Проректор МГППУ Юрий Забродин: никто не собирается выгонять психологов из школ

34

Руководитель Рабочей группы по разработке профессионального стандарта «Педагог-психолог», доктор психологических наук, профессор, проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Юрий Забродин рассказал о том, к чему следует готовиться педагогам-психологам в 2017 году.

- Юрий Михайлович, профстандарт педагога-психолога, принятый в 2015 году уже начал действовать с 1 января 2017–го?

- Совершенно верно.  Надо только понимать, что он действует  как нормативный документ, который можно, но пока не обязательно применять. Окончательно профстандарт вступит в силу с 1 января 2020. Тогда он станет обязательным для всех, кто трудится в образовательных организациях бюджетной сферы, а также центрах психолого-медико-социального сопровождения, в ПМПК и других специализированных центрах.

- А что изменится, начиная с 2017 года,  в условиях работы педагогов-психологов?

Любой профессиональный стандарт строго определяет требования к содержанию работы и требуемой для ее выполнения квалификации человека. Педагоги-психологи в этом смысле не исключение: им придется осознать, что и как они умеют делать, насколько квалифицированы, куда надо двигаться, чтобы повысить свою квалификацию.

Разумеется, у педагогов-психологов в обычных школах и педагогов-психологов из ППМС-центров, которые имеют дело с детьми, испытывающими трудности в обучении, развитии или социализации, трудовые действия, функции будут разными. Но все они ясно и конкретно прописаны в  профессиональном стандарте.

- Сколько сегодня в стране педагогов-психологов?

- Более 60 тысяч человек.

- И все они смогут, готовы трудиться в условиях нового профессионального стандарта?

- Знаете, давайте вести разговор о жизни и стандарте отдельно. В противном случае мы получим два разных ответа на один и тот же вопрос, что вряд ли внесет ясность в сложившуюся ситуацию.

 Так вот, если мы говорим о «жизни», то есть, о реальном положении дел, то как трудились педагоги-психологи в школах, так и будут трудиться. Никто, никогда не собирался и не собирается выгонять их из школы, даже если они не соответствуют сегодня требованиям, записанным в новом стандарте. Мы хорошо знаем, к чему приводят попытки выдавить из образовательной сферы психологов. И все мы хорошо помним трагический случай в московской школе, когда  подросток устроил стрельбу, убил учителя…

Надо признать, что большинство педагогов-психологов трудится самоотверженно, с полной отдачей сил, принося за более чем скромное вознаграждение огромную пользу детям, всему обществу в целом.

 - Но если все-таки вернуться к новому стандарту…

… то придется тогда признать, что сегодня очень многие педагоги-психологи из-за своей недостаточной квалификации не соответствуют его требованиям. Все предъявляемые им требования к педагогу-психологу носят обязательный характер: обязательным становится выстраивание индивидуальной траектории обучения, обязательным будет регулярное, систематическое повышение квалификации, обучение по программам ДПО и даже по программам получения новой квалификации. Все это четко зафиксировано в стандарте.  Раньше этого не было.

- Неужели? Повышение квалификации всегда являлось обязательным для всех педагогов, в том числе и для педагогов-психологов.

- Да, конечно, но только в этом деле царил полнейший произвол! Как, каким способом проходить повышение квалификации - это, в конечном счете, решал либо руководитель образовательной организации, либо сам педагог. Никто не занимался стратегией повышения квалификации.

Мы же сегодня - я имею в виду все наше профессиональное сообщество -  формируем целую систему программ профессионального обучения и подготовки, повышения квалификации. И эта система будет работать в соответствии с объективными требованиями стандарта, а не личными пожеланиями Ивана Ивановича или Ивана Никифоровича.

- Юрий Михайлович, предусматривает ли новый стандарт и новую модель карьерного роста педагога-психолога? Например, Евгений Ямбург, один из разработчиков профстандарта педагога, предлагает  следующие должности, в зависимости от квалификации: учитель, старший учитель, ведущий учитель.   

- Это довольно непростой вопрос. Ну, вот Вы, например, всю жизнь работаете на заводе инженером-конструктором. И Вы, что, сильно переживаете, что так и не стали старшим инженером-конструктором?

- Лично я не переживаю. Главное, чтобы мне регулярно повышали зарплату -  за мой опыт, знания и, как принято теперь говорить, компетенции. Вот если не будут повышать, то тогда я действительно начну сильно переживать!

- Ну, вот в том-то все и дело! Вы только не подумайте, что я противник системы карьерного роста педагогов-психологов в виде ступенчатой системы должностей.  Наоборот, я эту систему всячески поддерживаю. Я вообще считаю, что это очень важное дело - изменение структуры должностей и уточнение  должностных обязанностей в сфере образования. Сегодня  руководителям образовательных организаций уже дан в руки инструмент, позволяющий выстраивать штатное расписание (и зарплату) в соответствии с требованиями к должности, объемом работ (трудовых действий)  и квалификацией работника.

И кстати: не везде, конечно, но во многих странах мира самые квалифицированные, самые опытные педагоги довольствуются «простым» званием учителя, получая при этом зарплату, которая на порядок больше, чем у только что пришедших в школу остепенённых учителей.

- А все-таки, согласитесь, Юрий Михайлович, красиво звучит: старший педагог-психолог.

- Дело вкуса. Но если вводить новые ранжиры в рамках должности «педагог-психолог», то придется договариваться с профсоюзами, менять нормативную базу. Это долгая и непростая история. Впрочем, она, безусловно, тоже имеет право на жизнь.

- В новом стандарте, который совсем уже скоро вступит в силу, четко прописано: педагогом-психологом может работать только человек с 7-м уровнем квалификации. А это означает, что формально в образовательную организацию могут допускаться только педагоги-психологи, закончившие магистратуру. А ведь сегодня у нас подавляющее число работающих педагогов-психологов имеют всего лишь квалификацию бакалавра.

- Да, здесь есть проблема. Но представляете, что будет, если пойти на поводу у некоторых радикально настроенных товарищей, требующих «изымать из обращения», начиная с  2017 года, педагогов-психологов бакалавров и заменять их педагогами-психологами-магистрами? Да у нас тогда вся система образования остановится.

Поэтому-то и даются еще целых три года - до 2020-го (когда  профессиональный стандарт станет обязательным во всех бюджетных организациях, где трудятся педагоги-психологи) на то, чтобы они повысили свою квалификацию до уровня, требуемого стандартом.  Для получения новой квалификации необходимо отучится как минимум 250 часов  дополнительного профессионального образования, освоив специальные  программы профессиональной переподготовки. А можно за два года пройти магистратуру. Время еще есть.

- А может, надо было просто убрать из стандарта некоторые «неподъемные» для нынешних психологов-педагогов квалификационные требования? Чтобы они спокойно продолжали работать в школе? Чтобы у них не было всей этой головной боли от очередных курсов повышения квалификации, переподготовки, обучения в магистратуре?

- Вы предлагаете снизить планку профстандарта?! То есть, образно говоря, что получается: если раньше мастер спорта должен был по нормативу прыгать на высоту, скажем, 2.20, то теперь ему разрешается брать всего лишь 1.80? Выходит, он по-прежнему будет считаться мастером спорта, только прыгающим уже намного ниже?

Кому и какая, скажите, от этого польза? Нам не нужна имитация профстандарта, нам нужен действенный инструмент. И мы, в нашем профессиональном сообществе, уверен, нашли эффективные механизмы, позволяющие педагогам-психологам повысить уровень профессиональной квалификации – это и будет реальный карьерный рост. Сдав квалификационный,  профессиональный экзамен на право практической деятельности, они начнут спокойно работать в условиях нового профстандарта.

- А кто будет принимать этот экзамен?

- Как раз над этим мы сейчас работаем. В том числе,  над системой  и процедурой аттестации, порядком замещения должности. Над новыми программами профессионального развития, выстраиванием принципиально новой структуры оценки и повышения квалификации. Это как раз та работа, которую за ближайшие три года и надо сделать.

Лев Кулаков,

Обозреватель Портала психологических изданий PsyJournals.ru

Источник: РИА Новости