Международный симпозиум «Глобальные вызовы и социальные изменения» в Кейптауне
Репортаж о мероприятии
В рамках международного проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки» (ESRC) состоялся третий по счету Симпозиум «Глобальные вызовы и социальные изменения» (Global Challenges and Social Change Initiative), прошедший с 7 по 9 марта 2011 года в городе Кейптаун (ЮАР). Темой Симпозиума стали коренные изменения в современном обществе и последующие за ними изменения в экономической, образовательной и социальной сферах стран с развивающейся экономикой.
Традиционно работа Симпозиума строилась по трем основным принципам:
- Предметность – аналитические узкодисциплинарные доклады специалистов каждой из стран-участниц (экономика, образование, благополучие);
- Дискуссионность – каждый доклад сопровождался обязательной дискуссией специалистов и слушателей;
- Экспертиза – сравнительная оценка услышанного экспертной группой с привлечением данных по всем странам участникам.
Симпозиум проходил в Конференц-центре «Бельмонт Сквер» и за три дня его посетило более ста слушателей, перед которыми выступили девятнадцать докладчиков.
Первый день Симпозиума открылся выступлением доктора Джоан Хардман (J. Hardman) (ЮАР), которая раскрыла основные цели проведения Симпозиума, обозначила темы выступлений на последующие три дня работы и представила каждого из участников международной экспертной группы. С приветственным словом к слушателям и участникам международного проекта обратился заместитель вице канцлера Университета г. Кейптаун (ЮАР) профессор Краин Содиен (C. Soudien). Он обозначил основные направления развития Университета в условиях пост-апартеида, остановился на трудностях и достижениях Университета с более чем столетней историей и выразил надежду на то, что результаты исследовательского проекта послужат целям выработки рекомендаций в модернизации образовательной политики государства в целом. Профессор К. Содиен высказал необходимость того, чтобы итоговый доклад проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки» был направлен в профильные департаменты ЮАР для ознакомления.
Далее последовал доклад директора Центра социокультурных и деятельностных исследований Университета г. Бат (Великобритания), профессора Гарри Дэниелса (H. Daniels) и специалиста в сфере экономики и образовательной политики профессора Хью Лаудера (H. Lauder), посвященный миссии и задачам проекта в целом и определению круга исследовательских вопросов, раскрываемых на примере трех стран с развивающейся экономикой – Бразилии, ЮАР и России. Интерес к докладу спровоцировал ряд дискуссии на тему о необходимости участия академического сообщества в построении образовательной политики страны, о теоретических и практических основаниях для модернизации образования. Доклад продолжили выступления экспертов проекта – профессора Анджелы Лессы (A. Lessa), Анны Шведовской, обозначивших основные тенденции в изменении экономики, рынке труда, благополучии и образовании в Бразилии и России.
Следующим докладчиком стала генеральный управляющий в сфере образования П. Винджевольд (P. Vinjevold), которая рассказала о финансировании образования в ЮАР и его влиянии на результаты обучения. Она привела данные о том, что в бюджет ЮАР 2011/2012 года заложено 36,4% - на здравоохранение, 36,2% - на образование, 11,2% - на транспорт, 7,6% - на культуру, спорт, туризм, 3,6 % - на социальное развитие. Отметив при этом, что финансирование образования в основном означает вложения в развитие материально-технической базы образовательных учреждений – ремонт школ, покупка книг и пр., но не на переподготовку или подготовку учителей или повышение уровня их заработной платы.
Профессор экономики и глава Национального исследовательского фонда Университета Стелленбош С. Ван дер Берг (S. Van der Berg) рассказал о влиянии качества образования и качества услуг на рынке труда. Наибольший интерес у слушателей и экспертов вызвала схема взаимосвязи «качество подготовки в школах и университетах - продуктивность и уровень зарплаты на рабочих местах». Карьерный рост находится в прямой зависимости от образовательной траектории: закончил хорошую школу – получил хорошую работу. А низкого качества образование с необходимостью приводит к получению малоквалифицированной и низкооплачиваемой работы. Переходы с уровня на уровень носят случайный характер. Закончить непристижную школу и получить хорошую работу можно только при большом везении. Таким образом круг «слабого» уровня образования замыкается.
Рис. 1. Взаимодействие школьной системы и рынка труда в ЮАР (доклад С. Ван дер Берга)
О целевом финансировании школ и решении проблем качества школьного обучения рассказали директор Института Детства Университета г. Кейптаун профессор С. Пенделбари (S. Pendelbury) и старший научный сотрудник Института Детства доктор К. Холл (K. Hall). Они подняли вопрос о низком образовательном уровне учителей в ЮАР. Не имея специального образования и не владея образовательными технологиями, учителя, особенно в начальных классах, не способны качественно учить. И одним из решений данной проблемы профессор С. Пенделбари видит в том, что главным медиатором между получаемым знанием и учащимся становится не фигура учителя, а учебные пособия.
Директор института исследований бедности сельских районов профессор А. Ду Тоит (A. Du Toit) и его коллега исследователь Д. Невис (D. Neves) провели анализ причин уязвимости молодежи из среды мигрантов. Во всех девяти регионах ЮАР наблюдается значительная миграция населения между городской и сельской местностью. Что провоцирует возникновение культурных, языковых и пр. барьеров в получении образования и экономическом благосостоянии молодежи.
Профессор психологии Университета г. Кейптаун профессор А. Дауэс (A. Dawes) в качестве приоритета в инвестициях в образование обозначил необходимость инвестирования в раннее детство. Но при этом отметил, что нельзя инвестировать в образование в вакууме. Необходимо учитывать и исследовать учитывать отсроченный эффект Национального интегративного плана развития образования, Национального образовательного теста и пр.
Cоциально-экономическое неравенство в ЮАР, провоцирующее проблемы в получении высшего образования, обсуждались в докладе декана факультета развития высшего образования Университета г. Кейптаун, профессора Н. Йелд (N. Yeld). До сих пор в ЮАР существуют проблемы, связанные с последствиями в том числе и расовой дискриминации – раздельные школы и университеты для белых, черных и цветных с различным уровнем качества и направленности образовательных услуг.
Профессор Н. Клоете (N. Cloete), директор Центра реформирования высшего образования, прочел доклад «Производство знаний в развивающихся экономиках». В инновационном «обществе знаний» (knowledge society) университеты играют роль «учреждений по производству знаний» (knowledge institutions) – на их базе производятся, аккумулируются, транслируются и используются новые знания. Лучшие вузы Африки (по версии Центра реформирования высшего образования):
- Ботсвана: Университет Ботсваны (University of Botswana)
- Гана: Университет Ганы (University of Ghana)
- Кения: Университет г. Найроби (University of Nairobi)
- Маврикий: Университет Маврикия (University of Mauritius)
- Мозамбик: Университет Эдуардо Мондлейн (Eduardo Mondlane University)
- ЮАР: Университет Нельсона Манделы (Nelson Mandela Metropolitan University)
- Танзания: Университет Дар эс Саллам (University of Dar es Salaam)
- Уганда: Университет Макерере (Makerere University)
Н. Клоете выделяет три этапа развития высшего образования в контексте экономического развития:
- 1 этап: развитие, основанное на факторах (factor-driven)
- 2 этап: развитие, основанное на эффективности (efficiency-driven)
- 3 этап: развитие, основанное на инновациях (innovations-driven)
Все страны участницы проекта находятся на втором этапе.
Рис 2. Индекс развития человеческого потенциала в Бразилии, России, Индии, Китае и ЮАР (доклад Н. Клоете)
Декан факультета психологии Университета г. Кейптаун, профессор Дон Фостер (Don Foster) выступил с докладом «Безопасность, благополучие и образование в Южной Африке». Он отметил, что политическое насилие коррелирует с индивидуальным: при «жестком» режиме уровень индивидуального насилия ниже. В настоящее время в южноафриканском обществе происходит так называемая «интоксикация насилием». Профессор Фостер говорил о том, что применяя физическое насилие как нормативное в семье даже в легкой форме, общество провоцирует появление поколений, транслирующее насилие дальше.
Проблема формирования идентичности молодежи в том, что образ маскулинности транслируется через гангстерскую идеологию. Самый яркий, успешный, финансово благополучный – это гангстер. Соответственно, нарушение социальных норм становится нормой современных подростков и юношей в ЮАР, что провоцирует повышение криминальной обстановки в обществе. Общество должно давать человеку возможность что-то делать, чем-то себя занять. Иначе возможен феномен потерянных поколений - missing millions (буквально - «потерянные миллионы»).
Доктор М. Принслу (M. Prinsloo), сотрудник педагогического факультета Университета г. Кейптаун, рассказала об обучении и развитии грамотности в раннем возрасте, педагогических воздействиях и их ограничениях. ЮАР – страна многих языков (11 официальных языков), но на практике эти языки не всегда работают вместе. Между учениками и учителями часто стоит языковой барьер, а также низкая лингвистическая компетентность самого учителя, неспособность объяснить материал понятным ученику образом.
В рамках Симпозиума состоялась презентация книги профессора Гарри Дэниелса «Выготский и обучение детей с потребностями», Continuum, 2011.
Официальная часть симпозиума завершилась двухдневными рабочими встречами экспертной группы. результатом работы которых станет ряд публикаций в международных научных журналах.
Ссылки
- Официальный сайт Симпозиума «ESRC Rising Powers Symposium – 2011»
- Г. Дэниелс, «Выготский и обучение детей с потребностями», Continuum, 2011
- Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки»