Главные редакторы научных журналов в сфере образования о перспективах публикаций молодых ученых
22 октября 2020 года состоялся круглый стол «Академическое партнерство» в рамках XIX Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей образования «Доказательный подход в сфере образования» (онлайн). В работе круглого стола приняли участие более 40 слушателей. С докладами и комментариями выступили представители российских издательств и научных журналов. Модератором круглого стола выступила Анна Александровна Шведовская (МГППУ).
Работу круглого стола открыл доклад «Научный журнал и стратегии создания международной исследовательской сети (international research network). “Вопросы образования” как case study», представленный Пенской Еленой Наумовной, доктором филологических наук, профессором НИУ ВШЭ, заместителем главного редактора журнала «Вопросы образования». В своем сообщении Елена Наумовна ответила на вопрос о том, какие механизмы нужны для того, чтобы стимулировать исследовательскую работу молодых ученых. Она отметила, что «температуру» исследовательского поля помогает измерять связь с широким кругом экспертного сообщества, поэтому у журнала есть постоянные проекты, поддерживающие эту связь – институциональные партнерства, библиотека журнала и другие.
В продолжении темы доклада Виктор Александрович Болотов, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, профессор НИУ ВШЭ, член редакционной коллегии журнала «Вопросы образования» обратился к молодым исследователям с призывом помнить, что «то, что вы утверждаете, это доказательные исследования в сфере образования», а не личное мнение или высказывание ученого, и подчеркнул, что журнал «Вопросы образования» ждет на своих страницах молодых авторов.
Тему вхождения молодых исследователей в научное публикационное поле продолжил в своем докладе «Журнал “Дефектология”: ресурсы развития молодых исследователей» Игорь Александрович Коробейников, доктор психологических наук, профессор, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», главный редактор журнала «Дефектология». Игорь Александрович, в частности, отметил, что в угоду публикационным показателям нельзя пренебрегать серьезной подготовкой исследователей, прежде чем они переступают порог редакции. Молодые исследователи не приходят «из вакуума», у них есть коллектив, в котором они работают, есть научный руководитель. Но зачастую при энтузиазме и высокой исследовательской мотивации они «варятся в собственном соку».
В уточняющем комментарии к докладу Игорь Викторович Вачков, доктор психологических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, главный редактор журнала «Клиническая и специальная психология» поднял вопрос о наличии или отсутствии предвзятости по отношению к авторам без научных степеней, отметив, что разделяет позицию неприемлемости «установочного» поведения по отношению к молодым авторам.
Екатерина Владимировна Щедрина, кандидат психологических наук, главный редактор журнала «Вопросы психологии» подняла проблему ответственности автора, направляющего статью в научный журнал, и отметила, что основное требование к подаваемым для публикации рукописям – наличие новой информации для специалистов-психологов.
Говоря о научных трендах в области социальной психологии, Наталия Николаевна Толстых, доктор психологических наук, профессор МГППУ, главный редактор журнала «Социальная психология и общество» отметила интерес к исследованиям в области коллективных форм деятельности в образовании, а также подняла вопрос о перспективах русскоязычных публикаций в современной ситуации интернационализации журналов.
Алексей Михайлович Кушнир, руководитель Издательского дома «Народное образование», главный редактор журнала «Народное образование» отметил важность практико-ориентированных публикаций и специфику языка подобных материалов.
В завершении круглого стола Анна Александровна Шведовская, руководитель управления информационными и издательскими проектами МГППУ познакомила участников с кратким обзором представленности журналов об образовании в контексте мировой карты науки.
Более подробно с программой Конференции можно познакомиться на официальном сайте мероприятия.