Наследие К.Д. Ушинского и современная педагогическая практика: обсуждение на дискуссионной площадке «Наука в публикациях»

72

14 апреля на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» в рамках года педагога и наставника состоялся вебинар, посвященный педагогическому наследию К.Д. Ушинского. Ведущими выступили Виктория Викторовна Пономарева (директор Фундаментальной библиотеки МГППУ) и Бронюс Броневич Айсмонтас (профессор кафедры психологии и педагогики факультета Дистанционного обучения МГППУ).

После показа короткометражного фильма о Научной педагогической библиотеке имени К.Д. Ушинского с докладом выступил Виталий Юрьевич Сурвилло (директор ИЦ «Библиотека им. К.Д. Ушинского» РАО). Виталий Юрьевич рассказал про Константина Дмитриевича как основоположника научной и деятельной педагогики в России, приверженца классно-урочной системы. Отметил, что Ушинский отводил важную роль народной мудрости в обучении детей родному языку, используя народные сказки, загадки, пословицы, поговорки и прибаутки. Была подчеркнута значимость нравственного воспитания, которое ставилось выдающимся педагогом выше научного: народность христианство наука.  Был сделан вывод, что идеи Ушинского способствуют формированию русского педагогического самосознания и соответствуют современным общенациональным задачам, а значит, актуальны в наши дни.

Евгений Иванович Исаев (профессор кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования», МГППУ) посвятил свое выступление педагогической антропологии в понимании Ушинского. Было отмечено, что первые два тома сочинений Педагогической антропологии представляют собой изложение психологических знаний, необходимых педагогу. Направление педагогической антропологии приобрело популярность в Европе. Идеи педагогической антропологии реализуются при обучении студентов факультета «Психология образования» МГППУ.

Дмитрий Владимирович Лубовский (профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», МГППУ) рассмотрел значение психологии для наук об образовании с точки зрения Ушинского. Подчеркнул, что Константин Дмитриевич отвергал схоластическую психологию и приветствовал только эмпирическую.

Константин Дмитриевич Уляшев (старший преподаватель кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования», МГППУ) рассказал о характере Ушинского по воспоминаниям его современников. Было замечено, что труды Ушинского можно начинать читать с любой страницы в каждом отрывке найдется что-то полезное.

Артем Симонович Соловейчик (федеральный эксперт в области образования, редактор Издательского дома «Первое сентября») поделился своим отношением к библиотеке как  значимому элементу образовательного процесса. Рассказал о том, что важно воспитать человека со своим мнением и позицией, но включенного в культуру, понимающего наличие разных точек зрения. Высказался о недопустимости насилия в обучении.

В интерактивной части, которую курировали Светлана Леонидовна Савченко (старший преподаватель, заместитель декана факультета по учебной работе факультета «Социальной коммуникации», МГППУ) и студенты факультета  «Социальной коммуникации», развернулась живая дискуссия о возможности применения педагогического наследия К.Д. Ушинского в современной практике преподавания и воспитания.

Участники дискуссии говорили о пользе трудового воспитания, физического труда для гармоничного развития личности и творческого начала в условиях, когда труд изменился,  многие процессы автоматизированы. Согласились, что нравственные принципы не устарели и в современном обществе, применимы к представителям любых религий и к атеистам. А взгляды Ушинского на психологию как на эмпирическую науку соответствуют современным тенденциям.

В заключительной части вебинара прошла демонстрация презентации с цитатами К.Д. Ушинского, подготовленная студентами факультета  «Социальной коммуникации» МГППУ.

Видеозапись встречи с тайм-кодами доступна на YouTube-канале МГППУ.

Публикации по теме мероприятия:

  1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Задания и упражнения [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / Б.Б. Айсмонтас. М.: Юрайт, 2023. 233 с. URL: https://urait.ru/bcode/520242 (дата обращения: 30.03.2023). [Открытый доступ].
  2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2023. 226 с. URL: https://urait.ru/bcode/520237 (дата обращения: 30.03.2023). [Открытый доступ].
  3. Воронкова И.И., Уляшев К.Д. Взаимосвязь предметных и метапредметных результатов в «профиле учебных результатов» первоклассников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10. № 4. C. 44–52. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2018_n4/Voronkova_Ulyashev (дата обращения: 30.03.2023).
  4. Исаев Е.И. Основы проектирования психологического образования педагога: специальность 19.00.07 «Педагогическая психология»: диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук [Электронный ресурс]. М., 1998. 306 с. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_000248614/ (дата обращения: 30.03.2023).
  5. Исаев Е.И. Психологические основы педагогического профессионализма [Электронный ресурс] // Организационная психолингвистика. 2020. № 4(12). С. 21–36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44876414 (дата обращения: 30.03.2023).
  6. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебник для вузов / В.А. Гуружапов [и др.]; ответственный редактор В. А. Гуружапов. М.: Юрайт, 2023. 493 с. URL: https://urait.ru/bcode/510607 (дата обращения: 30.03.2023). [Доступ по подписке].
  7. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса [Электронный ресурс]: учебник для вузов. Часть 1 / И. В. Дубровина [и др.]. 5-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2023. 237 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/512552 (дата обращения: 30.03.2023). [Доступ по подписке].
  8. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса [Электронный ресурс]: учебник для вузов. Часть 2 / И. В. Дубровина [и др.]. 5-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2023. 280 с. URL: https://urait.ru/bcode/513172 (дата обращения: 30.03.2023). [Доступ по подписке].
  9. Руководство практического психолога. Психолог в школе [Электронный ресурс]: практическое пособие / И.В. Дубровина [и др.]. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2023. 206 с. URL: https://urait.ru/bcode/512888 (дата обращения: 30.03.2023). [Доступ по подписке].
  10. Ушинский К.Д. Собрание сочинений [Электронный ресурс]: в 11 т. Т. 2: Педагогические статьи, 18571861 гг. / ред. А.М. Еголин , Е.Н. Медынский, В.Я. Струминский. М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. 655 с. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t2_1948 (дата обращения: 30.03.2023).
  11. Ушинский К.Д. Собрание сочинений [Электронный ресурс]: в 11 т. Т. 8: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии, т. 1. / ред. А.М. Еголин, Е.Н. Медынский, В.Я. Струминский. М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. 774 с. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t8_1950 (дата обращения: 30.03.2023).
  12. Ушинский К.Д. Собрание сочинений [Электронный ресурс]: в 11 т. Т. 9: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии, т. 2. /ред. А.М. Еголин, Е.Н. Медынский, В.Я. Струминский. М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. 626 с. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t9_1950 (дата обращения: 30.03.2023).