Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9255Новости 1822Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 20 место — направление «Психология» 0,577 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,000 — двухлетний импакт-фактор ![]() Консультативная психология и психотерапия Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2075-3470 ISSN (online): 2311-9446 DOI: https://doi.org/10.17759/cpp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1992 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Консультативная психология и психотерапия Компенсация аутистических черт на втором году жизни младенца: преодоление страдания через развитие привязанности 2704Бардышевская М.К. АннотацияСтатья посвящена исследованию раннего развития маленького мальчика с аутистическими чертами, воспитывающегося в доме ребенка. Его развитие отслеживалось двумя методами: методом этологического наблюдения и методом психоаналитического наблюдения за младенцами, разработанного Esther Bick. В начале наблюдения сильное стремление ребенка к близкому контакту с взрослым не могло быть реализовано из-за непереносимости малейшего препятствия в контакте и фиксации самых архаичных способов контакта («зарывание», «укоренение» в теле взрослого). В статье описывается постепенное развитие привязанности ребенка и наблюдателей в условиях регулярных, но нечастых и ограниченных по времени контактов. Наблюдение способствовало развитию символической активности ребенка и его способности накапливать хороший эмоциональный опыт в близких эмоциональных контактах, благодаря чему была создана основа для сбалансированного дальнейшего развития мальчика. Ключевые паттерны, позволившие ребенку перейти от аутизма к привязанности, проиллюстрированы фотографиями. Фрагмент статьи
Теоретический контекст исследования Развитие поведения привязанности традиционно анализируется в рамках этологической теории. Смысл этого поведения заключается в поиске и сохранении эмоциональной близости двух людей, в том числе младенца и родителя, для достижения чувства внутренней безопасности [Bowlby, 1979][НЦ1] . Технические средства достижения близости разнообразны. К ним относятся тактильный контакт, глазной контакт, голосовой контакт, как невербальный, так и вербальный, мимика, жесты, позы, реакция следования за фигурой привязанности. Паттерны привязанности могут быть организованы гармонично или дисгармонично. При гармоничном развитии они легко интегрируются с другими сохранными формами поведения. Так, нормально развивающийся младенец испытывает удовольствие от кормления грудью и чередует сосание с игрой с материнским телом, исследует лицо матери, лепечет при переодевании и т. д. При дисгармоничном развитии привязанности для инициации и поддержания контакта, для стимуляции родительской заботы ребенок может использовать неспецифические для привязанности паттерны. Чаще всего к ним относятся те, в которых в искаженном виде проявляются обнаженные влечения ребенка. Это агрессия и аутоагрессия, сексуальное поведение (аутостимуляция с элементами саморазрушения), искаженные формы питания (рвота, срыгивание, поедание несъедобного), сна (инверсия ритма, отсутствие сна, ночные истерики, сон на шкафу и пр.), выделения (запоры, испражнения во время переодевания с пачканием матери), территориального поведения (пачкание, маркирование территории своими выделениями). На тесную генетическую связь между нарушенной привязанностью и аутизмом указывали Niko Tinbergen [Tinbergen, 1983], Виктор Лебединский [Лебединский, 1996]. Сможет ли ребенок восстановить нарушенное поведение привязанности, зависит, прежде всего, от того, сохранен ли у него сам мотив поиска близости и насколько сильно поведение привязанности искажено из-за фиксации аномальных форм поведения, перечисленных выше. Наряду с теорией привязанности исследование опиралось на психоаналитическую традицию объяснения эмоциональных состояний, которые сопровождают те или иные поведенческие феномены. Такое понимание имеет терапевтическое применение, которое может быть сформулировано так: взрослый понимает состояние ребенка при отвержении или непереносимости близкого эмоционального контакта и помогает ему найти безопасные дозированные формы взаимодействия. [НЦ1][6] в списке литературы соответсвует [Bick, 1964] стоит проверить точно ли указана ссылка Литература
Статьи по теме
Инклюзивное образование, Клиническая психология | Ципан Р.М., Паренте Ч.И., Хендрен Р.Л. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|