Предисловие главного редактора

59

Общая информация

Рубрика издания: Колонка редактора

Тип материала: редакторская заметка

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2022300201

Для цитаты: Холмогорова А.Б. Предисловие главного редактора // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Том 30. № 2. С. 5–7. DOI: 10.17759/cpp.2022300201

Фрагмент статьи

Мы живем в очень непростое время, которое называют эпохой постмодернизма. Это время, когда вопрос о реальности становится все более острым. Статья М.М. Елфимовой, которая открывает новый номер нашего журнала, во многом отражает эту остроту. Автор задается вопросом, что же мы будем подразумевать под семейным мифом и есть ли у него какая-то связь с реальностью, или же это просто один из возможных нарративов, который мы можем легко (или не очень легко) заменить на другой, который нас больше устраивает. Многих из наших читателей, наверняка, и лично, и профессионально затронет эта статья, в которой автор анализирует разные подходы к семейному мифу. Статья ставит острые методологические вопросы, поэтому мы помещаем ее в соответствующую рубрику «Теория и методология». Мы приглашаем всех желающих к дискуссии и специально готовы открыть эту рубрику в следующем номере.

Полный текст

Мы живем в очень непростое время, которое называют эпохой постмодернизма. Это время, когда вопрос о реальности становится все более острым. Статья М.М. Елфимовой, которая открывает новый номер нашего журнала, во многом отражает эту остроту. Автор задается вопросом, что же мы будем подразумевать под семейным мифом и есть ли у него какая-то связь с реальностью, или же это просто один из возможных нарративов, который мы можем легко (или не очень легко) заменить на другой, который нас больше устраивает. Многих из наших читателей, наверняка, и лично, и профессионально затронет эта статья, в которой автор анализирует разные подходы к семейному мифу. Статья ставит острые методологические вопросы, поэтому мы помещаем ее в соответствующую рубрику «Теория и методология». Мы приглашаем всех желающих к дискуссии и специально готовы открыть эту рубрику в следующем номере.

В раздел «Научные обзоры» включены две статьи. Первая из них представляет собой аналитический обзор российских и зарубежных исследований, посвященных стратегиям совладающего поведения у младших школьников. Авторы статьи Р.М. Байрамян и К.С. Чулюкин предлагают типологию таких стратегий, а также критерии их недостаточной сформированности с целью выделения группы риска по эмоциональной дезадаптации уже на этапе младших классов школы. Вторая статья посвящена факторам риска интернет-зависимости и включает обзор российских исследований, проведенных на группах женского пола. Авторы статьи, Е.Ю. Шакун, А.М. Ломовая и Е.В. Фадеева постарались обобщить данные, полученные при использовании разных шкал интернет-зависимости и разных опросников, направленных на выделение факторов риска. Интересно было бы в дальнейшем провести сравнение с мужской выборкой и выделить гендерную специфику проблемного пользования интернетом.

Традиционно самая большая рубрика нашего журнала «Эмпирические исследования» на этот раз включает пять статей, весьма различных по своей тематике. Однако две первые статьи рубрики объединяет то, что они посвящены детям с серьезными соматическими заболеваниями. В первой статье В.И. Быкова с соавторами рассматривают проблему нарушения времени у подростков, перенесших травму головного мозга, и задачи реабилитации. Учитывая широкую распространенность такого рода травм в подростковом возрасте, а также необходимость разработки эффективных реабилитационных мероприятий, представляется крайне важным своевременная, дифференцированная, тонкая психологическая диагностика возникших нарушений. Опираясь на полученные данные эмпирического исследования, авторы выдвигают интересную гипотезу о роли смысловых образований в реабилитационных мероприятиях. Во второй статье О.С. Шелоумовой и Н.В. Золотовой рассматривается проблема психологического состояния детей, заболевших туберкулезом. К большому сожалению, это, казалось бы, побежденное инфекционное заболевание опять становится эпидемиологически значимым. В настоящее время крайне мало исследований, посвященных эмоциональному состоянии детей, заболевших туберкулезом. Между тем их переживания, связанные с необходимостью стационирования, мерами изоляции и длительным лечением, могут быть достаточно сложными и тяжелыми. Полученные данные служат обоснованию необходимости психологического сопровождения детей, больных туберкулезом. Таким образом, исследования, проведенные авторами обеих статьей важны для доказательства роли психологии в медицине, особенно когда речь идет о заболеваниях детей.

Третья статья также тесно связана со здоровьем детей, но прежде всего с профилактикой психических расстройств. Известно, что дети, которые много времени проводят в интернете, больше подвержены депрессивным и тревожным расстройствам. Культура пользования интернетом в эпоху цифровизации прививается детям в семье уже с самого младшего возраста, и, прежде всего, родителями. Исследование позиции родителей в этом вопросе является важной основой для постановки задач психообразовательной работы с родителями. Такое исследование было проведено Е.Е. Клопотовой, С.Ю. Смирновой, О.В. Рубцовой и М.Г. Сороковой на репрезентативной выборке из 6376 родителей детей от 2-х до 7-ми лет. Важным результатом исследования оказалось отсутствие последовательной и осознанной позиции почти у трети родителей, что указывает на явно недостаточную просветительскую работу с родителями в детских садах в целях профилактики интернет-зависимости и тесно связанной с ней эмоциональной дезадаптации у дошкольников, которая в дальнейшем, уже школьном возрасте, может стать серьезным препятствием к обучению и развитию.

Две последние статьи в рубрике «Эмпирические исследования» проведены на популяционных выборках взрослых испытуемых. Психологов всегда интересовал вопрос о том, какие факторы влияют на принятие решений людьми в тех или иных ситуациях. Поиску ответа на этот вопрос посвящено исследование Т.В. Корниловой. Статья Е.Ю. Коржовой и А.Н. Проворовой посвящена выявлению связей различных метакогнитивных стратегий и рисков эмоциональной дезадаптации. Статья направлена на поиски ответа на вопросы, остро вставшие в когнитивно-бихевиоральной терапии третьей волны: как отличить продуктивную рефлексию от руминирования и самокопания, где грань между ними? Читатели, которых интересуют ответы на все упомянутые вопросы, смогут найти полезную информацию в этих статьях.

В рубрике «События, даты» мы размещаем материал, посвященный недавно прошедшей Международной научно-практической конференции ФИДЕ «Шахматы в образовании». На конференции обсуждалась проблема введения шахмат в систему образования детей дошкольного и школьного возраста с целью содействия развитию детей, коррекции различных нарушений и повышению академической успеваемости. На конференции прозвучала ставшая крылатой фраза российского психолога Н.Г. Алексеева: «шахматы самим Богом созданы для развития способности действовать в уме» (1979).

Наконец, мы уверены, что для большинства читателей в наше неспокойное и напряженное время будет полезен и интересен дайджест, который по нашей просьбе был подготовлен постоянной ведущей этой рубрики Еленой Можаевой. Здесь читатель сможет найти самые свежие данные из последних метаанализов, касающиеся эффективности разных видов психотерапии при расстройствах, связанных с травматическим стрессом как у взрослых, так и у детей.

С пожеланиями всем нашим читателям найти возможность для восстановления сил и отдыха в это летнее время!

А.Б. Холмогорова

Информация об авторах

Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ГБУЗ «НИИ СП имени Н.В. Склифосовского ДЗМ», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199, e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 153
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 59
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3