О религиозном мировоззрении и биографических концептах в журнале «Культурно-историческая психология»

20

В завершении 2019 года в журнале «Культурно-историческая психология» опубликован итоговый 4-й выпуск.

Рубрику «Теория и методология» открывает статья Джона У. Берри (Канада), являющаяся, по сути, кратким введением в экокультурный подход, с позиции которого автор рассматривает происхождение сходств и различий в поведении человека в разных культурах, а также взаимосвязь между культурой и поведением.

В.Д. Шадриков в своей работе дает определение понимания как факта нашей психической жизни и ставит вопросы о возникновении проблемы понимания и его механизмах. На основе предложенных с позиций культурно-исторического подхода представлений о механизмах понимания-непонимания автором рассматриваются пути достижения понимания в образовательном процессе.

Продолжает номер подборка статей, вошедших в рубрику «Эмпирические исследования».

Любопытным представляется факт, что в соответствии со стандартами дошкольного образования в Швеции у детей считается необходимым формировать представление о базовых химических процессах. О реализации этой задачи на практике с помощью программы игрового обучения, направленной на формирование у детей 3 лет представлений о молекулах и атомах, можно прочесть в статье Каруллы К. Видал и К. Адбо.

Интересующиеся вопросами психосоматики могут ознакомиться с исследованием Е.И. Рассказовой, в котором с позиций культурно-исторического подхода жалобы на нарушения сна и сонливость рассматриваются в связи с представлениями людей о том, какие функции выполняют эти симптомы в межличностном общении.

Влияние фактора духовных устремлений, религиозного мировоззрения на структуру и содержание ценностно-смысловой сферы психически больных продемонстрировано в исследовании Борисовой О.А., Гусева В.В., Двойнина А.М. и Копейко Г.И., а из статьи М.В. Клементьевой читатели получат представление о биографических концептах как психологических средствах осознания смысла жизни.

Завершает рубрику статья А.В. Конокотина, в которой представлены результаты экспериментального изучения включения детей с особыми образовательными потребностями и нормативно развивающихся детей в процесс совместного решения учебных задач на примере решения задач на понимание мультипликативных отношений.

В рубрике «Дискуссии и дискурсы» анализируются ключевые положения стратегии развития образования детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и обосновывается ее практическая значимость для модернизации системы образования детей с ОВЗ (О.А. Карабанова, Н.Н. Малофеев), представлен обзор исследований, посвященных проблеме профессионального самоопределения в юношеском возрасте в аспекте развития будущего профессионализма, обсуждается роль социокогнитивных и креативных факторов (О.Б. Чеснокова, С.М. Чурбанова, С.В. Молчанов).

Вниманию читателей предлагается также статья О.В. Рубцовой, продолжающая цикл «Цифровые технологии как новое средство опосредования». В статье раскрывается своеобразие некоторых традиционных видов деятельности в условиях их опосредования новыми технологиями: рассматриваются особенности чтения гипертекстовых структур в сравнении с текстами на бумажном носителе, описывается специфика игровой деятельности, опосредованной цифровыми технологиями, а также особенности общения в условиях виртуальной реальности.

Завершает новый выпуск журнала наукометрический анализ публикаций на русском и английском языках с целью выявления представленности ключевых понятий культурно-исторической психологии в российских и международных научных публикациях за период 2009–2019 гг., в котором применен, в том числе, анализ связей с помощью VosViewer (В.В. Рубцов, А.А. Марголис, А.А. Шведовская, В.В. Пономарева).

Полное содержание номера доступно по ссылке: https://psyjournals.ru/kip/2019/n4/index.shtml

Интересного и полезного чтения!