Модернизируя педагогическое образование в России
С момента начала реализации Министерством образования и науки Российской Федерации проектов по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы научный журнал “Психологическая наука и образование” (издательство ГБОУ ВПО МГППУ) предоставляет свою площадку для обсуждения ключевых результатов, эффектов и лучших практик, полученных в ходе проекта модернизации педагогического образования.
Из вступительного слова Александра Климова, заместителя министра образования и науки Российской Федерации, к одному из тематических выпусков журнала:
Обсуждая сегодня промежуточные итоги проекта модернизации педагогического образования в России, который стартовал два года назад по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации, хотелось бы остановиться на трех принципиально важных вещах.
Во-первых, в ходе реализации проекта нам удалось преодолеть, быть может, коренную проблему всего российского образования последних десятилетий. Дело в том, что существующие и во многом устаревшие программы подготовки педагогов стали сильно отставать от целей и задач самой системы общего образования, кардинально и стремительно обновляющейся в связи с принятием и внедрением таких амбициозных (в хорошем смысле слова) документов, как Профессиональный стандарт педагога и ФГОС общего образования.
Устраняя это противоречие, мы, в рамках проекта, разработали более 110 новых модулей основных профессиональных образовательных программ подготовки педагогических кадров: все эти модули, по заключению экспертов, соответствуют требованиям профессионального стандарта педагога и ФГОС общего образования.
Разработанные участниками проекта инновационные программы прикладного и академического бакалавриата, профессиональной (педагогической) и исследовательской магистратуры не только создали условия для деятельностного, профессионально-ориентированного подхода в подготовке педагогов, перехода на модульный принцип обучения в вузах, но и позволили привлечь школы в качестве равноправных партнеров университетов в обучении будущих педагогов, повысить академическую мобильность студентов, создав гибкие образовательные траектории. Совершив такой прорыв в будущее, мы теперь ясно видим горизонты дальнейшего развития всей системы педагогического образования в России.
Во-вторых, очень важно то, что проект модернизации педагогического образования, по сути, стал проектом общенациональным. В его орбиту включились все категории педагогических работников – будь то школьный учитель, педагог дополнительного образования, воспитатель детского сада, профессор высшей школы. При этом речь идет как о педагогических вузах, так и о классических университетах.
Чрезвычайно широкой оказалась и география проекта. Его активными сторонниками стали десятки ведущих университетов нашей великой страны — от Калининграда на западе до Читы на востоке. Новые модули основных профессиональных образовательных программ сегодня апробируются в 13-ти вузах-участниках проекта и 32-х вузах-соисполнителях. В этой апробации принимают участие более 6000 студентов. Вот почему уже в самое ближайшее время мы ожидаем очень хороших, позитивных системных эффектов в деле подготовки педагогов во всех регионах Российской Федерации.
И наконец, несколько слов о будущем. Начиная с 2016 года, мы планируем масштабирование проекта модернизации педагогического образования. Здесь, как мне думается, — хорошее поле деятельности для недавно созданного Координационного совета по укрупненной группе специальностей и направлений «Образование и педагогические науки». На протяжении следующих трех, возможно, пяти лет Совету предстоит заняться еще более широким, адресным распространением лучших практик и кейсов проекта, разработкой и внедрением новых примерных образовательных программ, которые позволят университетам существенно перестроить подходы в системе обучения педагогов.
Не сомневаюсь в том, что новации обязательно дойдут до каждого университета, в котором готовят педагогов. Все вместе мы будем создавать такую ситуацию, когда процесс модернизации педагогического образования станет необратимым.
Представляем тематические выпуски по результатам первого и второго этапов модернизации педагогического образования в России:
- Результаты первого этапа — Психологическая наука и образование 2014. Том. 19, № 3
- Результаты второго этапа — Психологическая наука и образование 2015. Том. 20, № 5
- Результаты второго этапа (региональный опыт) — Психологическая наука и образование psyedu.ru 2015. Том. 7, № 4
О ходе реализации проекта на официальном сайте проекта.
Источник https://sn.ria.ru/