Специальный выпуск журнала “Консультативная психология и психотерапия” победил в конкурсе "Золотая Психея"
В номинации «Проект года в
психологической науке» Национального психологического конкурса
"Золотая Психея" по итогам народного
голосования победил специальный выпуск журнала
"Консультативная
психология и психотерапия" «Рефлексивно-деятельностный подход в оказании
консультативной психолого-педагогической помощи». Руководитель проекта -
Зарецкий
В.К. Участники проекта: авторы статей спецвыпуска - Ассман Е.В.,
Карлова М., Филина Н., Зарецкий Ю.В., Мартынов Е., Познякова С., Антонова А.Н.,
Симунова Н.Г.
Зарецкий
Виктор Кириллович - профессор кафедры индивидуальной и групповой
психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ, заведующий
лабораторией психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и
молодежи с особенностями развития и инвалидностью Института проблем
интегрированного (инклюзивного) образования.
Рефлексивно-деятельностный подход (РДП) в оказании
консультативной помощи детям в преодолении учебных трудностей, а также учителям
и родителям, участвующим в этом процессе со своих позиции развивается на
протяжении полутора десятилетий группой специалистов (психологов и учителей),
общее руководство деятельностью которых осуществляет В.К.Зарецкий. Последние
десять лет эта работа ведется в рамках научных программ МГППУ. Представленный
на конкурс специальный выпуск журнала «Консультативная психология и
психотерапия» (2013, №2) почти полностью посвящен сущности, истории становления
и приложениям РДП именно практики оказания консультативной помощи в учебной
деятельности, которая способствует общему развитию детей, имеющих трудности в
обучении и различные отклонения в развития, обусловленные физическими,
социальными или же психологическими факторами. Основная идея РДП – оказывать
содействие в развитии ребенку как субъекту преодоления собственных трудностей,
как субъекту учебной деятельности и саморазвития, при этом взрослый действует
из позиции сотрудника (консультанта), оказывая помощь преимущественно по
процессу преодоления трудностей, а не обучая «как надо», стараясь создавать
условия для инициации, укрепления и развития субъектного ресурса ребенка. При
этом его функция как носителя культурно-исторического опыта, транслируемого
ребенку, естественно, сохраняется, но рассматривается несколько шире, чем это
принято трактовать в традиции культурно-исторической психологии
Л.С.Выготского.
Актуальность разработки РДП как направления, развиваемого на стыке педагогической и консультативной психологии (если брать шире, то – на стыке педагогики и психологии), обусловлена целым рядом тенденций, имеющих место в образовании, психологии развития, психотерапии и педагогики, как в нашей стране, так и за рубежом.