Профессиональный путь Валерия Ивановича Олешкевича

152

Общая информация

Рубрика издания: События и даты

Тип материала: персоналии

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2021290412

Для цитаты: Бурлакова Н.С. Профессиональный путь Валерия Ивановича Олешкевича // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Том 29. № 4. С. 180–182. DOI: 10.17759/cpp.2021290412

Полный текст

 

 

Олешкевич Валерий Иванович (02.04. 1961 — 06.07.2021) — психолог, клинический психолог, кандидат философ. наук. Родился в Брестской области, Беларусь. Путь в психологию был непростым: до поступления на факультет психологии МГУ на протяжении трех лет с отличием учился на факультете математики в техническом вузе. Однако интерес к философии и психологии, проявившийся достаточно рано, стал основным и привел на факультет психологии Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова, который окончил обучение в 1991 году на кафедре возрастной психологии. Начиная с 1983 года, долгое время работал в рамках методологического и игрового движения, сотрудничал с О.С. Анисимовым и другими непосредственными учениками Г.П. Щедровицкого. Окончил аспирантуру по философии, а затем и психологии (МГУ имени М.В. Ломоносова). В 1997 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психоанализ как феномен новой психотехнической культуры». Проходил переподготовку по клинической психологии в МГУ имени М.В. Ломоносова, на факультете клинической психологии 3-го Медицинского института (г. Москва), работая в учреждениях практического здравоохранения, получил квалификацию «клинический психолог высшей категории».

Глубокий интерес к научному познанию, «методологический слух» к мышлению, неизменный интерес к возможностям междисциплинарных исследований, к российской культурно-исторической психологии и ее методологии творчески был реализован Валерием Ивановичем: 1) в изучении проблем социальной природы психологического и клинико­психологического знания (на примере концепций З. Фрейда, А. Адлера, Э. Эриксона, П.Я. Гальперина и др.); 2) в оригинальном рассмотрении происхождения психологических концепций как производных от психотехнических структур человеческого опыта; 3) в разработке авторского понимания психотехники, во-первых, как техники производства и воспроизводства сознания (внешняя культурная форма); во-вторых, как элемента самосознания человека; в-третьих, как формы развития сознания и самосознания; 4) в психотехническом анализе психотерапии, ее истории и логике развития. Этому посвящены книги «Рождение новой психотехнической культуры», «История и логика развития европейской психотехники», «Психология как психотехника», «Психология, психотерапия и социальная педагогика А. Адлера», «Психологическая концепция идентичности Э. Эриксона в зеркале личной истории автора (опыт исследования природы клинико-психологического знания)» (в соавт.). На протяжении всей научной и творческой биографии происходило постоянное обращение к изучению культурно-исторической психологии и методологии Л.С. Выготского, концепции П.Я. Гальперина, диалогической психологии М.М. Бахтина и развитию эвристики этих взглядов в области системного культурно-исторического анализа в клинической психологии, психологии развития, прикладной психологии. На базе этих взглядов (в сотрудничестве и соавторстве с Н.С. Бурлаковой) был осуществлен анализ истории и методологии проективных методов, описана ситуация получения проективных данных, а также создан ряд авторских модификаций для их аналитики; предложены новые рефлексивные средства для рассмотрения патопсихологической диагностики в рамках традиции московской школы патопсихологии; произведен анализ отдельных линий в развитии детской психотерапии; представлены образцы глубинного герменевтического и культурно-исторического анализа индивидуального случая (в том числе биографии создателя концепции идентичности Э. Эриксона) и т. д.

Начиная с конца 90-х гг., Валерий Иванович периодически читал курсы лекций в различных вузах и был погружен в практическую работу с детьми с ОВЗ, девиантными подростками, проблемными подростками, в том числе с самоповреждающим поведением, с которыми он взаимодействовал по линии благотворительной организации «Новый дом» (помощь несовершеннолетним в местах лишения свободы), позже — во время практической работы в детской городской поликлинике № 67 г. Москвы (где проработал более 15 лет), Московском НИИ наркологии, последние годы — в НПЦПЗ ДП имени Г.Е. Сухаревой. Этот опыт стал источником рефлексии, итоги которой были представлены в работах, посвященных вопросам системной психологической и социальной помощи семье и ребенку с ОВЗ, проблемам прикладной психологии в медицине, разработке различных аспектов культурно-исторической психологической диагностики, профилактики и реабилитации. В общей сложности лично или в соавторстве было написано 11 книг и около 130 статей.

Тексты Валерия Ивановича — это развернутая перед читателем «ткань» мышления, это выражение готовности и умения понимать, а затем додумывать мысль до ее предела, погружаясь в сложные и напряженные диалоги, заглядывая в основания современной психологии и психотерапии и усматривая логику их дальнейшего развития. Надеемся, что выношенные, аналитически продуманные Валерием Ивановичем мысли и идеи продолжат свою жизнь и в науке будущего.

Н.С. Бурлакова

Информация об авторах

Бурлакова Наталья Семеновна, кандидат психологических наук, Доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7244-6509, e-mail: naburlakova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 229
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 152
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1