Проректор МГППУ Юрий Забродин: никто не собирается выгонять психологов из школ
Руководитель Рабочей группы по разработке профессионального стандарта «Педагог-психолог», доктор психологических наук, профессор, проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Юрий Забродин рассказал о том, к чему следует готовиться педагогам-психологам в 2017 году.
- Юрий Михайлович, профстандарт педагога-психолога, принятый в 2015 году уже начал действовать с 1 января 2017–го?
- Совершенно верно. Надо только понимать, что он действует как нормативный документ, который можно, но пока не обязательно применять. Окончательно профстандарт вступит в силу с 1 января 2020. Тогда он станет обязательным для всех, кто трудится в образовательных организациях бюджетной сферы, а также центрах психолого-медико-социального сопровождения, в ПМПК и других специализированных центрах.
- А что изменится, начиная с 2017 года, в условиях работы педагогов-психологов?
Любой профессиональный стандарт строго определяет требования к содержанию работы и требуемой для ее выполнения квалификации человека. Педагоги-психологи в этом смысле не исключение: им придется осознать, что и как они умеют делать, насколько квалифицированы, куда надо двигаться, чтобы повысить свою квалификацию.
Разумеется, у педагогов-психологов в обычных школах и педагогов-психологов из ППМС-центров, которые имеют дело с детьми, испытывающими трудности в обучении, развитии или социализации, трудовые действия, функции будут разными. Но все они ясно и конкретно прописаны в профессиональном стандарте.
- Сколько сегодня в стране педагогов-психологов?
- Более 60 тысяч человек.
- И все они смогут, готовы трудиться в условиях нового профессионального стандарта?
- Знаете, давайте вести разговор о жизни и стандарте отдельно. В противном случае мы получим два разных ответа на один и тот же вопрос, что вряд ли внесет ясность в сложившуюся ситуацию.
Так вот, если мы говорим о «жизни», то есть, о реальном положении дел, то как трудились педагоги-психологи в школах, так и будут трудиться. Никто, никогда не собирался и не собирается выгонять их из школы, даже если они не соответствуют сегодня требованиям, записанным в новом стандарте. Мы хорошо знаем, к чему приводят попытки выдавить из образовательной сферы психологов. И все мы хорошо помним трагический случай в московской школе, когда подросток устроил стрельбу, убил учителя…
Надо признать, что большинство педагогов-психологов трудится самоотверженно, с полной отдачей сил, принося за более чем скромное вознаграждение огромную пользу детям, всему обществу в целом.
- Но если все-таки вернуться к новому стандарту…
… то придется тогда признать, что сегодня очень многие педагоги-психологи из-за своей недостаточной квалификации не соответствуют его требованиям. Все предъявляемые им требования к педагогу-психологу носят обязательный характер: обязательным становится выстраивание индивидуальной траектории обучения, обязательным будет регулярное, систематическое повышение квалификации, обучение по программам ДПО и даже по программам получения новой квалификации. Все это четко зафиксировано в стандарте. Раньше этого не было.
- Неужели? Повышение квалификации всегда являлось обязательным для всех педагогов, в том числе и для педагогов-психологов.
- Да, конечно, но только в этом деле царил полнейший произвол! Как, каким способом проходить повышение квалификации - это, в конечном счете, решал либо руководитель образовательной организации, либо сам педагог. Никто не занимался стратегией повышения квалификации.
Мы же сегодня - я имею в виду все наше профессиональное сообщество - формируем целую систему программ профессионального обучения и подготовки, повышения квалификации. И эта система будет работать в соответствии с объективными требованиями стандарта, а не личными пожеланиями Ивана Ивановича или Ивана Никифоровича.
- Юрий Михайлович, предусматривает ли новый стандарт и новую модель карьерного роста педагога-психолога? Например, Евгений Ямбург, один из разработчиков профстандарта педагога, предлагает следующие должности, в зависимости от квалификации: учитель, старший учитель, ведущий учитель.
- Это довольно непростой вопрос. Ну, вот Вы, например, всю жизнь работаете на заводе инженером-конструктором. И Вы, что, сильно переживаете, что так и не стали старшим инженером-конструктором?
- Лично я не переживаю. Главное, чтобы мне регулярно повышали зарплату - за мой опыт, знания и, как принято теперь говорить, компетенции. Вот если не будут повышать, то тогда я действительно начну сильно переживать!
- Ну, вот в том-то все и дело! Вы только не подумайте, что я противник системы карьерного роста педагогов-психологов в виде ступенчатой системы должностей. Наоборот, я эту систему всячески поддерживаю. Я вообще считаю, что это очень важное дело - изменение структуры должностей и уточнение должностных обязанностей в сфере образования. Сегодня руководителям образовательных организаций уже дан в руки инструмент, позволяющий выстраивать штатное расписание (и зарплату) в соответствии с требованиями к должности, объемом работ (трудовых действий) и квалификацией работника.
И кстати: не везде, конечно, но во многих странах мира самые квалифицированные, самые опытные педагоги довольствуются «простым» званием учителя, получая при этом зарплату, которая на порядок больше, чем у только что пришедших в школу остепенённых учителей.
- А все-таки, согласитесь, Юрий Михайлович, красиво звучит: старший педагог-психолог.
- Дело вкуса. Но если вводить новые ранжиры в рамках должности «педагог-психолог», то придется договариваться с профсоюзами, менять нормативную базу. Это долгая и непростая история. Впрочем, она, безусловно, тоже имеет право на жизнь.
- В новом стандарте, который совсем уже скоро вступит в силу, четко прописано: педагогом-психологом может работать только человек с 7-м уровнем квалификации. А это означает, что формально в образовательную организацию могут допускаться только педагоги-психологи, закончившие магистратуру. А ведь сегодня у нас подавляющее число работающих педагогов-психологов имеют всего лишь квалификацию бакалавра.
- Да, здесь есть проблема. Но представляете, что будет, если пойти на поводу у некоторых радикально настроенных товарищей, требующих «изымать из обращения», начиная с 2017 года, педагогов-психологов бакалавров и заменять их педагогами-психологами-магистрами? Да у нас тогда вся система образования остановится.
Поэтому-то и даются еще целых три года - до 2020-го (когда профессиональный стандарт станет обязательным во всех бюджетных организациях, где трудятся педагоги-психологи) на то, чтобы они повысили свою квалификацию до уровня, требуемого стандартом. Для получения новой квалификации необходимо отучится как минимум 250 часов дополнительного профессионального образования, освоив специальные программы профессиональной переподготовки. А можно за два года пройти магистратуру. Время еще есть.
- А может, надо было просто убрать из стандарта некоторые «неподъемные» для нынешних психологов-педагогов квалификационные требования? Чтобы они спокойно продолжали работать в школе? Чтобы у них не было всей этой головной боли от очередных курсов повышения квалификации, переподготовки, обучения в магистратуре?
- Вы предлагаете снизить планку профстандарта?! То есть, образно говоря, что получается: если раньше мастер спорта должен был по нормативу прыгать на высоту, скажем, 2.20, то теперь ему разрешается брать всего лишь 1.80? Выходит, он по-прежнему будет считаться мастером спорта, только прыгающим уже намного ниже?
Кому и какая, скажите, от этого польза? Нам не нужна имитация профстандарта, нам нужен действенный инструмент. И мы, в нашем профессиональном сообществе, уверен, нашли эффективные механизмы, позволяющие педагогам-психологам повысить уровень профессиональной квалификации – это и будет реальный карьерный рост. Сдав квалификационный, профессиональный экзамен на право практической деятельности, они начнут спокойно работать в условиях нового профстандарта.
- А кто будет принимать этот экзамен?
- Как раз над этим мы сейчас работаем. В том числе, над системой и процедурой аттестации, порядком замещения должности. Над новыми программами профессионального развития, выстраиванием принципиально новой структуры оценки и повышения квалификации. Это как раз та работа, которую за ближайшие три года и надо сделать.
Лев Кулаков,
Обозреватель Портала психологических изданий PsyJournals.ru
Источник: РИА Новости