Символ как средство ориентировки в личностных задачах
Об использовании символа как средства ориентировки в задачах развития личности редакции портала психологических изданий PsyJournals.ru рассказал Арсений Сергеевич Белорусец, аспирант Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Роли символа в культуре посвящено множество работ. В своей статье А.С. Белорусец рассмотрел символ в персонологической перспективе не только как средство решения личностных задач, но и как средство их постановки, которое широко используется в практике психотерапии и психологического консультирования.
Автор описал модель работы с символом, основанную на ином понимании его функции, в отличие от понимания его как особой семиотической единицы: знака с необычными отношениями между означающим и означаемым. С точки зрения А.С. Белорусца, символ не означает, а воплощает определенное содержание.
Арсений Сергеевич обозначил проблему понятия символического средства или символического опосредствования, которое, по словам автора, «с одной стороны, является краеугольным для культурно-исторической психологии, с другой стороны, требует отдельного исследования и определения, потому что мы чаще встречаемся со знаково-символическим опосредствованием или знаковым опосредствованием».
А.С. Белорусец рассказал о попытке исследования символического опосредствования и подробно представил некоторые отдельные характеристики символа, отличающие его от знака.
О модели символического опосредствования ориентировки личности в задачах развития, проиллюстрированной наблюдениями из психотерапевтической практики, осуществляемой в рамках метода Ландшафтной аналитики, читайте в статье «Символ как средство ориентировки в личностных задачах: персонологическая перспектива» нового номера журнала «Культурно-историческая психология» (№1, 2020).
Слушайте 122-й выпуск подкаста PsyJournals Live: https://psyjournals.podster.fm/131
Публикация: Белорусец А.С. Символ как средство ориентировки в личностных задачах: персонологическая перспектива // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 1. С. 78–87. doi:10.17759/chp.2020160108