Специальный выпуск журнала “Консультативная психология и психотерапия” победил в конкурсе "Золотая Психея"

17

В номинации «Проект года в психологической науке» Национального психологического конкурса "Золотая Психея" по итогам народного голосования победил специальный выпуск журнала "Консультативная психология и психотерапия" «Рефлексивно-деятельностный подход в оказании консультативной психолого-педагогической помощи». Руководитель проекта - Зарецкий В.К. Участники проекта: авторы статей спецвыпуска - Ассман Е.В., Карлова М., Филина Н., Зарецкий Ю.В., Мартынов Е., Познякова С., Антонова А.Н., Симунова Н.Г. 

Зарецкий Виктор Кириллович - профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ, заведующий лабораторией психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования.

Рефлексивно-деятельностный подход (РДП) в оказании консультативной помощи детям в преодолении учебных трудностей, а также учителям и родителям, участвующим в этом процессе со своих позиции развивается на протяжении полутора десятилетий группой специалистов (психологов и учителей), общее руководство деятельностью которых осуществляет В.К.Зарецкий. Последние десять лет эта работа ведется в рамках научных программ МГППУ. Представленный на конкурс специальный выпуск журнала «Консультативная психология и психотерапия» (2013, №2) почти полностью посвящен сущности, истории становления и приложениям РДП именно практики оказания консультативной помощи в учебной деятельности, которая способствует общему развитию детей, имеющих трудности в обучении и различные отклонения в развития, обусловленные физическими, социальными или же психологическими факторами. Основная идея РДП – оказывать содействие в развитии ребенку как субъекту преодоления собственных трудностей, как субъекту учебной деятельности и саморазвития, при этом взрослый действует из позиции сотрудника (консультанта), оказывая помощь преимущественно по процессу преодоления трудностей, а не обучая «как надо», стараясь создавать условия для инициации, укрепления и развития субъектного ресурса ребенка. При этом его функция как носителя культурно-исторического опыта, транслируемого ребенку, естественно, сохраняется, но рассматривается несколько шире, чем это принято трактовать в традиции культурно-исторической психологии Л.С.Выготского.

Актуальность разработки РДП как направления, развиваемого на стыке педагогической и консультативной психологии (если брать шире, то – на стыке педагогики и психологии), обусловлена целым рядом тенденций, имеющих место в образовании, психологии развития, психотерапии и педагогики, как в нашей стране, так и за рубежом.