О профилактической работе психологических служб в учреждениях социальной сферы и образования в «Вестнике практической психологии образования»
Новый выпуск журнала «Вестник практической психологии образования» (№3-2022) посвящен обсуждению вопросов, связанных с профилактической работой специалистов психологических служб образовательных организаций, а также учреждений социальной сферы, обеспечивающих создание благоприятных условий образовательной среды, предупреждение психологических трудностей в развитии и социальной адаптации обучающихся и воспитанников, психологического неблагополучия, формирование и поддержание здорового образа жизни обучающихся, развитие личностных ресурсов, системы убеждений и ценностно-смысловых установок, повышение психологической защищенности, проработку психологической травмы.
Рубрика «Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством» описывает опыт экспериментальной апробации программы коррекции трудностей в освоении образовательной программы у обучающихся начального общего образования, разработанной на основе нейропсихологического подхода, а также представляет сведения о практической реализации профилактической программы, направленной на вторичную профилактику употребления психоактивных веществ у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Во второй рубрике номера «Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере» обоснована эффективность программы психопрофилактической помощи выпускникам в русле формирования компетенций, способствующих обеспечению психологической готовности школьников к государственной итоговой аттестации «ГИА: Шаг вперед (режим online)»; программы «Сенсорный мир на кончиках пальцев», направленной на снижение у слабовидящих и слепых обучающихся психоэмоционального напряжения, на их обучение навыкам психологической саморегуляции в условиях сенсорной комнаты; программы «Красота внутри меня», посвященной вопросу профилактики отклоняющегося поведения подростков с задержкой психического развития с применением комплекта игрового развивающего и реабилитационного оборудования «Мозартика».
Третья рубрика «Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды» включает три статьи: «Психолого-педагогический консилиум как обязательный компонент психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовании» — авторами подтверждена эффективность реализации комплекса мер, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности руководителей, педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения инклюзивных школ; «Профилактическая психолого-педагогическая программа «#Хочу. #Могу. #Развиваюсь. Stop выгоранию» — разработчики обосновали применение программы работы психолога с педагогическими коллективами и педагогами, направленной на предупреждение эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников; «“Игробург”: коррекционно-развивающая программа по развитию высших психических функций у дошкольников с ОВЗ посредством взаимодействия специалистов», в которой подтверждена важность реализации комплексного подхода, стратегий поддержки и помощи родителям и педагогам во взаимодействии с детьми с ОВЗ в процессе игровой деятельности.
В основу статей специализированного номера положены программы-победители и призеры Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде, проведенного на базе общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», развивающие научно-практические результаты выполнения проекта «“Экосистема детства”: апробация системной модели профилактики социальных рисков в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Все статьи выпуска читайте в открытом доступе на портале психологических изданий PsyJournals.ru.