажая отраженья... Г. Иванов
Вступление
«Журналист — это переводчик», — сказал в интервью первый президент РАТЭПП
Евгений Креславский. Журналист переводит послание специалиста на свой язык, а
потом на язык читателя. Насколько хорошим получается перевод, зависит от
способности специалиста выразить мысль, от способности журналиста понять, от
более широкого социо-культурного контекста представлений и норм, а также от
особенностей профессионального сообщества. Нас заинтересовала эта сторона
развития телефона доверия (ТД) в России — образ ТД в прессе, а также в
воспоминаниях сотрудников разных лет. Материалом для статьи послужили интервью
с консультантами, обзор газетных и журнальных статей о телефоне доверия, а
также обобщение опыта супервизий одного из московских ТД.
Восьмидесятые
Информация о первом ТД в одной из московских газет 1982г. была опубликована
в рубрике «Невероятно, но факт». Как и зарубежные ТД, он был направлен на
предотвращение суицидов и помощь человеку в состоянии кризиса. У истоков
телефонной службы стояла Айна Григорьевна Амбрумова, которая еще в 60-х годах
начала заниматься суицидологией. «Ею была создана группа, которая стала
изучать эту проблему. И потом эти же специалисты в 1981 году готовили
телефонных консультантов» (из интервью с О.Ф.). Амбрумовой пришлось
преодолеть немалое сопротивление, обосновывая необходимость создания ТД. «Какие
могут быть трагедии в нашем, социалистическом обществе? — недоумевали члены
ученого совета НИИ, где она делала свое первое сообщение. — Если человек «устал
от жизни» и у него пропала охота бороться, значит, он душевно больной, и его
лечат психиатры» [Яновская, 1985, с. 27].
Сам феномен ТД воспринимался как нечто в высшей степени необычное. И даже
его основные принципы поражали. «Нам звонила одна абонентка, —
вспоминает консультант первого ТД, А.Л., — она говорила: "Это что ж это
такое в нашей стране! Анонимная служба? Это недопустимо!" Устами этой безумицы
говорила истина: действительно, как это в Советском Союзе была анонимная
служба, да еще по превенции самоубийств! Во-первых, у нас в СССР не было
самоубийств, у нас все люди живут до 120 лет и умирают от счастья. Во-вторых,
здоровые люди самоубийством жизнь не кончают. Это была тоже доктрина. И тут
вдруг ТД». Понимание базисных принципов ТД, сформулированных зарубежным
опытом кризисного телефонного консультирования, давалось непросто. Да и на то
были основания — попытки прослушки случались.
Для консультантов необычность ТД заключалась в свободе и реальности. Их
привлекал свободный график и реальная возможность помощи другому человеку. Ведь
ради этого многие и шли учиться на психологический факультет, а не для того,
чтобы «отсиживать» время в «ящиках» (НИИ и лабораториях. — О.Ф.) (на
поверхности ассоциация «сыграть в ящик» и противопоставление живого и
мертвого).
***
Мы благодарим наших коллег, консультантов ТД разных лет — М. Зосимову, Е.
Креславского, А. Логвинскую, О. Филипповскую, Т. Хамову, Н. Вайнштейн, С.
Яблонскую, давших интервью для этой статьи и поделившихся размышлениями и
воспоминаниями.
Литература
Гуггенбюль-Крейг Адольф. Власть архетипа в психотерапии и медицине / Серия:
«Библиотека аналитической психологии», 1997.
Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Конец 90-х годов: затухание образцов // Мониторинг
общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. № 1 (51). С.
15–30. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/295866.html
(дата обращения 09.07.2009).
Панькина М.Н. Психологический анализ степени профессионального «сгорания»
консультантов на оренбургском городском телефоне доверия // Вестник РАТЭПП.
Сборник методических материалов. Издательство Саратовского университета, 2004.
С. 51–55.
Решетникова О. Как нам жить вместе. Интервью с экс-президентом РАТЭПП
Евгением Креславским. [Электронный ресурс]. URL:
http://ratepp.by.ru/assort/2pres.htm.
Сартан М. Товарищество на вере. Интервью с президентом РАТЭПП Ольгой
Федотовой. [Электронный ресурс]. URL:
http://ratepp.by.ru/assort/2pres.htm.
Круговая порука добра. Светлой памяти М.З. Дукаревич. М.: ЗАО «Кудесники»,
2004.
Праксина Т.В. Становление мировоззрения консультанта Телефона доверия //
Вестник РАТЭПП. Сборник методических материалов. Издательство Саратовского
университета, 2004. С. 40–45.
Яновская М.И. Ваше слово, доктор. М.: Советская Россия, 1985. 144 с.
Huxley P. and Kerfoot M. 1995. A typology of crisis services for mental
health. Journal of mental health. October 1. Vol. 4. Issue 4.
Kaul R.E. and Welzant V. 2005. Disaster mental health: a discussion of best
practices as applied after the Pentagon attack. In Crisis Intervention.
Handbook, ed. A.R. Roberts, 200–220. Oxford University Press.
Reyes G. and Elhai J.D. 2004. Psychosocial intervention in the early phases
of disasters. In Psychotherapy: theory, research, practice, training.
Vol. 41. № 4. 399–411.
Stein B. 1996. Community reactions to disaster: an emerging role for the
school psychologist. Paper presented at XIX-th International School
Psychology Colloquium. August, in Eger, Hungary.
Viney L.L., Clarke A.M., Bunn T.A. and Benjamin Y.N. 1985.
Crisis-intervention couseling: an evaluation of long-and short-term effects.
Journalofcounselingpsychology. Vol. 32. №
1: 29–39.
Газетные и журнальные статьи о ТД (в хронологическом порядке
1982-2008)
Алова А. «Телефон доверия слушает!» // Труд, 8.04.1982.
Вайс И., Шейфис А. Помочь человеку // Октябрь, 1982.
Когтев Ю., Юсковец А. «Алло! Хочу посоветоваться» // Репортаж из
отделения экстренной психологической помощи по телефону.
Месхи И. Добрым не прикинешься // Огонек, 1982, № 2.
Орлов А. «Телефон доверия» слушает… // Служба здоровья, 1982,
май.
Huxley P. and Kerfoot M. 1995. A typology of crisis services for mental
health. Journal of mental health. October 1. Vol. 4. Issue 4.
Kaul R.E. and Welzant V. 2005. Disaster mental health: a discussion of best
practices as applied after the Pentagon attack. In Crisis Intervention.
Handbook, ed. A.R. Roberts, 200–220. Oxford University Press.
Reyes G. and Elhai J.D. 2004. Psychosocial intervention in the early phases
of disasters. In Psychotherapy: theory, research, practice, training.
Vol. 41. № 4. 399–411.
Stein B. 1996. Community reactions to disaster: an emerging role for the
school psychologist. Paper presented at XIX-th International School
Psychology Colloquium. August, in Eger, Hungary.
Viney L.L., Clarke A.M., Bunn T.A. and Benjamin Y.N. 1985.
Crisis-intervention couseling: an evaluation of long-and short-term effects.
Journal of counseling psychology. Vol. 32. № 1: 29–39.